О простоте

Людмила Либерцева
ПРЕПРОСТОЙ - препростый, самый простой; о ЧЕЛОВЕКЕ - весьма простодушный, прямой, добродушный, не гордый. - В.Даль

Известен такой святой - Преподобный Павел Препростой. Жил в IV веке, Препростым он назван за свое простосердечие и незлобие. Простота и невежество это не синонимы.
Трудно не согласиться с такими словами, которые я прочла на одном из православных форумов:
"Преподобный Амвросий Оптинский некогда сказал золотые слова: «Где просто, там Ангелов со сто»...
Но эти слова не про нас.Сегодняшний мир ежедневно обращает к христианам тысячи вызовов. И человек, который не воспитан в традиции религиозной мысли, оказывается беззащитен. Он не может отличить подлинное от подделки.Так что сегодня "где просто - там ересей со сто". Так и в самой церковной среде, а уж тем более в светской".
Без знания своей веры человек просто не может правильно объяснить во что он верит. Таким образом, вместо Христианства, учение которого всегда подразумевало целую систему четких догматов(границ истины), получится просто некий набор смутных, полу-языческих представлений и суеверий.
Знания о Боге, выраженные в Писании, Предании и Догматах Церкви, даны либо напрямую Самим Богом, либо получены через тех святых людей, которые своей верностью Богу заслужили право нести Его Слово и волю. И все это было дано нам для нашей пользы.

А нежелание знать свое вероучение - это просто добровольная слепота и добровольное безумие.
Иеромонаху Серафиму Роузу принадлежат важные такие слова: "У Святых Отцов мы находим "разум Церкви" - живое понимание Божия Откровения. Они суть наше соединяющее звено между древними текстами, содержащими Божие Откровение, и сегодняшней действительностью. Без такого звена - каждый человек сам по себе, и, как результат, - бесчисленное множество интерпретаций и сект".

Так что же сегодня такое смиренная простота? Может быть, это по наставлению братии Оптинской обители можно понимать так:
"Смотри в себя,
и будет с тебя".

Не познав себя, как судить кого-то? Но весь смысл в том, что познав себя, никого судить и не будешь...

"Не хвались горох,
что ты лучше бобов:
размокнешь —
сам лопнешь".

Н.Ильичева приводит речения оптинского монаха новейших времен, отца Трофима: “Он, по рассказам многих паломников, был по своему духовному устроению близок к оптинским старцам. Разговаривал с ними шутливыми, краткими изречениями, часто в рифму, как старцы Амвросий и Нектарий. Например, увидит курящего за оградой монастыря паломника и с улыбкой скажет:

 
Кто курит табачок,
не Христов тот мужичок.

 А тем, кто мог вместить, говорил такое:

 
Согнись, как дуга,
и будь всем слуга”.

Нельзя не вспомнить о трагической кончине о. Трофима: на Пасху 1993 г. сатанист зарубил троих монахов прямо посреди двора Свято-Введенского монастыря “Оптина пустынь”.

Отец Геннадий (Давыдов) из села Покровка Белгородской области, скончавшийся в 1997 году схиархимандритом Григорием, в ответ на неискреннее, “автоматическое” покаяние говаривал:

 
"Бог простит
и прихворостит!"

"Прихворостит" — это значит "поддаст хворостиной"? Или "добавит хворосту" в костер, на котором ты горишь? Или здесь речь о хворости — болезни, которую посылают свыше в наказание за грехи?
Думаю, что хвори эти даны для осмысления своих поступков и нераскаянных грехов.

Святитель Тихон Задонский говорил:

"Не тот славен,
кого мир славит,
но тот, кого Бог прославит".

За многолетний подвиг преподобному Павлу Препростому Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов. Павел беспрекословно исполнял все, что бы ему ни приказывали, таким образом достиг высоты духовного совершенства. Такое великое смирение в простоте.
 А впрочем, "празднословием всякого занимать -
молитву к Богу отнимать". На том и остановиться пора.