Читать или писать? Литература в школе

Миша Самарский
Вот такая была тема сегодня, 25 октября 2011 г. на телеканале «Подмосковье». Меня пригласили выступить в прямом эфире. Я согласился, поскольку это моя больная тема. Может, когда-нибудь мне предоставят времени побольше. Сегодня я ответил вкратце на несколько вопросов.

       Запись видео сделана из-за кулис:

http://youtu.be/rHusRoDbfh4

       Хорошо, что есть блог, Сказать хотелось бы следующее.

        Итак: всё-таки читать  или  писать? В общем-то, одно другому не мешает. Хотя я уяснил чётко следующее: чтобы писать хорошо и доходчиво, нужно много читать. Сейчас не могу припомнить, кто сказал (по-моему Вольтер), но однажды я у кого-то прочитал, что все книги написаны с помощью других книг.

         К сожалению, проблема чтения очень большая. Мои сверстники читают мало. Не все, конечно, но большинство перекочевало в интернет. Знаете, сейчас модно ругать молодёжь, дескать, раньше мы много читали, а сейчас молодёжь книгу не любит. Это неправда. Понимаю, что сейчас накликаю на себя гнев старшего поколения, но то, что я скажу, мне рассказали люди более, чем взрослые.  Страсть к вещизму началась задолго до перестройки. Моя бабушка рассказывала, как в семидесятые годы многие наши соотечественники подбирали книги в собственные библиотеки не по их содержанию, а по корешкам, чтобы к обоям подходили. Не надо путать количество проданных книг и прочитанных. И раньше, и сегодня, да и во все времена были те, кто читал так называемые модные книги. Это ничего общего не имеет с чтением – вдумчивым и осознанным.

         Главная проблема сегодня состоит в преподавании литературы в школе. Если мы ничего сейчас не изменим, положение будет только ухудшаться. Я обыкновенный школьник, не учёный, ни педагог, и мои знания пока не позволяют внести предложение, как изменить преподавание литературы в школе. Но то, что она преподаётся неправильно, это очевидно. Увы, сто раз увы, но многих авторов и их произведения в современной школе не изучают, а именно «проходят». И это уже не игра слов, это серьёзная проблема.

        Необходимо существенно подкорректировать перечень произведений. Чтобы  вернуть любовь к чтению, старые методы преподавания уже не пройдут.

        Первое: мы не можем не учитывать тот факт, что мои сверстники больше сегодня читают (я говорю не о книгах, а вообще об информации) не с листа, а с монитора. Неважно с какого – стационарного, компа, ноутбука, айпада, айфона.

       Второе: зачем сегодня читать полностью толстенный роман, где 80%  (извините) воды, если можно скачать из интернета краткий вариант и выудить суть произведения?

       Третье: молодые современные читатели хотят читать то, что их будет захватывать, увлекать, учить жизни и поведению в этой жизни, в современной.

         Конечно, сейчас в меня полетят камни, если я спрошу: для чего современному молодому человеку знать в подробностях произведения некоторых классиков? Я честно  написал об этом в своей самой первой книге «На качелях между холмами». Ох, и досталось мне от критиков. Но критика критикой, а каковы реалии?

         Скажите, пожалуйста, кто из вас помнит «Детские года Багрова-внука» Аксакова? Или, допустим, «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского? Или хотя бы то же «Детство» Толстого? Не спорю, красиво написано. Но, если быть откровенным до конца, я ещё не встретил ни одного ученика, который восхищался бы этими произведениями. Хотя встречал тех, кто прочитал их потому как это необходимо для образования. Но это было осознанное чтение, то есть не из-под учительской или родительской  палки. Понимаете? Я задумался: почему так? И знаете, у кого нашёл ответ? У Аксакова. Он честно признался: «Я и сам не знаю, можно ли верить всему тому, что сохранила моя память?»

          Так вот, если сам классик усомнился, то почему нам это должно нравиться?  Ведь в таких книгах много натянутости и искусственности.  Книги такого рода должны переходить в разряд специального, дополнительного и добровольного изучения.

          Ничего страшного не произойдёт. Наверное, вы будете смеяться, но Александр Сергеевич Пушкин стал гениальным поэтом, не читая многих произведений из нашей школьной программы.

          Основная задача школы – привить школьнику любовь к чтению. И неважно, что он будет читать. Главное – чтобы он влюбился в чтение. Не в какую-то книгу  конкретно, а  именно, повторяю,  в чтение. Пусть это будут «Граф Монте-Кристо» или «Три мушкетёра», «Человек-Амфибия» или «Лунный камень», «Два капитана» или «Над пропастью во ржи» - неважно. Если школьник полюбит читать, он сам придёт и к Лескову, и к Толстому, и к Тургеневу, и к Достоевскому, и к Гоголю.  Он просто не сможет пройти мимо них. Это как воздух. Захочешь дышать, выйдешь из душного помещения. Но, как говорится, каждому овощу – свой срок. Или как выражается мой дед: не надо бежать впереди паровоза. Я ничего не имею против физики, математики, химии, биологии. Я за то, чтобы существенно увеличить количество уроков по русскому и иностранному языкам. Но! ЛИТЕРАТУРА! Это предмет особый. Здесь, если мы не хотим окончательно убить любовь к книге,  подход должен быть совершенно иным.

           Сужу по себе. Я читаю книги с пяти лет. Начинал, как все:  с колобка,  красной шапочки, аленького цветочка и так далее. Признаюсь, не всегда брался за книгу добровольно. Сейчас уже не помню, но лет в семь-восемь родители мне сказали: вот тебе книги ( у нас большая библиотека), выбирай сам, что тебе хочется читать, но чтобы 30-40 страниц в день было прочитано и пересказано. Это тоже очень важно. Хотя, конечно, были книги и рекомендованные взрослыми – это естественно.  Но их всё равно было достаточно много.  Понимаете? У меня появился выбор.  Иногда я в день читал сразу три разных книги. В смысле, 10 страниц из одной, 10 – из другой и ещё десять – из третьей. И мне это нравилось. Я не корпел над одной книгой две недели, пытаясь понять смысл и разобраться в сюжетной линии.  Не зацепило – в сторону. Взял другую, третью.  И…  однажды случилось чудо. Я начал читать, чтобы вы думали? Каверина «Два капитана».

              И всё. Эта книга перевернула моё сознание. Я в один день перевыполнил план в пять-шесть  раз. Конечно, родители схитрили, я это сейчас понимаю. Они мне  сказали: это слишком много. Мне увеличили мне норму до 50-60 страниц в день. Но меня это не устроило. Словом, я проглотил книгу и понял, что это кайф, это драйв. Заметьте, моей переломной книгой стала  не произведение из школьной программы. А когда я добрался до «Графа Монте-Кристо», то уже вопрос «читать или не читать?» отпал сам по себе. Я и не заметил, как познакомился с Романом Романовичем Раскольниковым, затем с Григорием Мелеховым, с Чичиковым,  Коробочкой, Чацким, Онегиным, Жюльеном и другими персонажами русской и зарубежной классики. Но самое печальное, что я в это же время  мог получить двойку по литературе только из-за того, что не выучил какое-нибудь стихотворение или не вовремя прочитал, например, «Повести Белкина». Кстати, будь моя воля, я бы оценки по литературе в школе вообще отменил. Пусть учёные над этим подумают. Абсолютно убеждён, что это принесёт только пользу.

               Есть ещё один очень хороший метод. После прочтения книги посмотреть художественный фильм по произведению. Это тоже необходимо внедрить в школе. Я до сих пор стараюсь практиковать такой метод. Знаете, помогает. В результате, я к 15 годам перелопатил половину домашней библиотеки. Добрался до Мишеля Монтеня, и теперь это моя настольная книга.  Если вы заглянете в мой айпад, вы не найдёте в нём ни одной игры. Зато книг здесь хватит на всех. Единственная проблема – я часто проезжаю свою остановку в метро.

               Преподавание литературы в школе я бы разделил на два предмета. Чтение и письмо. Предлагаю рабочее название двух школьных предметов: Литературное чтение и Литературное письмо. При этом можно оставить список рекомендованных для чтения произведений. И всё. Читайте что хотите. Но, допустим, раз в неделю напишите обзор того, что вами прочитано. Пусть ученик выходит к доске (или  с места – не важно)  и читает всему классу свой шедевр. Представляете, как мы обогатим свои знания о разных книгах. Это как вирус. Завтра мне захочется прочитать неизвестную книгу. Послезавтра кто-то из моих одноклассников прислушается к моему мнению. И не надо бояться, что мы перестанем читать классиков. Нет, конечно. В этот поток обязательно вольются классические произведения.

            Может быть,  это и утопия. Но уверен: что-то нужно делать, нужно менять методы преподавания.  Считаю, что сегодня необходимо внедрять в образовательную систему аудиокниги. Вспомните, с каким удовольствием мы слушали в детстве бабушкины и мамины сказки. Нужно записывать аудиоспектакли для школьников. Кстати, это не так уж и дорого. Но полезность таких действий будет серьёзной. Иногда можно заразить ученика тем или иным произведением именно в формате аудиокниги.  Зачем же от этого отказываться? Наши предки когда-то ездили с удовольствием в каретах и верхом на лошадях, а сейчас пересели на мотоциклы и автомобили. Времена меняются. Тут главное – не отстать от жизни.

                И ещё один важный момент. Кто знает, какие произведения сегодня издаются шрифтом Брайля? С классикой ещё вопрос как-то решается, а вот современных авторов можно пересчитать по пальцам. Но это не дело. Слепые дети не должны чувствовать себя обеленными. Среди них очень много способных и талантливых людей. Это, конечно, отдельная тема. Но всё же о ней нельзя забывать. Слепые люди тоже хотят читать  развиваться. В конце концов все мы помним, как слепой человек написал книгу «Как закалялась сталь».

                Хотелось бы побольше литературных конкурсов среди школьников. Произведения победителей должны издаваться, поступать в другие школьные библиотеки. Если, например, какое-то произведение признано талантливым, значит, нужно его перевести на иностранные языки и продвинуть на Запад. Я недавно принимал участие в презентации Международного петербургского писательского форума в рамках книжной ярмарки на ВВЦ. И мы там немного поспорили с журналистом Максимовым. Он противник помощи молодым авторам со стороны государства. Дескать, талант и так пробьёт себе дорогу, и, если можешь не писать, то лучше не пиши.

            Я категорически не согласен с этим тезисом. Я же не призываю издавать всех и вся. Но, если  профессиональное жюри заметило юный талант, нужно всячески ему помочь. Не думаю, что наше государство разорится, если  оно будет издавать книги (пусть небольшими тиражами) победителей литературных конкурсов. Издатели подтвердят, как трудно сегодня издаться молодому автору без поддержки. То у них там серии какие-то, то объём не соответствует требованиям, то формат не тот. Много всяких заморочек.

             Но, если хотите, это тоже наше национальное достояние. Кто знает, кого вы поддержите на первоначальном этапе? Может, это будущий Достоевский или Пушкин. Молодой писатель часто прекращает писать, потому что он находится в безвыходном положении. Извините, но ему ведь тоже нужно на что-то жить. И вместо того, чтобы продолжать творить, человек уходит в бизнес или к работодателю, чтобы добыть себе на пропитание. Почему-то никто не считает зазорным поддержать материально способного юного футболиста, фигуриста, теннисиста, хоккеиста. И это правильно. Сегодня поддержали, а через несколько лет, он станет чемпионом мира. Но почему же мы разбрасываемся юными талантливыми творцами – писателями, поэтами, художниками, композиторами? В результате наша страна несёт колоссальные интеллектуальные потери.

            Вы посмотрите, что творится. Мы читаем американских писателей. Смотрим американские фильмы, ходим на зарубежные спектакли, слушаем западную музыку. А где же Россия? Где наши новые, молодые имена? И они есть. Но многие просто не могут достучаться до издателя.

            Я считаю, мне просто повезло. Баловался. Сочинял всякие рассказики, басни, сказки. Потом из рассказов получилась повесть. Я взял да и  разослал первую рукопись по издательствам. Мне через несколько дней стали звонить и предлагать издать книгу. Вот так и появилась  «На качелях между холмами», которая  вышла в 2009 году в издательстве «Аграф».  И я вам скажу честно: только благодаря моему первому редактору Алексею Васильевичу Парину (ведущий на «Эхо Москвы» передачи «Оперный клуб») , я продолжил писать. Он поддержал меня морально. Помог поверить в свои силы. Он не стал меня нахваливать. Сказал честно: книга далека от совершенства, но бросать писать ты уже не имеешь права. Вот так и появились мои следующие книги «Радуга для друга» и «Двенадцать прикосновений к горизонту». Сейчас я заканчиваю четвёртую книгу, которую мне предложили издать в  «Эксмо». Конечно же, я уже не брошу писать. Но сколько молодых ребят по России, рассылает свои творения по издательствам, журналам, альманахам, где их попросту никто не читает. Может, это грубое сравнение, но, если вовремя не поддержать юного спортсмена, то ещё неизвестно, кто из него вырастет. Тут, как говорится, дорога ложка к обеду.

            А потому я призываю всех, кому дорога наша страна, кто думает о будущем России, о её культуре, литературе, самобытности, будьте более внимательными к подрастающему поколению. Не ленитесь, вовремя поливайте свои саженцы. )))