Зима, которой не было. Пролог

Марина Максимова
                1.
Несмотря на то, что уроки в школе давным-давно закончились, а по-декабрьски хлесткий ветер не давал спокойно гулять во дворе, Девочке абсолютно не хотелось домой. Однако, ей пришлось пересилить себя, войти в подъезд и начать долгий подъем по усыпанной окурками лестнице, чтобы в конце пути увидеть обитую зеленым дермантином дверь столь нежеланной сейчас квартиры. Больше всего на свете ее сейчас тянуло развернуться, снова выбежать во двор и дотемна бродить по засыпающим улицам, наблюдая за тем, как в домах с маленькими балкончиками, украшенными лепниной, загораются ярко-желтые окна. Может быть, там, на кухне под лампой с оранжевым абажуром, собираются добрые, любящие друг друга люди, которые вместе пьют чай с домашними пряниками. А, возможно, обитатели какой-нибудь из этих квартир смотрят старую комедию и смеются до упаду. Девочка обожала фильмы советских времен, особенно те, где речь шла о парне по имени Шурик, или о ворах, называющих себя «джентльменами удачи».

И теперь, стоя у запертой двери, она думала о том, как хорошо бы сейчас свернуться калачиком на диване и посмотреть что-нибудь смешное, а лучше почитать. Перед взором Девочки тут же предстал старый стеллаж, состоящий из поставленных друг на друга книжных полок, с которых можно было достать какие угодно интересные истории. Чем притягательнее было название тома, тем, по закону подлости, выше он стоял, вынуждая Девочку карабкаться по шкафам, чтобы добыть заинтересовавшую ее книгу. Подойти бы сейчас к этому заветному хранилищу, протянуть руку и унестись в выдуманные дали!  Да только до шкафа было просто так уже не добраться.

До сих пор Девочка не могла поверить в то, что собственная комната превратилась для нее в запретную территорию, вследствие чего им с матерью приходиться ютиться в зале, куда переехало громоздкое старое пианино и столь же древний письменный стол. Таким образом, просторное помещение, в прошлом служившее гостиной, волшебным образом приняло вид маленькой неуютной крепости, где для полного сходства не хватало лишь замка на двери.

Разумеется, для Девочки не могло быть секретом, что отец в течение нескольких лет регулярно употреблял водку, вероятно, считая эту жидкость лекарством от всех неприятностей.  Все чаще он возвращался домой, едва держась на ногах, и настойчиво звонил в дверь, оглашая подъезд своими бессвязными воплями. Мать, в конце – концов, сдавалась, и дверь уныло отворялась навстречу очередному семейному скандалу, обрывки которого отлично были слышны в комнате Девочки. И сердце ее радостно сжималось, когда она улавливала желанное слово «развод», потому что больше всего на свете она мечтала о том, что это пьяное недоразумение исчезнет из ее жизни, оставив их с матерью в покое. Но на данный момент все закончилось тем, что их квартира раскололась на два враждебно-нейтральных лагеря: зал и бывшая детская. Они и отец.

Это была та самая сводящая с ума холодная война, когда не слышно выстрелов и взрывы не тревожат тишину, но сам воздух пронизан тревогой и войска замерли в ожидании боя. Атмосферу, царящую в квартире, можно было сравнить с затишьем перед бурей, когда вот-вот должна грянуть гроза, но отчего-то медлит. И, когда входная дверь, еле скрипнув, отворилась, пропустив Девочку внутрь, она сразу поняла, что дома ничего не изменилось. Значит, вечер пройдет точно так же, как и предыдущие: отец устроится в детской в компании бутылки, мать на кухне будет рассказывать подругам о свалившемся на ее голову несчастье, а ей только и остается, что бродить по комнате, слушать старые кассеты на хрипящем магнитофоне и смотреть в надвигающиеся сумерки.

Впоследствии Девочка не так и не смогла вспомнить, как именно ей пришла в голову эта блестящая идея, вполне закономерно сделав вывод, что она возникла сама собой, без всяких предпосылок. Возможно, в данном случае решающую роль сыграло то, что книги были самыми верными друзьями нашей героини, или ее вечное желание стать участницей описываемых на любимых страницах событий, и во мраке, окружавшем девочку со всех сторон, возник слабо мерцающий путеводный огонек. Да, у нее нет друзей, которым можно было бы рассказать о своих проблемах, а книжные герои никогда не смогут прийти к ней, чтобы хоть как-то утешить. А если ей самой отправиться к ним? Ведь всегда можно представить, что она тоже была полноправной участницей описываемых событий, воевала бок о бок с другими персонажами, делила с ними пищу и ночлег, просто автор забыл написать о ней, вот и все.

И, поскольку Девочка никогда не жаловалась на отсутствие фантазии, эта идея показалась ей блестящим выходом из создавшейся ситуации. Не нужно сбегать из дома, плакать в подушку и жаловаться кошке на то, что никто в этом мире не хочет ее любить, если можно создать себе персональное убежище, где все будет устроено по ее желанию. Пускай родители ругаются, разводятся, делят комнаты, пусть хоть дом распилят напополам – ей будет все равно, потому что она отныне переезжает в другое измерение. Хотя бы мысленно.
Самым сложным для Девочки было выбрать наиболее привлекательную для переселения реальность, однако, и этот вопрос был решен в течение нескольких минут. Следующий шаг – представить этот мир как можно детальнее, увидеть каждую прожилку на листочке и впадинку на земле, почувствовать запах поля и свободы, услышать далекое ржание коней и переступить порог, разделяющий две реальности.

Повинуясь еле слышному зову рождающейся в вечерних сумерках Сказки, раз за разом Девочка пробовала мысленно нарисовать себе уютную полянку, которую надежно охраняют вековые деревья. Сперва она чувствовала, как последние остатки разума сопротивляются этому бессмысленному занятию, но потом осталось лишь детское увлечение новой незнакомой игрой, обещающей впереди какую-то загадку. И солнечная полянка, вначале казавшаяся не более, чем иллюстрацией к очередной сказке, становилась все более реальной, как будто бы Девочка вдохнула в этот мир жизнь, сделав его частью себя.  А после она  обнаружила, что стоит по колено в душистой траве, вдалеке синеет река, а ветер развевает ее волосы, как будто пытаясь рассказать о грядущих приключениях. Все ждет впереди: полузнакомые манящие города, танцы до упаду и толпа поклонников, добивающихся ее внимания. И, звонко рассмеявшись, Девочка побежала босиком по теплой гостеприимной земле, абсолютно забыв о том, что на самом деле она сидит на диване и пустыми глазами смотрит в никуда. Так она ушла в первый раз, когда ей было всего двенадцать лет.


                2.

Подумать только, у нее действительно получилось!! И, окрыленная столь неожиданным успехом, следующие несколько недель Девочка занималась исключительно обустройством новой среды обитания. Усилием мысли она воздвигала неприступные стены городов, творила время и пространство и корректировала сюжетную линию избранной для переселения книги, перекраивая все происходящие события с учетом собственного в них участия. Недоступные ранее герои охотно принимали Девочку в свой круг, дрались на дуэлях за ее единственный взгляд и постепенно становились для нее ближе, чем реально существующие родственники.

Теперь лицо Девочки часто освещала счастливо-мечтательная улыбка, происходящая оттого, что в жизни нашей героини появилась потайная дверца, через которую можно было всегда проникнуть в собственный мир и наглухо закрыться в нем от любых проблем. Как ее могло волновать то, что одноклассники не бросают заинтересованные взгляды в ее сторону, если там, за гранью фантазии, она была окружена взрослыми мужчинами, ухаживающими за ней в традициях Галантного века? В королевстве Иллюзий Девочка превосходила  красотой всех известных ей сказочных принцесс, тело ее было гибким и ловким, а золотистые волосы мягкими волнами спускались ниже талии. Она была заразительно веселой, смешливой и дерзкой, какой никогда не решалась быть в реальной жизни, проходящей под пристальными взглядами родителей и враждебно настроенных одноклассников. Она любила свой мир, и он отвечал Девочке взаимностью, готовый распахнуть свои цветущие объятия в любую минуту. И она радостно ныряла в пространство под названием Мечта, с досадным запозданием реагируя на происходящие в реальности события. На задаваемые преподавателями вопросы Девочка, до недавнего времени считавшаяся отличницей, стала отвечать невпопад, да и в обычной беседе наша героиня вскоре была способна лишь рассказывать о происходящем в ее мире событиях, что еще более отталкивало от нее окружающих.

Лишь с течением времени, когда Девочка окончательно завершила построение своего призрачного королевства, она стала с изумлением понимать, что ее вселенная, казалось бы, не имеющая границ, является замкнутым пространством. Она вглядывалась в лица столь полюбившихся персонажей, и теперь отлично видела, что они никогда не были по-настоящему живыми. По сути, Девочка являлась свого рода ключиком, приводившим в движение механизм этого искусственно созданного рая, а все остальные герои были всего лишь марионетками, выполняющие ее приказы. Даже здесь, в своем личном пространстве, она почувствовала себя еще более одинокой, чем раньше. А если она догадалась, что из благих намерений сама заперла себя в хрупком стеклянном шарике своего мира, то уже не представлялось возможным не замечать его хрустальных стен. Ее история была дописана окончательно, и больше не имело смысла оставаться наедине с собой, чтобы любоваться собственным отражением, которое охотно повторяют многочисленные зеркала. Довольно!

Но покинуть место добровольного заточения оказалось намного сложнее, чем попасть туда. Казалось, умирающий мир не хотел отпускать своего создателя и позволить ему слиться с толпой. Но с каждым днем прозрачные стены неумолимо таяли, так как Девочка, окончательно принявшая решение вернуться в свою реальность, стала запрещать себе мечтать. Ей казалось, что в тринадцать лет пора отказаться от крыльев за спиной, обосновываться на земле, ранить об острые камни отвыкшие от ходьбы ноги и начинать жить. Просто жить рядом с друзьями, с тем, кого она обязательно встретит и полюбит, привыкать к отсутствию постоянных приключений и толпы воображаемых поклонников. И Девочка обещала себе, что отныне собственная реальность объявляется непозволительной роскошью, фантазии будут пресекаться на корню, а былые грезы спрячутся на дальнюю полку, где уже лежат ее старые куклы, нарядные бантики и книги сказок. Все это принадлежало ребенку, а она уже стала слишком взрослой для подобных забав. Вскоре Девочке предстояло делать первые шаги в новом классе, и она ни в коем случае не могла допустить, чтобы над ней стали смеяться из-за отстраненно - мечтательного выражения лица. «Мне будет хорошо и здесь!» - упрямо думала она, но где-то далеко, в глубине души, Девочка знала, что она будет возвращаться туда, где была так счастлива. Иногда. Когда станет совсем невмоготу. И хрустальный мир притаился в ее сердце, никак о себе не напоминая, но, готовый тотчас ожить, когда его снова позовут.