12. Даник

Павлова Вера Калиновна
 фото из интернета.

                12.Даник

    Наденька с первого дня рождения была под неусыпными вниманием и влиянием своего старшего брата Даника. Он родился на три года раньше и к её появлению обладал уже немалым «жизненным» опытом.

    На фотографиях Наденька обнимает своего братика, он –покровительственно сдержан, серьёзен. Цветные фотографии полны непосредственного детского чувства, братских любви и привязанности.

    Даник с малолетства был приветливым и доброжелательным мальчиком. В четырёхлетнем возрасте ему ничего не стоило поздороваться или заговорить с незнакомым человеком, договориться в магазине о чем-либо. С этого возраста Даник стал ходить в магазин за продуктами, совершать несложные арифметические действия: сколько нужно денег, чтобы купить молоко и хлеб и сколько он должен получить сдачи.

    Так же, с четырех лет, он стал посещать шахматный клуб, находившийся неподалеку от дома бабушки в г. Тосно.

    Когда детей стало двое, дедушка помог дочери приобрести дом с огородом и фруктовыми деревьями в г. Тосно. Раздолье было и для двухлетней Наденьки, и уже довольно смышленого Даника. Мама и папа детишек добывали средства на содержание семьи работой на рынке.

    Но скоро это занятие перестало быть прибыльным для семьи в той степени, в которой это было необходимо, хотя дедушка постоянно и «подпитывал» их «начальный капитал».
 
    Удивительным в «биографии» Даника было то, что этот ребёнок, ни минуты не пребывая в спокойном состоянии: то бегает, то прыгает, то в «борьбе» со своей сестрёнкой, - часами  неподвижно мог высиживать за шахматной доской, не шевельнувшись.

    После тренировки в шахматном клубе он вечерами сидел и наблюдал игру взрослых. 
         
    Бабушка, не найдя его вечером во дворе, находила его здесь, в клубе, где он или играл в шахматы или смотрел, как играют другие. Вместо двух раз в неделю он ходил в клуб ежедневно, часто сам, без сопровождения.

    Когда он бывал в Любани, в гостях у дедушки, он, хитренько прищурившись, спрашивал сначала у дедушки:
   - Деда, давай сыграем в шахматы? –
   - Нет, нет, - отвечал дедушка, - пусть тётя Вера поиграет с тобой.

   - Тётя Вера, давай сыграем? - Спрашивал он, заранее зная ответ. Сначала он обижался на несогласие составить ему партию, а потом это стало основанием для его превосходства над нами: ему проигрывали почти все.

    Будучи маленьким, он, бывало, очень расстраивался и плакал, если, случалось, проигрывал. Но время шло, и постепенно характер маленького Даника закалялся. Через некоторое время дедушка купил внуку шахматный компьютер, за которым Даник, сражаясь с ним один на один, просиживал по три-четыре часа.

    Даник, при видимом спокойном отношении ко всему, имеет чуткую,  восприимчивую,  обладающую  яркой  эмоциональностью  душу. В школе с первого класса он учился почти на одни пятёрки.
    По русскому языку ему выставляли четвёрку в связи с плохим почерком, с которым в классе велась постоянная борьба. Ему занижали оценку, если он входил в сильное противоречие с законами каллиграфии.

    Первое сентября. Весь класс за партами. Учительница оглядывает всех первоклассников ласковым, приветливым взглядом. Общее молчание несколько затянулось. В этот момент подаёт голос Даник:
      - А давайте мы споём песню «Пусть бегут неуклюжи». Все оживились. Это был замечательный выход из создавшейся ситуации. В последующем Даник почти всегда был  «заводилой» всех подвижных игр, выдумщиком, оживляющим любую детскую компанию.

    В восемь лет Даник получил кубок за первое место в областных  соревнованиях и  первый разряд по шахматам. В десять, завоевав областной кубок в своей возрастной группе (8 – 10 лет), он второй раз в жизни отправился с группой  победителей других возрастных групп в Дагомыс – детский спортивный лагерь - на  очередные Всероссийские соревнования  по  шахматам.

    Первый  раз  он  завоевал там приз зрительских симпатий. Руководитель группы  Масляков Сергей  Юрьевич только успевал реагировать на очередные ребячьи фантазии-шалости, автором которых был Даник.

    К примеру, в гостинице, куда их поселили, он учил ребят из своей группы
«кататься» на скоростном лифте с тактическим советом делать это тихо, чтобы на них никто не обратил внимания и таким образом избежать наказания.

    Однажды в школе был объявлен конкурс на лучшее чтение стихотворения. Все ребята должны были придти в школу нарядными. Директор школы многих учащихся знала в лицо и по именам.
   - Даник, ну как, ты подготовился к конкурсу? - Спросила
она, как только Даник появился в двери.
   - Конечно. Вы что, не видите? У меня новые ботинки!
 
    Даник интересовался всем и никогда не был равнодушным ко всему, что происходило дома. То, что Надя ходит в музыкальную школу, не прошло мимо его сознания. На начальном этапе он усваивал все, чему учили Надю, и возмущался, когда она что-то не совсем понимала или недоделывала.
 
Его возмущению не было границ, когда он увидел на одном из её уроков, как она себя ведет и как слушает учителя. Он сам попросил учителя поприсутствовать на уроке.

   - Да она на уроке ничего не слушает. Она сидит и разговаривает с девчонками. Она же так ничему не научится. Её чуть не выгнали из класса, - продолжал негодовать Даник. Потом дома Наде задали трёпку мама и бабушка.

   - Бубулечка ты моя, бубуля!
   - Даник, ты почему называешь так бабушку? –
 спросила его мама, как-то услышав, как он к ней обращается.
   - Потому что, как ей что-то не нравится, она сразу  «Бу–бу- 
бу».
    Когда они приезжали вдвоём, мирное «сосуществование» сними было невозможно, так как эта «парочка» чинила хаос в доме. Кроме визга, крика, - броски с разбега на диваны, при этом, прежде чем «придиваниться», каждый старался сделать сальто в воздухе. Летели подушки, игрушки…..

    Мы с Александром Николаевичем с интересом наблюдали, как бьёт ключом неиссякаемый источник детской энергии из внуков, как изобретательны их  шалости, которые, иногда приходилось ограничивать….. 

    Когда они только появлялись, между ними устанавливалась очередь, кто, когда и сколько спит с дедушкой. Дело иногда доходило до громкого скандала.

    Любопытен такой факт. Любые соревнования связаны с пропуском занятий в школе. Не всегда мирно решался этот вопрос для Даника. Условие посещения Даником школы  в летнее время, если он едет в Дагомыс, было воспринято им как оскорбление:
   - Что я отстающий, чтобы учиться летом? - Вопрос для Даника был решён положительно.
 
    Для своего возраста он обладал большой долей ответственности и чувством собственного достоинства: он учился хорошо и отлично всегда, без «скидок» на соревнования.

    В одиннадцать лет Даник третий раз завоевал областной кубок, заняв  первое место в областных соревнованиях по шахматам в своей возрастной группе (10 – 12 лет)…

    Совсем недавно в числе лучших учащихся района Даник был приглашён для вручения приза и присуждения ему стипендии за успехи в учёбе и спортивные достижения от главы Тосненского муниципального образования Хабарова И.Ф.

    ...Прошло пять лет… Сейчас Данику почти 17. Будучи в 11 классе, он приглашён в детский садик вести занятия по шахматам с детьми старшей группы.
 
    Это обстоятельство очень полезно для него в направлении выбранной им профессии психолога, факультативы которой он посещает в университете им. Герцена.
 
    Я видела, как в общении с малышами Даник спокоен и терпелив. Учится в школе хорошо. Он продолжает заниматься шахматами, часто выигрывая в соревнованиях. Факультативы по психологии он нашёл самостоятельно в интернете.

    Даник готовит документы для поступления в пять ВУЗов  г. Санкт-Петербурга. В зависимости от поступления выберет тот, который больше понравится...
 
                Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/10/25/826