Проповедь исихазма

Новый Бурбаки
«Воспоминание имеет большое преимущество – начиная с потери, оно уверено в себе, потому что ему больше терять нечего.» – Серен Керкегор «Повторение» стр. 36 в «Несчастнейший». Сборник сочинений. / Серия «Религиозные мыслители». – 3-е изд. – М.: Библейско-бгословский институт св. апостола Андрея, 2007. – 368 с.

Однако полное превосходство у желания вспоминать, когда есть что вспомнить, но такое желание всегда объято страхом неповторимости, потому что повторение – это истинное счастье, которого мы не ждём. Не ждём лишь потому, что его по настоящему никогда не знаем, ибо мы вечно несчастные. Быть чуть-чуть счастливым, это значит вспоминать, не опасаясь не повторения и рассчитывая на новое ощущение, которое ускользнуло в первый раз. Быть чуточку счастливым – это вспоминать, вспоминать и вспоминать, что значит тренировать память, а значит поддерживать воспоминание новизной. Это состояние есть здоровая психическая жизнь, так как черпает из прошлого, нацелено в будущее и всегда в настоящем. Это пересечение субъективного и объективного, т.е. полнота нравственного выбора. Мы опираемся на Керкегора, развивая его философию.

Мне кажется удалось передать дух нравственного атеизма снова, не упоминая Бога, который в представлении Керкегора «несчастнейший» из всех «несчастных» и не в гробу, который его собственность, у которого расположились все «несчастные» в плаче по Нём. Не стоит оплакивать, ибо мы не были свидетелями Его и не будем, но мы – свидетели в настоящем, а потому счастливые хотя бы чуточку. Разве не счастье быть свидетелем воскресшего. Мы в положении превосходства перед Фомой, потому что с Фомой было всё в прошлом. Мы в положении превосходства перед праведниками, которые Его узрят в будущей вечной жизни. Мы свидетели в настоящем, в данном мгновении, и, хотя субъективные материалисты, мы истинные миссионеры, так как свидетельствуем о Нём. Он с нами… и мы воскресли с Ним, не умирая. Это переход из жизни земной в Рай, который не за гробом, который чуть-чуть не коснулся гроба, который нам не принадлежит.

Люди, будьте хотя бы чуть-чуть счастливыми, не бойтесь желания вспоминать, не пугайтесь его появления. Вспоминайте Его сейчас, в настоящем. Будьте субъективными материалистами, нравственными атеистами, исихастами. Место, где вам молитвенно благоприятно вспоминать молча – храм, как материальное воплощение Церкви Святого Духа. Это древнейшая традиция. Мало того, что эстетическое чувство питает веру, веру поддерживает нравственный выбор, этический принцип места молитвы – храм. Это вторая сторона соборности, первая из которой – хор.

Но, скажете вы, как же хор? Это ведь не молча? Отвечу. Храм и хор это вне мира, они не должны обмирщаться, они священнические, святые. Мы в хоре и храме, а значит воцерковлены. Вчера ещё не были, завтра может быть будем в миру, но сейчас мы устремлены к Нему. Этой цели надо жаждать систематически, настойчиво. В этой цели наша религиозность, соборная религиозность. Это третья сторона соборности, и вряд ли родится пророк, который укажет четвёртую сторону, так как Он дал нам в этом свободу, чтобы мы не связывали себя ограничениями в вере, чтобы наша миссия существовала, становясь в настоящем. Тут мы гуманисты как Жан Поль Сартр, чтобы его превзойти. И я не лгу!

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

© C.A.Zhunusov 2003 Exclusive Re-mix 26.10.2011 22:00
© Черненко Л.П. 1946 Exclusive Re-mix 26.10.2011 22:00
© Буда Чернец 1999 Exclusive Re-mix 26.10.2011 22:00
© Travkine 1996 Exclusive Re-mix 26.10.2011 22:00
© Ыскер Ывин 2011 Exclusive Re-mix 26.10.2011 22:00