История пятая. Dura lex, sed lex

Ольга Анцупова
Dura lex, sed lex - ЗАКОН СУРОВ, НО ЭТО ЗАКОН

Начало путешествия: http://www.proza.ru/2011/10/20/386
Электричка Нижний Новгород - Шахунья

После того, как оскорбленный в своих лучших чувствах наш вагон покинул самодеятельный певец Михалыч с баяном, на вконец измученных пассажиров снизошла какая-та необыкновенная умиротворенность. Некоторое время я любовалась мелькающими за окном пейзажами, а потом незаметно для себя задремала. Проснулась я от негромких голосов – на моей и соседней скамейке сидели новые пассажиры. Очень худая женщина лет пятидесяти с глубоко ввалившимися глазами сетовала рядом со мной вполголоса своей соседке на несправедливость законов:
- Да, он убил! Я не спорю. Но вы разберитесь, вникните, в конце концов. Я уже не говорю, что парню всего шестнадцать. Но вы хоть попробуйте прочувствовать ситуацию.

- А вот тут я с Вами, уважаемая сударыня, категорически не согласен! – вмешался седенький старичок, сидевший на скамейке через проход. – Преступление есть преступление. Никто не имеет права отнимать чужую жизнь! И за убийство надо в любом случае отвечать!
- Вот так вот все и рассуждают, - печально бросила в пространство моя попутчица. – Набор общих фраз.
- А вот и нет! – возмутился старичок. – При чем тут «общие фразы»? Государство держится на законе и порядке. И если каждый человек будет знать, что наказание неотвратимо, вот только тогда мы не будем бояться ходить по нашим улицам и не станем впадать в панику, когда наши дети задерживаются после школы.

- Вы совершенно правы! – поддержала старика женщина помоложе. – Уже жизни нет от этих отморозков. Я в собственный подъезд боюсь зайти. Эти волчата 15-16 лет никого не боятся – ни родителей, ни соседей, ни милицию. Им что убить, что лифт поджечь – лишь развлечение.
Народ в вагоне загудел. Тема взбудоражила всех. Практически все были единодушны в своей ненависти к тем, кто преступает закон. Не меньший негатив вызывали и судьи, которые слишком деликатничают при вынесении приговоров.
- Да всех убийц надо расстреливать на месте! Неважно, в чем причина преступления. Убийство – это грех! Даже если кто-то убил преступника, он становится сам хуже зверя. Правосудием не должны заниматься все, кому захочется собственный суд вершить на свое усмотрение и по своей шкале – «что такое хорошо и что такое плохо», - убежденно изрек мужчина с младенцем на руках.

Моя попутчица медленно взяла свою сумку и двинулась по проходу в другой вагон.
- Нарожают детей, воспитанием их не занимаются, растят отморозков, которые воруют, насилуют, убивают, а потом причитают – «ах, он же еще ребенок; ах, закон суров», - под одобрение значительной части пассажиров бросил ей в спину старичок.
- Зачем Вы так? – укоризненно сказала другая моя попутчица, когда пассажирка скрылась в тамбуре. – Вы же ничего не знаете ни об этой женщине, ни об ее судьбе, ни об ее сыне. А я с ней через стенку живу.
- Да какая разница! – чувствуя поддержку публики, громко ответил старик. – Что бы там ни было, но, как говорили древние римляне - Dura lex, sed lex, что означает – «Закон суров, но это закон». 

- Закон? – горько усмехнулась моя соседка. – Видимо Вам, дедушка, не пришлось с ним столкнуться. И слава Богу! Только ведь как говорят? «От сумы, да от тюрьмы не зарекайся».
Женщина взяла свой пакет, подхватила сумку и тоже было двинулась в том же направлении, куда ушла ее знакомая, но ее за локоть мягко удержал мужчина, стоявший рядом с нашей скамейкой и все это время сохранявший молчание:
- Извините, пожалуйста, и не сочтите за пустое любопытство - что случилось у этой женщины? Я – адвокат.
 Моя попутчица несколько секунд смотрела на него, вероятно, раздумывая, стоит ли откровенничать с посторонним человеком, а потом тихо сказала:
- Ее сын застал отчима, насилующего свою двухлетнюю дочь – сводную сестру этого мальчика. Брат набросился на мужчину, который был очень пьян – завязалась драка. Никто не знает, что там произошло – свидетелей нет, но отчим через три дня скончался в реанимации от черепно-мозговой травмы. Кстати, в той же реанимации еще через сутки скончалась и девочка из-за разрыва внутренних органов.
Женщина замолчала, всхлипнула и отправилась тоже в другой вагон. Адвокат поспешил за ней…


Следующая дорожная зарисовка: http://www.proza.ru/2011/10/27/1011
Иллюстрация взята с сайта: http://www.myhouseplanning.ru/all/cat/278335/64