Предприятия по оказанию религиозных услуг

Иван Фактолюбов
   Что тут этого Энергодара? – 40 мин. пешком вдоль, 20 мин. поперек, и населения не так много. Но есть немало интересного и любопытного в этом городе. Последние 20 лет в стране укрепляются, совершенствуются, модернизируются рыночные отношения во всех сферах жизнедеятельности. Соответственно, все что не приносит прибыль является убыточным для бюджетов разных уровней несмотря на оказываемый положительный эффект в социальной сфере. Сюда относятся всевозможные кружки для детей, библиотеки и пр. социальные объекты. Наш город в этом плане выгодно отличается от других и являет собой недобитый островок коммунизма, что очень многих напрягает, т.к. не дает стричь население по полной. Но все же, уверенным шагом рынок берет свое и мало-помалу бесплатные услуги уходят вслед за создавшей их эпохой, освобождая место для частного предпринимательства.
    Проходя изо дня в день по тем же самым улицам, я наблюдаю постоянный рост торговых площадей будь то в бывших квартирах на первых этажах жилых домов или в специально построенных торговых центрах. Вывески сменяют одна другую, кто-то съезжает с одной точки и перебирается в другую, кто-то освобождает нишу и выбывает из этой гонки на выживание в погоне за прибылью. Но есть сегменты рынка, которые вопреки снижению уровня жизни населения показывают завидный рост и расширяются, захватывая новые территории. Это магазины торгующие алкоголем, а также предприятия по оказанию религиозных услуг. Об этих двух секторах коммерческой деятельности можно смело сказать: - К ним не зарастет народная тропа! Продукты питания тоже являются развивающимся направлением, но их я не учитываю, т.к. продукты питания являются необходимыми для выживания человека, в отличие от наркотика которым является алкоголь, и религии, которая как сказал один из великих исторических личностей, есть опиум для народа.
   Пройдемся немного по городу. Вот на краю леса стоит дом для молитвы. Господа баптисты, которым он принадлежит, помимо оказания религиозных услуг, разливают питьевую воду, охватывая довольно большой сегмент этого рынка. Дом у них солидный, построен одним из первых, что говорит о должном уровне организации данного предприятия и солидном источнике финансирования. Взаимопомощь, сотрудничество и блат, доступные только для акционеров данного предприятия, делают его неким закрытым клубом или обществом, где с его членов взимается абон. плата, а дивиденды выплачиваются не деньгами, а посредством оказания помощи с устройством на работу, учебу за границей, и прочими важными услугами.
   Следующими идут «Свидетели Иеговы», к сожалению, я не знаю, где расположен их офис в данное время. Средства «свидетелей» позволяют арендовать довольно большие площади. От конкурентов их отличает высокого качества полиграфия, раздаваемая совершенно бесплатно, и назойливость коммивояжеров распространяющих ее. Это говорит о серьезном подходе к рекламе своего бренда, постоянной работе с персоналом, и серьезном источнике финансирования. Хозяйственная деятельность «свидетелей» не особо отличается от принципов ее ведения баптистами.
   Во дворе образованном несколькими домами расположилась «Березка», настоящего названия, как и многие горожане, не знаю, а вот «Березку» думаю, знает большое количество человек. Правда, само здание магазина поглотил новострой, но ярлык остался. Отстроились они не за один год, видимо находятся на хозрасчете, но раз строятся, значит есть за что.
Если названия выше перечисленных торговцев религиозными услугами я запомнил, то названия других я путаю, поэтому буду указывать их место нахождения без упоминания названия предприятия. Недалеко от кольца, по соседству с «Березкой», расположился еще один религиозный комплекс, огороженный забором. Здесь помимо самого дома предназначенного для проведения обрядов располагается чуть более скромный домик для обслуживающего персонала. Здесь, как и в «Березке», не берут абонплату, а живут за счет т.н. пожертвований и платы за проведение обрядов, проходящей по этой же статье.
   На Набережной, в помещении бывшего видеосалона есть еще одно заведение православного толка. Оно мне запомнилось по статье в местной прессе, в которой рассказывалось о проблемах этой фирмы связанных с отсутствием возможности установки куполов, из-за трудностей найти мастера способного их создать. И вот в один прекрасный день, благодаря городской власти в лице мэра и с трудом отысканному мастеру, купола были изготовлены, и установлены на … козырьке перед входом в сей храм, в количестве трех штук, размером со школьный глобус каждый.
   Если «дочки» заграничных фирм получают кроме членских взносов материальную помощь на развитие бизнеса от своих головных организаций, то православным приходится рассчитывать на милость населения. Так же помогают в сборе средств добровольцы в лице пожилых прихожан, бороздящих просторы городского рынка в любое время года, и заунывно, нечленораздельно поющих что-то. Желание получить путевку в «рай» вынуждает их с риском для жизни наматывать километры по 30-ти градусной жаре, вместо того чтобы сидеть в прохладном месте в состоянии покоя. На какой центр оказания религиозных услуг они работают, не знаю, возможно, на один из названных мной.
   Ну и наконец, как и положено филиалу серьезной компании, идет строительство самого крупного в городе религиозного объекта под кодовым названием «Храм», на средства НАЭК «Энергоатом». Причем, как и положено главному объекту, этапы его строительства постоянно освещаются в прессе. На деньги выделенные на объект, можно было создать много полезного для города, но руководство промышленного гиганта видимо решило переадресовать просьбы, чаяния и требования трудящихся некоему Богу, таким образом, сняв с себя всякую ответственность и обязательства за развитие социальных объектов.
   Еще есть крест, установленный возле мэрии, на месте злачного заведения носившего многозначительное название «У лукавой тещи». Что он символизирует, не знаю, видимо застолбили место на будущее. Другой крест вырос возле первой проходной ЗАЭС напротив ПМТ (полномасштабного тренажера). Он какой-то низкий и без надписей, которые могли бы прояснить ситуацию о его назначении. Я слышал две версии, первая гласит о том, что на этом месте будет часовня, правда непонятно для каких целей, видимо, чтобы провинившийся персонал приходил каяться за содеянное. Вторая гласит что провинившихся будут предавать распятию на этом кресте, чтобы другим неповадно было.
   Может я кого-то и упустил по незнанию, вы уж меня простите, но вроде бы перечислил всех. Есть еще всякая мелочевка в виде листовок с молитвами, расклеенных по крайней мере в одном из буфетов ЗАЭС. Но, это скорее всего инициатива предприятия оказывающего услуги общепита и волнующегося за желудки персонала, а не длинная рука кого-то из служителей культа.