Рейс длиной в полвека

Алексей Курганов
«Хотите верьте, хотите –нет…», но «Полосатому рейсу» в эти дни исполняется ровно полвека. Фильм давно уже стал культовым, вошедшим во все учебники и пособия по советской кинематографии, хотя международными наградами обижен: всего лишь «серебряный приз» международного кинофестиваля ДЕТСКИХ (?) фильмов в Калькутте в 1973 году (При чём тут фильмы и какая-то Калькутта? Ах, да, это же столица Бангладеш - а там тигры…). Интересно, что показанная в нём история имела если не стопроцентную, то всё же имевшую место быть на самом деле подоплёку: сценарист Виктор Конецкий, по профессии – моряк, в одном из своих рассказов поведал, как на их судне перевозили трёх медведей, и один из них каким-то образом вылез из клетки, и команде стоило немало рискованных усилий загнать его обратно… Конецкий, как всякий талантливый человек, был весьма наблюдателен и памятен, поэтому и зацепился за эту «животную» тему. В результате получился великолепный, ни на что не похожий сценарий.
Если Конецкий к тому времени был уже весьма широко ЧИТАЕМЫМ писателем, то о режиссёре Владимире Фетине знал лишь очень узкий круг его коллег, в основном - по киностудии «Ленфильм». Фетин - обрусевший немец, сын немецкого барона Фетингофа, участник Великой Отечественной войны, автор сценариев для «Фитиля», муж известной актрисы Людмилы Чурсиной  (они познакомились на съёмках фильма «Донская повесть», которую снимал именно Фетин). Всего в его режиссёрском активе десять картин, среди которых, кроме вышеназванных, «Виринея», «Таёжная повесть», «Пропавшие среди живых» и другие.
Что касается актёрского состава, то помимо суперпопулярных профессионалов Грибова, Леонова, Алексея Смирнова, здесь снялись Иван Дмитриев в роли старпома Олега Петровича и Маргарита Назарова в роли буфетчицы Марианны. Дмитриев не запомнился зрителям каким-то очень яркими киноработами (хотя снялся более чем я пятидесяти фильмах): он был театральным актёром, и его судьба не изобиловала каким-то необычными профессиональными и житейскими особенностями. Зато судьба Назаровой достойна приключенческого романа с, увы, очень грустным финалом. Во время Великой Отечественной войны она была угнана в Германию, где работала в Гамбурге сначала домашней прислугой, а затем танцевала в кабаре (конечно, с её-то «арийской» внешностью!). После возвращения в СССР работала в рижском цирке. Работала сначала акробаткой, потом занялась дикими животными  Вышла замуж за коллегу, Константина Константиновского. Кстати, именно она играла за Леночку Крылову (Людмила Касаткина) рабочие сцены в другом советском культовом фильме - «Укротительнице тигров» (помните сцену на арене, когда укротительница стоит к камере то боком, то спиной?). В последние годы жила в Нижнем Новгороде. 26 октября 2005 года скончалась в бедности и одиночестве в своей нижегородской квартире.

Самый точный признак «культовости» наших, советских и российских фильмов –это когда его начинают растаскивать на цитаты. «На вымя не наступи!», «»Красиво плывёт вон та группа в полосатых купальниках!», « «Мамочка, ты мне всегда снишься в каком-то экзотическом виде» и другие прочно вошли в нашу жизнь.
Что касается такой «долгоиграющей» популярности, то здесь, конечно, несколько причин. Главные: великолепнейщая игра актёров, и отсутствие всякого даже намёка на пошлость и этакое «хохмячество», чем грешат практически все современные российские фильмы, претендующие на название «кинокомедия». Дело здесь в том, что наше сегодняшнее кино, увы, перестаёт быть ТВОРЧЕСТВОМ. Утрачивая свою именно творческую индивидуальность, оно всё больше и больше приобретает признаки КОНВЕЕРА, ИНДУСТРИИ. Потреблять такой «продукт», конечно, можно, на вот надолго запоминать его «вкус» уже не получается по той простой причине, что ничего запоминающегося в этом «вкусе» просто нет. Примеров –предостаточно, и это, конечно, очень печально. Остаётся уповать на старые добрые советские фильмы, которые до сих пор, несмотря на «почтенный» возраст, так и не утратили своих свежести, светлой наивности и оптимизма, которых так не хватает всем нам в нашей сегодняшней, не очень-то весёлой жизни.