Созидатели Руси?

Сергей Колибаба
               
   


Созидатели Руси - рациональное еврейство  или иррациональное славянство?               

               

Введение

Обычно, в частных разговорах  о влиянии иврита на древнерусский язык (в обществе тема замалчивается) немедленно происходит категорическое отрицание существования проблемы, в лучшем случае оппонент согласен на наличие в русском языке религиозной еврейской терминологии. Столкнувшись с полным отсутствием русскоязычных источников, автор предпринял ряд консультаций с филологами и лингвистами, их суждения однообразны - отрицание какого-либо контакта между Киевской Русью и евреями (евреи там не жили???), а также мнения о наличие в русском языке религиозной и арго терминологии связанной с ивритом. Общим было представление о взаимодействии культур иудеев и христиан с Нового времени, когда в состав России были включены польские территории, где проживало значительное еврейское население. Изучение источников показало, что исследователи не ссылаются, на зарубежные открытия в интересующей нас области истории и языкознания, переводы  западных работ в области культурных контактов этносов не выполнены.

В русско-советской историографии слово иудей и еврей обычно не употреблялось, считалось, что элита у нас доморощенная, а культурное наследие - славянское, но так ли это?; территории Поднепровья входили до середины X века в состав Хазарского каганата, где государственной религией был иудаизм, а единственным письменным языком – иврит. Очевидно, что в обществе не сложились рациональные исторические представления о проблеме влияния еврейской социально-религиозной философии на процесс образования Руси, преобладают мифологические и "ура-патриотические" взгляды, сформированные в период самодержавия и советской власти - возник культурный парадокс (разрыв культур) в истории и языкознании. Как же так, еврейский Бог Яхве есть, иудеохристианская концепция является фундаментом русской культуры, а евреев в культуре русских нет - неужели Бог перебрался из Израиля в Поднепровье "чудодейственным" образом? Но даже Библия утверждает материалистический способ распространения идей религиозной иудейской доктрины: Петр, Павел и другие апостолы вели активную пропагандистскую работу по распространению нового учения; "чудес" при распространении и восприятии идеи не бывает, инновацию надо довести до понимания, разъяснить, рассказать о перспективах и чем-то удивить слушателя - всё это называется проповедью, а деятельность проповедников - миссионерством.

Идеи в средневековом мире передавались посредством письменности, но больше путем прямого устного личного общения, первый письменный памятник вышедший из Киева – "Киевское письмо", оно было написано на иврите в X веке и имело характер религиозно-денежного документа, это поручительство еврейской общины нашли в синагоге под Каиром. Сведения о древнецерковноболгарской  письменности восходят к 861 г. и связаны с г. Херсонесом (Крым, где проживало значительное еврейское население), памятники на древнерусском языке относят к XI веку, произведения на греческом и латинском языке написанные на Руси  неизвестны. Русский богослов Мышцин Василий Никанорович (р. 1866), профессор кафедры св. Писания московской духовной академии написал в 1895 г. работу с оригинальным названием, в котором прослеживается проблема присвоения более развитой культуры - "Нужен ли нам греческий перевод Библии при существовании еврейского подлинника".

На пустынной территории Поднепровья всякая идея имела шанс осуществиться, любая этническая группа, могла построить здесь новое общество - какая идея вызвала к жизни древнерусское государство, кто был автором этой идеи и материально обеспечил претворение её в жизнь, неужели это были славяне? Но в VI-VII веке по утверждению византийских авторов славянский племенной мир не знал железа, франкские мечи появились на днепровском пространстве с приходом Руси, не имея развитой материальной культуры - откуда взяться духовной: "ремесло у славян VIII-X в. делало лишь первые шаги" (Ляпушкин И.И. Славяне В. Европы накануне образов. Древнерусск. гос-ва. Л., 1968).   Анализ имен ПВЛ и отсутствие источников, приводят к мысли о неразвитости славянского общества: "Расселение по Восточно-Европейской равнине шло с юга на север и никак иначе, тем же путем поднималось и культурное развитие" (Трубачев О.Н. В поисках единства. В алман. Прометей 16.М., 1999).    Археология сообщает, что Древняя Русь возникла в IX в., все нижележащие археологические пласты – пусты, деятельности на берегах Днепра не было, или она была эпизодической и незначительной в культурном плане.

Объединять Русь и славян нельзя -  Русь не была славянской, следовательно, не должна быть носительницей славянской родовой и языческой культуры; идея общности славян и русских оформлена летописцем Нестором (возможно македонеский боярин), при Петре I получила развитие, как обоснование экспансии России на Балканах. До этого тюрок Балкан не рассматривали как родственно-союзные этносы (половцы, печенеги, берендеи, торки, огузы – стали молдаванами и волохами, сербами и хорватами), а те не считали Россию даже отдаленно родственной. В политическую борьбу на Балканах Киевская Русь вступила в 968-971, в правление болгарского царя Петра (927-970), возможно война была связана с отходом болгар от иудаизма или с претензиями князя Святослава на болгарский престол, есть гипотеза о болгарском происхождении княгини Ольги, официальная версия – подкуп Святослава византийцами.

Надплеменное образование на Днепре – Русь, формируется по утверждению летописца Нестора в период 882 (захват Олегом Киева) по 904/11 (поход на Константинополь, точной даты нет), в древнем Киеве князя Игоря (убит в 945) существовали два обособленных квартала: Жидовский и Козары. Принятие христианства произошло в 988 году,  переход от обычного права к государственному и церковному законодательству не мог произойти на "пустом" месте, об этом говорит летописец: "и живяше Володимер по устройству отьню и дедню" - а кто отец и дед? Таким образом, по мнению древнего летописца, Святослав (отец) и Игорь (дед) заложили библейскую модель жизни в древнерусское общество; Соломон строит Храм, князь Владимир – Десятинную церковь (996), а древняя русская письменность ориентируется на сюжеты Ветхого Завета, очевидно, что евреи присутствовали в Киеве в самый ранний период его истории и вели религиозную и торговую деятельность, связанную с общей религиозной и финансово-торговой системой Средиземноморского бассейна.
Государственные образования средневековья формировались в результате завоеваний, завоеватели являлись элитой и чуждой этнической группой, в их среде отсутствовали подготовленные кадры: дипломатов, налоговиков, финансистов, купцов, ремесленников; иноземцев также приглашали для защиты и организации управления. Вновь созданное государство нужно было включить в политико-экономическую и религиозную систему мира, наладить торговые, ремесленные и информационные связи, а в какую систему включили  разноплеменную общность – Русь, может быть в славянскую, германскую, византийскую, болгарскую или скандинавскую?

Экономическую основу для формирования любого государства составляет торговый капитал, а идеологическую – религия; евреи (диаспоры), осевшие в Европе со времен Римской империи, приглашались элитами для организации налогообложения, финансов, дипломатии, торговли и главного - религиозной системы. В еврейском социально-религиозном учении были собраны все законы управления, торговли, экономики, политики и социально-бытовой жизни - Бог, а не Аристотель в те далекие времена выступал как организатор и руководитель народа, неужели греки-византийцы могли лучше объяснить идею еврейского Бога Яхве??? 
Аристотелизм введен в католическую церковь Фомой Аквинским, который по поручению папы Урбана IV в 1259 г  переработал труды Аристотеля в христианско-католическом духе; с 1366 г. католические магистры должны были изучать труды Аристотеля, как философский источник томизма (фомизма). В 1879 г. папа Лев XIII провозгласил учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церкви в качестве единственно истиной философии католицизма. История стран Европы показывает, что властные элиты Европы оказались неспособны к созданию своего оригинального социально-религиозного учения, все племенные группы переняли (присвоили) доктрину иудеохристианства. Мало того, власть не смогла правильно распорядиться полученным знанием, войны между феодалами переросли в вековое противостояние по этническому и религиозному признаку, которое продолжается и в наши дни. "Национальные" историко-лингвистические доктрины европейских народов продолжают формировать у простых граждан неверные исторические представления, создаётся иллюзия национальной исключительности, что влечет неустроенность в обществе и проблемы в политике и экономике.

Известно о проживании евреев даже в отдаленных от Москвы местах, "боярский сын Самойло Обрамов" проживавший в 1680 г. в Верхотурье, в крепости на Севере Урала, составил переписной лист (сказку), под ней надпись на иврите: "Я Шмула Вистицкий ик сей зказку я руку приложил" (КЕЭ, т.7, с. 292); эта цивилизующая "рука" была приложена и к другим областям русской культуры, надо только взглянуть на явления и факты истории не глазами политизированной академической истории и языкознания. Имеются сведения о дворянах Веселовских, основатель рода этнический еврей из Польши, принял христианство в 1654 г., его четверо сыновей Абрам, Исаак, Федор, Яков в XVIII веке занимали видные дипломатические посты, были послами в Англии, Австрии и др. странах. Ряд сподвижников Петра I были крещеными евреями (марранами) и занимали значимые посты в администрации царя-реформатора; штаб-лекарь лейб-гвардии Семеновского полка Абрам Энса, поступил на службу в 1696, уволен в 1752; позже известен архимандрит Варлаам – этнический еврей, в 1769 г. преподавал еврейский и немецкий языки с Сергиевской семинарии.

Интересны результаты переписи проведенной в Российской империи в 1897 г., согласно полученным данным в России торговлей занималось 618 926 человек, из них 450 427 евреев или 72, 8%; уже в 1878 г. на долю евреев приходилось 60% хлебного экспорта в империи, а в дальнейшем до 1914 г. вывоз хлеба осуществляли исключительно евреи; вторым важным товаром был лес, где на долю евреев приходилось большинство экспортных поставок. Преобладание евреев в экспортной торговле и вообще в торговле и финансах (одна из форм материального и духовного обмена) не могло возникнуть немедленно, а формировалось веками и естественно при поддержке власти. Следовательно, в истории древней экономики существующая терминология типа "русский купец" не соответствует реальным историческим фактам, а является продуктом эпоса; Садко – СИДКИ коробейник, торговец вразнос, галантерейщик; или ЦАДАК быть праведным, праведник. По мнению автора работы, развитие Древней Руси (IX-XII вв.) шло по еврейской модели, соответственно традиции, обычаи, образ жизни, система экономики и язык евреев - стали образом жизни и языком русских (и не только русских).

    Базовым документом для исследования русской лексики автор выбрал  летопись "Повесть    временных лет"  (в дальнейшем "ПВЛ"), как наиболее объемный и обобщающий литературно-политический документ раннего средневековья. В связи с отсутствием источников по заявленной теме были использованы лишь косвенные материалы, которые не имеют доказательной базы, а высказывают лишь догадки о еврейско-русских контактах, происхождению  русского языка, этноса и формированию русской философской мысли. Цель работы - показать влияние доктрины иудаизма на формирование древнерусской народности, в основе исследования лежат эволюционные универсалии - процессы, последовательно возникающие в ходе усложнения общества в системах: коммуникаций и родства, религии и культуры, технологий, финансов и рынка, иерархии и бюрократии; мы анализируем лексику русского языка в сравнении с понятиями иудаизма и иврита (языка Бога).

1) Этнонимы – самоназвания или система идеологии?   
               
Тема европейского языкового единства (союза) не изучена, в настоящее время нет никакой классификации (распределение явлений по общим признакам), если не считать очень невнятную индоевропейскую теорию, которая объединяет языки Европы по сходству их с лексикой Индии. Лингвисты предполагают, что этнонимы включают в себя компоненты со значением "народ", "люди"; во время консолидации племён в наименование включаются числительные, например: "Союз 7 племен", а также имя объединителя (узбеки – от хана Узбека?) или основного племени организующего объединение (болгары); считают, что этноним должен давать яркую "национальную" характеристику имени народа и может быть связан с ландшафтом района, где расселилось племя (КЛЭ,  с. 986).

Все эти построения не учитывают главного – ИДЕОЛОГИИ, элиты собирают "народ-население" из различных племен, не только литературный, но и общий разговорный язык ещё не оформлен, идеологической базой общности служит объединительная платформа единого Бога, и имя своё "народ" получает на языке этого Бога. Этнические самоназвания мало известны, они не распространяются в среде других этносов, т.к.  не содержат для них никакой понятной информации о новом народе, своё имя "народ" приобретает от более древнего этноса, признанного всеми эталоном идеологии и священного языка. Деятели "народа Бога" вносят вновь появившееся  объединение людей в общую систему географических и этнических координат (религиозную литературу): описывают место, где обосновался "народ" (река-море, гора-долина); их антропологический вид, если он выделяется среди окружающего населения; характеризуют социальные функции и занятия нового населения.
Таким образом, этнонимы должны быть связаны через язык идеологии (Бог везде, он не подлежит локализации или территориальному ограничению) друг с другом, основой для этого утверждения является то, что в Европе господствует единая мировоззренческая доктрина – иудеохристианство.
 
а) Славяне -  "яфетический" признак  европейцев

Современные исследователи делают необоснованные попытки через древнерусский язык, вкладывая в него "славянское" содержание, объяснить иудео-христианскую ономастику и терминологию Центральной и Южной Европы; продолжается "славяно-иранская" лингвистическая традиция, несмотря на то, что она не дает результатов. "Для изучения этногенеза славян существенна стратиграфия славянской гидронимики, которая долгое время не поддавалась разработке. При исследовании водных названий Украины О.Т. Трубачев выделил пласт архаичных славянских гидронимов. Однако они могут относиться к разным периодам праславянской истории, судя по наличию тождественных наименований на Балканском полуострове, наиболее поздние из них относятся к началу средневековья" (Седов В.В. Этногенез ранних славян. Журн. «Русины» 2006, №1).   
Большинство историков считают древней родиной славян территории к востоку от Вислы, ранняя жизнь славян мало известна, краткие сведения о племенах мы встречаем в сочинениях византийских авторов: патриарха Никифора и Феофана Исповедальника (Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения. М., 1980).    Примерную картину расселения восточных славян (племена находились в движении) дает летопись ПВЛ, родовые формирования славян в конце V в.  определились в регионе Дунай - Карпаты, именно здесь они и получили свой этноним Sklabenoi, Sclaveni,  у арабских авторов в VII в. "сакалиба" неоднократно встречаются в текстах.

Вероятно, этноним должен отражать образ жизни и природные условия, которые формируют антропологические особенности населения (внешний облик), арабские писатели раннего средневековья (Ибн-Фадлан, Масуди и др.) отмечали, что в хазарской столице г. Итиль (Атель, Этель) жителей делили по цвету кожи на "белых" и "черных". Славяне селились на реках, в болотистой и лесной местности, они существовали за счет ресурсов леса и рек (древесина, рыба, зверь, ягоды), земледелие и скотоводство на начальном этапе развития занимало незначительное место в жизни родов; Иордан (VI в.) сообщает: "болота и леса заменяют им города". Другие источники отмечают: "им незнакомо ношение оружия, так как страна их не знает железа", "Автократор, пораженный их возрастом и ростом, отблагодарил, и направил их в Гераклею" (Чичуров И.С.);   в этом тексте идет речь о захвате византийцами группы из трех человек: "родом  славины".

Прокопий (византиец, род. в  Палестине, V-VI вв.) описывает внешний вид славян: "высоки, и очень сильны, телом и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склонны к черноте, но все они чуть красноватые"; Маврикий (VI-VII вв.): "живут среди лесов, рек, болот, озер"; становится понятным восприятие другими этносами славян, их идентифицировали по внешнему виду.
Соединив данные источников и область расселения славян воедино, мы получим этноним: СЛАВЯНЕ = ивр.  СИ высота; или С (Ш) который + ЛАВАН белый, имеет также значение – здоровый, сильный; этноним "славяне" в смысле "высокие и белокожие (розовощекие), сильные" имеет более высокую степень обобщения и дает сведения об антропологическом облике населения, сформировавшегося в лесах, где мало солнечного света. Появлению славян предшествовало нашествие гуннов, Черняховская культура (прародитель славянства) отошла в Карпаты и на болотистые участки Дуная, после разгрома гуннов в 451 г. на Каталаунских полях (Франция) остатки разноплеменного гуннского объединения не исчезли, а отошли в отдаленные горные и лесные районы,  где они и стали – славянами.
 
Таким образом, "славяне" это антропологическое (белые по внешнему виду) восприятие крупной общности людей сложившейся в результате воздействия природного фактора (мало солнечного света) на территории Центральной и Восточной Европы. Этой общности не удалось прийти к единству и согласию, "славянские" родоплеменные группы вплоть до своего исчезновения не смогли сформировать "общеславянскую" государственность и не определилась в этническом отношении, т.к. в процессе консолидации племен  не была создана общая духовная идея, древний летописец отмечал - "согласия нет"; разноязычные группы белокожих людей при формировании европейских народностей вошли в них, не внеся заметного цивилизованного вклада. Поэтому о славянах мы ничего не знаем, археологически отмечена всего лишь примитивная материальная культура, духовная культура исчезла без следа - можно ли славян причислять к образующим государственность этносам, в условиях отсутствия идеологии, примитивного обмена и технологий?

Склавины (склавены, греч. Sklaynnoi, Sklabnnoi, см. славяне) - входили в западную группу, населяли территорию от Вислы до Днестра, на западе до среднего течения Савы, т.е. в основном горные территории и Средне-Дунайскую низменность. 

Дулебы (VI-X вв., вошли в состав Киевской руси) - согласно О. Н. Трубачеву, этот этноним (dudlebi) произведен из герм. daudlaiba наследство умершего (?) и свидетельствует о соседстве с древним западногерманским ареалом. Племенное объединение дулебов распалось на две ветви: волынян и бужан = ивр. ДУ  два + Л  принадлежность + АБА (арам.) отец; два прародителя, отца - две ветви.   
            
Уличи - занимали территорию междуречья Прут – Днестр, граница степной и лесной зоны, первые русские князья так и не смогли подчинить эти территории, откуда видимо и произошло имя племени - "Уличи" = ивр. У + ЛИЦ, ЕЛИЦ защищать, выступать в защиту (своей земли).   
       
Радимичи - занимали территории по р. Сож и её притокам, река течет от Смоленска с севера на юго-запад, выводила к Днепру севернее Киева - середина Днепра = РАДА  властвовать + ЭМЦА середина, этноним раскрывает дислокацию. В 984 году состоялся  поход на радимичей, на реке Пещань (приток Сожа), радимичи были разбиты, их земли оказались в составе Киевской Руси, последний раз радимичи упоминаются в летописях под 1169 годом.

Северяне - занимали территории междуречья Десны, Сейма и Суллы, хлебородный район, что  отражено в этнониме = ивр. ШЭВЭР хлеб, съестные припасы; накупать продукты, продавать продукты, снабжать продуктами + АИН источник (междуречье); а чем мог быть известен район, находящийся на торговом пути?  Происхождение этнонима в официальной истории не ясно, объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, считается  маловероятным, так как северяне не были наиболее северным из славянских племён.
По мнению В. В. Седова оно имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому (?) слову «чёрный», что якобы подтверждается названием города северян — Чернигов.  Крупнейший некрополь в Берлицком городище (с. Зеленый Гай, над р. Псел) находится на проходившем здесь длительное время торговом пути (Рудоман, «из хазар в греки»); он существовал дольше самих северян как народа, последним упоминанием о северянах в сообщение от 1024 года.
             
Белые хорваты - дислокация север Карпат; ивр. ХАР гора + В связка + АТА  закутывать, закрывать; закрытые горами. Вошли в Киевскую Русь после похода кн. Владимира в 992, В. Н. Татищев сообщает - в ходе похода 992 г. кн. Владимиром был основан город Владимир-Волынский, что подтверждается археологическими материалами.

Дреговичи - под именем другувитов (греч.) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси; этноним связывают со словом дрягва, дрега – болото, основная дислокация племени - болотистые, низменные бассейны рек Припять и Западной Двины, между ними Белорусская гряда – возвышенность.
Ивр. ДАР жить, проживать + ГОВ  яма с водой (низменность) + ИЦА покрывать деревом, этноним говорит о проживании племени на болотистых и лесных территориях. Племя имело своё княжение с центром в городе Туров (Туровское княжество), процесс проникновения новых обычаев фиксируется археологически, в городищах в X веке – трупосожжение, в XI веке похоронный обряд меняется  на  трупоположение. 
               
Кривичи - занимали верхнее течение Днепра, Волги и Зап. Двины, дислокация Новгород, Полоцк, Смоленск; отличительной чертой погребений кривичей являются длинные курганы — валообразные земляные насыпи, они содержат захоронения по обряду трупосожжения, языческий культ долго держался на этих территориях; кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья (один из вариантов дешифровки – приносить в жертву).
КЕРАВ бой, сражение + И (связка между двумя словами) + ЦИ (ч-ц) флот, корабль, в Библии – большой корабль; большие боевые корабли – специализация племени на судостроении. Кривичи тесно взаимодействовали с варягами, византийский имп. Константин VII Багрянородный сообщает, что они делают лодки, на которых русы ходят в Царьград.

Полочане - в средневековье по Западной Двине и Днепру проходили пути, которые связывали Северную Европу с Византией и другими районами Восточного Средиземноморья, в летописях этот путь  «Из варяг в греки»; полагают, что этот путь оказал значительное влияние на формирование цивилизационного пространства в Восточной Европе. Возникновение Полоцка (в летописях Полотеск, Полтескъ) связывают с передвижением славянских племен с юга, возможную причину миграции археологи видят в печенежской военной активности:  "Летописец указывает  города и урочища, связанные с событиями IX века. Кроме Киева, Любеча и Чернигова возникают - Смоленск, на Днепре – Полоцк"(Авдусин А.В. Основы археологии. М., 1989). 
Ивр. ПАЛАТ (ц)  убегать, спасаться; этноним историки выводят также от реки Полота.

Поляне - регион дислокации племени в античности был связан с греческой колонией Ольвия (Olbia), торговые связи которой простирались далеко на север, ольвийские изделия находят под Киевом и Полтавой; некоторые исследователи, опираясь на монетные клады, говорят о торговле с Востоком в VIII веке.
Этническое происхождение полян не ясно – находились на стыке археологических культур; в VIII в. платили дань хазарам. От Киева к северу в Днепр впадают мощные притоки Десна и Припять, позволяющие проникать на 500-600 км на Запад и на Восток; Днепр от Смоленской возвышенности и до Киева, в общем, истекает с С на Ю, вдоль меридиана 30 град., за Киевом река делает четко выраженный поворот в ЮВ направлении. Это уникальное географическое положение должно быть отражено в этнониме.
Ивр. ПЕА   угол (Ф направлять в сторону) + Л направление + НИА движение;  таким образом, этноним выражает мысль – направление движения в разные стороны;  вспомним древний родовой знак Рюриковичей – трезубец ; который появился на монетах (златниках и серебряниках) во время князя Владимира, он собственно графически изображал территорию, контролируемую полянами.

Летописец чаще других племен выделяет полян и подчеркивает, что они "живущемъ особъ" (ПДР., с. 26, 27,  28), в чем такая исключительность племени, наверно в отличии его образа жизни от других. Автор объясняет этноним "зане в поли съедяху" (ПДР, с.35), дешифруя фразу, исследователи сделали вывод о занятии полян земледелием. Однако земледельческая терминология в ПВЛ не выражена, единичные упоминания плуга, злаков; летописец, живший в XI-XII вв. не мог знать о занятиях полян VIII века. Все это приводит к мысли, что поляне земледелием занимались в узких (подсобных) интересах семьи, так как большинство терминов сводится к понятиям город, гора, река, море, князь, дружина - место жизни, деятельности и система управления.
Вероятно, фразу надо читать по-другому -  зане в полис ъдяху = ЗАН   кормить, питать (содержать) + полис (фоновый термин) + ЙАД АХАТ  сообща, заодно; АХУИ  объединять; поляне организовали изначально городскую систему бытия; их способ существования выражался в торговой, военной и ремесленной деятельности, отсюда и преобладание племени в древнерусской  жизни.

 Нестор описывает бытие полян:         
1) жили на важном участке торгового пути "из варяг в греки", была предпринята попытка во времена Кия перехватить торговый путь на Дунае;
2) по своему интеллектуальному уровню отличались от прочих славян (белых людей) -  "были мудры и смыслени" (с. 27);
3) жили, замкнуто: "кождо съ своим родом", имели "закон отец своих и преданья"; ЗАКОН = ивр. ЗАКЕН дед, старейшина (законоучитель); скорее всего термин произведён от – ЗАКАИ, ЗИКАИОН право, имеющий право, достойный, невиновный, праведный; т.е. имели право (юридическую систему).
Здесь надо отметить, что главной чертой еврейского образа жизни была – община, в отличие от других объединений людей, где преобладали социальные системы семьи и рода, основанные на кровном родстве. Община возникает и развивается под действием коллективной воли – собрания, а не патриархальной, единоличной воли отца; возникновению общины предшествует социальная идея о совместной жизни и деятельности различных родов, членов общины объединяет не культ предков разных семей, а единая вера и общий образ жизни.

Согласно свидетельствам Библии еврейское общество состояло из нескольких структур: первая – "семья", во главе которой стоял старейшина; вторая – городская община, со знатными людьми и народным собранием во главе. Роль городского совета старейшин (закеним) постоянно расширялась, а роль "семьи" – уменьшалась; городские советы могли издавать законы, вершить правосудие, заботится о безопасности, содержать больных и бедных, а также организовывать образование. Евреи везде устраивали жизнь по Законам Торы, местные правители, давая им привилегии – закрепляли и перенимали еврейскую организацию общественной жизни, таким образом, мы можем говорить, что поляне в организации общественной жизни стояли на ступень выше других племен - перешли от семьи и рода к общине. Предания = ПЕЕР хвалить, гордиться +  ЕДА старинный обычай, закон + ИНА воспевать, петь; предание это эпос – устный закон, имеющий в своей основе миф.

4) "Обычай кроток и тих, стыденье к снохам, сестрам, матерям и родителям".               

5) "брачный обычай имяху: не хожаше зять по невесту, но приводяху вечер, а завтра приношаху по ней что вдадуче" (ПДР, с.28);  Д.С. Лихачев эту фразу переводит так: "не идет зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё - кто что даст" (с. 129) -  и в чем здесь особенность, отличающая полян, в чем проявляется брачный обычай?
Вероятно смысл здесь другой: "не хожаше" = ХОЗЕ  контракт, соглашение; "но приводяху вечер" = ВИЕД приглашать, назначать (собрание); назначали день свадьбы. Эту фразу надо понимать так - не соглашение жениха и невесты являлось официальной основой брака, а решение родителей, детей сочетали браком в юном возрасте 14-16 лет, родители обладали всей полнотой власти над ними, в том числе и в вопросе брака.
 

Рассматривая обычаи полян и прочих славян, летописец отмечает, что последние: 1) "не въдуще закона божия" (ПДР, с. 29). Въдуще = ивр. В + ЙЭДА знание, знать, узнавать, быть знатоком + Щ = ШТ (по русскому уставу) = ШАТ основа; не зная мелочей быта полян, летописец мог знать процесс развития  главной религиозной идеи на территории полян;
2)  "Ядуще все нечисто и срамословье".

3) "Браци не бываху"; БРАЦИ = БРИТ (ц) союз, договор (брачный); "умыкаху жены", имели по 2-3 жены; убивали друг друга, людей не хоронили, а сжигали - по летописи, все это к полянам не относится.

Если мы сравним обычаи полян и законы еврейской Торы, то обнаружим их полное соответствие образу жизни евреев - так кто же были поляне: язычники, иудеи или христиане? Версия христианства сразу отпадает уже потому, что не использовалась православной церковью, начало христианства не было продлено вглубь веков, и для этого, вероятно, были серьезные основания. Язычество оставило очень слабые следы в этом регионе; почему надо было устанавливать языческое святилище Перуна в Киеве и Новгороде при кн. Владимире,  вероятно, они уже там должны были быть?

Веским аргументом против иудейства полян - данные археологии, нет материальных остатков иудаизма - нет культуры, наверно, здесь надо задуматься о различиях  культур: языческой, христианской и иудейской, первые две материальны, есть остатки культа: идолы, святилища, храмы и прочая атрибутика. Иудейская культура - духовна, нет ничего кроме свитка Торы; из атрибутики: менора  (подсвечник), шофар (рог) - вещи обычные в быту; постоянные гонения и отсутствие преемственности при господстве христианства не способствовали сохранению немногих материальных памятников иудаизма, но они, несомненно, есть, на них надо обратить внимание.

б) Соседние племена

 В Сев. Прибалтике, по Волге и её притокам жили финно-угорские племена:
чудь (эсты) = ивр. ЦАД, ЦАИД (ч-ц) ловля, охота, охотиться, ловить; этноним указывает на основные занятия населения (не дешифрован). Одна из версий официальной науки о происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным» (?), другая трактовка связана с фольклором – чудь белоглазая (эпос записан в XIX в.).
 
Либы (ливы) = ивр. ЛЕВ середина, сердцевина (белые?); дислокация племени, этноним не дешифрован официальной историей.

Корсь (курши) = ивр. КОР холод; КАРАШ застывать, сгущаться; побережье Балтики, Зап. Латвия; этноним не дешифрован, впервые корсь упоминается в середине 9 в. в описании жизни и деятельности Бременского архиепископа Ансгария (801-865 гг.).

Финны (суоми), ямь, емь (хяме) - этноним финны впервые встречается в Географии Птолемея (Кн.3, гл. 5, 21), однако локализованы они были в Прибалтике по соседству с венедами. Ивр. ПИН (фин) угол, зубец; побережье Финского залива образует угол, имеет изрезанную береговую линию.

Суоми (Suomi)  - самоназвание финнов; скорее всего этноним указывал на народ живущий, на краю земли (известной в то время); СИУМ окончание, СУИЕМ оканчивать, заканчивать, кончаться.
ЯМ, ЕМЬ, ХЯМЕ = Х + ЙАМ  море (живущие у моря), запад; в Израиле часто использовали этот термин для обозначения запада, т.к. Средиземное море лежит к западу от страны; собственно Финляндия имеет Балтийское море на западе;
               
Летгола (латгалы), это племенное объединение занимало правый берег Западной Двины до Псковского озера; озерно-болотистый и речной край, Видземская и Латгальская возвышенность, высоты 200-300 м, волнистость рельефа, сложные условия проживания и ведения хозяйства. ЛАТ  закутывать, завертывать, прикрывать + ГАЛИ волнообразный, волнистый; имя обобщает особенности местности, возможно также ЛАТ тишина, колдовство; народу приписывали особенное увлечение колдовством и ведовством.

Зимегола (земгола), проживали южнее и западнее летголы; ЗАУМ скудный, незначительный + ГАЛИ волнистый (рельеф).

Меря (финно-угры) - племя упомянуто в VI в. веке готским летописцем Иорданом под названием мерен (merens) как данник короля готов Германариха. Согласно летописи «ПВЛ», меря располагалась в районе озёр Неро («Ростовское озеро») и Плещеево («Клещина»).  Волго-Окское междуречье; МЕ от + ЙОР река, дислокация от рек; возможно также МЕРИ  откормленный скот; основное занятие населения; марийцы (мари), формировались на правом берегу Волги, затем начали осваивать левый берег (БСЭ);
 
Мещера (финно-угры) – занимали среднее течение реки Оки; Мещерская низменность, болота, Клязьма и Ока своими руслами образуют сужение - МИЦА помещать посередине + ЙОР река; т. е. междуречье; МЕЦАР сужение, теснина;
               
Мурома (финно-угры) – исследователи считают, что название «мурома» скорее всего, переводится как «возвышенное место у воды», что вполне соответствует местоположению города Мурома, метод дешифровки не сообщается. Ивр. МУРАМ возвышенный, отдельный; занимали часть Приволжской возвышенности;

Мордва (финно-угры) – этноним одни исследователи выводят из древне-иранского mardevar- или meretasa- «людоед» (?), и отождествляют с андрофагами Геродота. Другие из  коми mort, удмуртского murt «человек, удмурт» или с названием народа, живущего на юг от Каспийского моря — Mardoi, Mardyino. Следующая гипотеза выводит этноним мордва из ирано-скифских языков, предполагает, что он восходит к иранскому mard - «мужчина». Скорее всего этноним указывал на место, где жило племя - МОРАД скат, спуск, снижение; обратные скаты Приволжской возвышенности.

в) От неопределенного "местного" этнонима Русь – к определенной Руси Таманской

Самый простой способ фиксации действительности в сознании – присвоение предмету или явлению знака, замещающего его в мышлении, словесный образ фиксирует наиболее значимую область явления в данном обществе: "Действительно, слово "Русь" гораздо древнее 862 г. Название "русь", "Рось" издавна бытовало на территории будущей Руси, и вошло во многие географические названия (Рось, Росино, Руска, Руса и многие другие). Можно предположить, что слово "русь", "Рось" - местное, а не привнесенное, откуда бы то нибыло" – считал Лихачев (Великое наследие. М., 1979);   заметим, что поскольку процесс познания непрерывен, то один из способов формирования новых имен и терминов – переосмысливание уже существующих понятий. По мнению Г. В. Вернадского — в районе озера Ильмень к середине девятого века возникла община шведских (?) купцов, которая, благодаря своей коммерческой деятельности, тем или иным образом была связана с Русским каганатом (по мнению историка это район устья р. Кубани на Тамани); эти два высказывания исследователей наиболее продуктивны для дальнейшего поиска смысла этнонима; другие версии из-за их неправдоподобности мы опускаем.

В IX веке, на территории Восточно-Европейской равнины оформился новый правящий, надплеменной класс - россы, который позднее перерос в народность Русь.
Ивр. РОШ руководитель, глава; т.е. главный класс, который контролирует территорию, что мы и наблюдаем по ходу развития исторического процесса в России. Судя по имени, идею государственности россы позаимствовали из Торы (Библии), в Книге книг описано начальное государственное устройство: во главе родов стоят РОШИ БЕЙТ АВ руководитель ополчения, судья, родоначальник. Племенной вождь, он же в главном смысле своей деятельности ответственный за внешние дела: войны, мир, союзы, внешние сношения называется РОШИ ЭЛЕФИ; в городах правят - РОШ ХАИР глава города, а в областях - РОШ ШОФЕТ судьи, совет.
Общая функция всех вождей – управление вооруженными подразделениями и все внешние сношения, за ними, как за классом управленцев и закрепилось имя – росы; при появлении городов (концентрация населения), имя перешло на формирующуюся народность – Русь. Так как в международных языках того времени (греческом и латинском) не было буквы "Ш", в международном праве и дипломатии (документах) соответственно оформилось имя – РОС; при транслитерации с иврита на другие языки буква "Ш" часто передавалась через сдвоенное "СС" или "С".

Византийцы используют этот этноним с 860 г., когда неизвестная Русь совершила набег на Константинополь, он упоминается в договоре с Византией (913 г.); многие историки считают, что нападение 860 г. совершила Азово-Черноморская Русь (Тмутаракань), а точнее – военно-религиозные и торговые еврейские общины Крыма и Тамани. Византийские источники, современные нападению, не приводят никаких географических данных о дислокации нападавших, видимо местонахождение этой Руси было хорошо известно авторам - одна Русь в то время; именно туда, в Херсонес направил византийский император миссию Константина в 861/2 годах; Русь (на Днепре) князю Олегу удалось объединить только к 907 году, следовательно, это разные надплеменные формирования.

Ядро Руси (РАША, РОШ) составляли военные и торгово-религиозные еврейские общины Крыма и Тамани - самостоятельное погранично-торговое братство начала средневековья, они стали организаторами хозяйственной жизни в восточном бассейне Черного моря в VII-XI вв., а также родоначальниками или участниками создания государств: Болгария (Дунайская Русь), Руси на Днепре и др.; евреи, тюрки и скандинавы, присоединившиеся к ним позднее – это и есть Русь (главные), надплеменной правящий класс.

Вспомним летопись (ПВЛ), славяне направляют посланцев: "И идоша за МОРЕ къ варягомъ, к руси"; иврн. МОРЕ = МОРЭ учитель, воспитатель; варягами именовались все инородцы, Русь – еврейские общины Тамани и Крыма. Скандинавский Север не знает племя "Русь", славянам не нужны были примитивные родовые законы скандинавов (они сами жили родами), им необходимы учителя, которые могли бы создать культурные и экономические основы справедливого общества. Норманны – рабство, евреи - новый общественный порядок, основанный на справедливых Законах Бога Яхве, факт принятия хазарами иудаизма, а позже славяно-тюркским сообществом иудеохристианства подтверждает, что Сверхидея Моисея была воспринята и освоена - идея овладела массами.  Персидский философ XI в. Насир и – Хосров отмечал, что священной книгой руссов была Тора, этот факт связывают с влиянием еврейской юридической практики на вынесение решений в суде для руссов и славян осуществляемой в Аттиле (Хазария) в X в.  (КЕЭ, т.9, с. 535).

Из доступной автору русскоязычной и переводной литературы только работа израильского историка Имры Хайнман "Еврейская диаспора и Русь", Иерусалим, 1984 (Интернет), заслуживает внимание как попытка создать концепцию возникновения раннефеодального государства на примере взаимодействия торговой еврейской диаспоры и племенных объединений. Работа имеет отношение и к формированию русской государственности, поэтому есть смысл остановиться на ней подробнее.

И. Хайнман, на основании изучения арабских, еврейских и византийских источников и трактовок понятий на основе иврита, приходит к выводу, что "Русь" являлась крупной торгово-военной и религиозной организацией объединения еврейских купцов "Радания", которая осуществляло торговые операции в бассейнах Средиземного, Черного и Каспийского морей. Эта "корпорация" средневековья имела сухопутные маршруты, с запада на восток через Прагу и Киев, к IX в. "Русью" были освоены торговые пути по Днепру и Волге с выходом в Балтийское море и Скандинавию; Ибн Хордадбек зафиксировал существование в IX в. международной организации еврейских купцов "Радания".

Отметим, что термин "Радания" до сих пор не расшифрован, предоставим на суд читателя несколько гипотез:
1) Имя (вывеска, реклама) – торговый центр; "Радания", объединения купцов в районе Марселя (Франция); река Рона в античные времена носила имя Родан (а), она впадает в Средиземное море в районе Марселя, где с римских времен проживало значительное и богатое еврейское население.
 2) "Радания" - характеристика торговой деятельности (специализация на перевозке товаров):  ивр. РАДА властвовать, покорять + ОНИА судно, корабль; РОДАН,  РОДАНИ неограниченный властелин; т.е. корабельное торговое сообщество, занимающее монопольное положение; заметим, что эта трактовка отражает действительное состояние дел в торговле того времени.

Используя различные источники, Хайнман проводит анализ имени "РОС", она считает, что свидетельства арабского историка Ибн–Руста (X) можно считать обобщенными сведениями о "Руси" и позволяют локализовать это торговое сообщество в IX-X вв. на Таманском полуострове:
- живут на острове (Крым, Тамань?), окружность острова 3 дня пути, остров окружен озером (Азовское море называли – озеро Меотида);
- остров покрыт лесом и болотами, нездоров и сыр; дельта р. Кубань до сих пор представляет 180 км полосу, сплошь покрытую озерами и болотами; стоит наступить ногой на землю, и она трясётся, по причине (рыхлости) обилия в ней воды; этот признак характерен для региона и в наше время, на реке Кубань, Таманском и Керченском полуострове – грязевые вулканы, они извергают грязевые массы, особенно много Г. В. в дельте рек (БСЭ., т. 7, с. 418.);
- имеют царя (каган Русь); набеги на славян совершают на кораблях, торгуют людьми, которых продают хазарам и болгарам; КОХЕН (КОГЕН), КОГАНИ священник (высокая должность); мы знаем, что титул "каган" связан с выполнением в первую очередь сакральных обязанностей. Заметим здесь, что русское понятие "добыча" – трофеи, приобретенные в ходе войны, связано с ивритом = ивр. Д который +  БАЦА деньги, приобретенные незаконным путем, награбленное;
- пашен не имеют, имущества (недвижимости) не имеют; промысел единственный – торговля соболями и мехами; чистоплотны, добры к приезжим, вооружены сулейманскими мечами, набеги и битвы совершают на кораблях, лошадьми не пользуются (та же специализация и в Киевской Руси).

И. Хайнман считает, что религиозный состав торговых диаспор был пестрым: одни состояли в иудеях, часть была эллинизированна, существовало также много сект: караимы (VIII в.), самаритяне и другие. Еврейские общины являлись очагами распространения христианства, они составляли ядро сформировавшейся в Северном Причерноморье в VI-VII вв. военно-торговой организации "Русь", которая позже распространила свое влияние на всю Восточно-Европейскую долину, и сыграли решающую роль при создании Киевской Руси.

Происхождение имя "Русь" И. Хайнман выводит от ивр. РАША  злодей, так называли евреев отвергавших иудаизм в пользу язычества; здесь надо заметить, что в иудаизме преступления и заслуги, как человека, так и стран - четко взвешивались. Человека называли  - цадик (праведник), если заслуги его превышали преступления; раша – если преступления превышали заслуги; бейнони (средний) – заслуги равны преступлениям, этот принцип действовал и в отношении стран, если совокупные заслуги жителей превышали их преступления, то страна считалась праведной, если наоборот, то страна считалась злодейской и должна была погибнуть. Только один Бог знал меру качественным и количественным критериям добра и зла – как взвешивать заслуги и прегрешения (мудрецы передавали волю Бога людям). С точки зрения философии любое действие (зло), носителем которого являются материальные объекты (в первую очередь люди) влечет за собой явления хаоса и беспорядка в мире, что приводит в конечном итоге к разрушению самого субъекта действия (носителя зла); размышления мудрецов Талмуда и современная философская трактовка явления – совпадают, очевиден факт заимствования идей иудаизма.

Русь на Днепре  не распалась, а наоборот – усиливалась в ходе колонизационных процессов, в XII веке здесь произошло выделение новой государственной структуры – удельных княжеств, которые фактически расширили влияние и территорию Руси, следовательно, по отношению к этнониму, скорее всего, приемлемо понятие - "Рош" руководитель, глава.
Приведем примеры понимания термина: в Вавилонии РОШ ХАГОЛА - глава диаспоры и самоуправления; караимский переводчик Яков Бен-Реубен (XII в.) упоминает хазар и Русь, применяя  термин РОШ, считают, что термин был заимствован им у византийских авторов или у Иезекииля (39:1) (ЕЭ т. 9, с. 279). Россы по модели Библии организовали новую, именно городскую жизнь, славянские племенные объединения не имели городов в прямом понимании смысла этого слова, как центра с/х округи осуществляющего властные, юридические и торговые отношения. Росы выступали руководителями этих городов и представляли их в международных отношениях (визит кн. Ольги в Константинополь, в посольстве 22 представителя территорий и 44 купца), вследствие чего имя в документах стало означать рождающуюся этническую общность.
 
В ряде источниках говорится о трех центрах Руси: Киев (Куяба), Новгород и Арса (Арсания, Арта, Артания); Арса (Арта) - термин иврита ЭРЕЦ земля, страна;  Арсания (Артания) – Эрец + ОНИЯ корабль, судно; т.е. корабельная страна, государство. Арцарет (сокращение от эрэц ахерет другая земля) – название легендарной страны расположенной за большой рекой, вдали от всякого человеческого жилья; в ней должны были обитать десять колен Израиля до часа своего искупления (IV Эздры, XIII, 45), "и поверг их на другую землю, как ныне видим" (Втор. 29, 24-28).

Могло ли быть другое понимание этнонима, ведь жизнь многообразна? Отвлечемся от библейского варианта толкования топонима Арса и выделим  основной признак региона, где проживал народ "рос", отмеченный арабскими историками - увлажнение  почвы, есть ли что-либо подобное в иврите? Оказывается, есть, "удивительным образом" не локализованное пока понятие "Арса" даёт нам смысл высокой влажности (чем и выделяется Таманский полуостров, грязевые вулканы, болотистая дельта Кубани).
Ивр. А артикль + РСА = РАСАС, РАСУС, РУСАС опрыскивать; увлажненный, опрысканный; раздроблять. Формой этого глагола вполне могло быть слово – РОСЕС; сравним: россы, русь, русские; итак мы пришли ко второму пониманию этнонима "Русь" – народ, живущий в увлажненном регионе (болотные). Заметим, что князь Захария де Гвизольфи (Guizolfi, Giexulfis), потомок генуэзского еврея, в 1419 г. стал владетелем Таманского полуострова, он  вел переписку с русским Великим князем Иваном III Васильевичем, который в документах именовал его "Захаре жидовин" (ЕЭ).

Итак, израильский историк И. Хайнман определила регион базирования Черноморской Руси – Крым и Таманский полуостров (ранее место дислокации болгар), указала на торговые связи "Руси" с болгарами, и что особенно важно она использовала для объяснения общественных явлений древнееврейский язык – иврит.


2) Ономастическое пространство Руси

Летописец (Нестор) выводит происхождение русского (славянского) языка от скифов, следовательно, необходимо выяснить, а зафиксированы ли этнические контакты скифов и евреев в истории и в библейской литературе? Выработка металлов и лесов для металлургии в Малой Азии и в Месопотамии заставляла искать необходимые природные ресурсы в других регионах, с другой стороны, кочевые племена, старались овладеть культурными центрами цивилизации.  "Археологическая скифская культура как таковая прослеживается в Северном Причерноморье лишь, начиная с VI в. до н. э. ... Наконечники скифских стрел раннего времени были найдены в Закавказье, Сирии, Малой Азии, Палестине, Египте и на всей территории Передней Азии".    В Библии упоминаются имена  "Рош" и "Магог": "Сын человеческий! Обрати лице твое к Богу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фуфала и изреки на него пророчество!" (Иезк. 38:1); земля Магог - это Скифия; библейское упоминание и описание Геродотом (V в. до н.э.) скифов и киммерийцев, говорит о понимании важности территорий Причерноморья для развития Средиземноморской цивилизации. Этноним подчеркивает образ жизни скифов - внезапные военные походы против соседей; скифы долгое время господствовали в Малой  Азии, известно их участие в захвате Израильского царства.

СКИФЫ = ивр. С.К.Ф. сталкиваться, нападать на кого-либо;  Геродот отмечает их пребывание в Сирийской Палестине, где они разграбили святилище Афродиты Урании (филимистянский храм Астарты), за этот поступок скифы были подвергнуты богиней наказанию – "женским недугом" (кастрация), очевидно, что "наказание" не что иное, как заимствование религиозного культа (скорее всего - обрезание). Одни исследователи пишут о принадлежности скифского языка к североиранской группе, другие считают, что скифы имели разные языки и культуру; если даже небольшая часть их - арамейцы, то в картине исторического развития громадной территории Европейской равнины всё встает на свои места, имена до сих пор не истолкованные, становятся понятными.
               
Обобщенные знания, их запас у народа и отдельного человека - база мировоззрения и основа социальной структуры общества, при исследовании гидронимов и топонимов мы используем метод сравнения, слова, зафиксированные в летописании, сравниваем с более древним лексиконом иврита. Анализ слов-понятий проходит на фоне и в связи с историческими событиями, в развитии (диалектически), все явления диалектики отражены в языке; через называние предметов и явлений язык выделяет конкретные исторические факты, он ориентирует среди множества событий, природы и вещей. Совокупность подобных имен объектов с их связями образуют систему координат – качественно-количественную и пространственно-временную определенность предмета, что позволяет нам осуществить реконструкцию периода. Знание смысла имени предмета предполагает власть над предметом, с развитием способности извлекать и перерабатывать информацию о предметах, оперируя непосредственно не самими предметами, а знаками их замещающими, связано становление человека и общества в целом.

а) Гидронимы – объединяющий элемент социального пространства

Географический фактор при объединении этнических сообществ был определяющим, природа направляла жизнедеятельность человека, разветвленная речная система Европейской России, представляла обширную водную сеть, состоящую из огромных рек, истекающих практически во всех направлениях. Речная сеть послужила центральным условием развития территорий, куда текли реки, туда и направляли свои устремления князья, каганы, цари и вожди; реки определяли границы племен и государств, на них возникали города; реки способствовали единству народности и возникновению общего языка. Коммуникации базировались на системе рек, озер и волоков, между ними изначально непроходимые и не обозначенные территории; захоронения дружинников на волоках говорят о важности перевалочных пунктов и о борьбе за их обладание. Более чем в 40 случаях в ПВЛ говорится о кораблях (ладьях), лишь в нескольких случаях о возах и телегах, в средневековье реки – основные транспортные магистрали.

В фундаменте нашего исследования лежит именная система водных бассейнов Восточно-Европейской равнины, здесь в IX в. появился новый правящий класс – россы (руководитель, главный), следовательно, он должен был оставить следы в гидронимах и топонимах; имена крупных и средних рек должны "лечь" на иврит. Мнение, господствующее в историографии в отношении гидронимов высказывает лингвист Р. А. Агеева: "Что касается гидронимов, то наиболее древние из них – неславянские – принадлежат носителям иранских, тюркских, финно-угорских языков. Датировать эти названия можно лишь приблизительно"(Происхождение имен и озер. М., 1985).   Русь освоила торговый путь (колонизировала территорию), чуть позже оформила государственность, приняла  идеологию иудеохристианства, но оказывается, что имена у нас языческие: иранские, тюркские и финно-угорские. Чем же тогда занимался многочисленный монастырский и приходской аппарат христианской церкви, а до этого священники-иудеи Хазарского каганата, ведь освящение территории (ввод её в зону культа и государственности) одна из первейших обязанностей священника - не так ли?
 
Историки и лингвисты считают: "В основе современного названия Днепра (древнерусское Дънъпръ) лежит более древнее "Дан–Апр" (в греческих переводах Данаприс) - река глубокая, от Дан, образовано имя Днестра (древнерусское Дънъстръ)" (От Скифии до Индии. М., 1983).   
 Россы перетаскивали свои ладьи по суше на десятки километров, каждая крупная река - глубокая, какое знание  дает средневековому судоводителю, слово "глубокая" (судно осадкой в 0,5)?  В древнерусском слове четко отделены знаком "Ъ" (ер) -  краткий гласный "О", элементы слова ДЪ-НЪ-ПРЪ, знак "Ъ" здесь выступает как разделительный, а само слово как аббревиатура; стремление сократить понятие было всегда насущной потребностью людей.
В наших примерах, каждая отдельная часть слова ДЪ-НЪ-ПРЪ - конкретные понятия, а само слово Днепр выступает как обобщенное знание об объекте. Мы разделили слово (анализ), далее  нужно определить важные характеристики реки, представляется, что сторонами, характеризующими возможность использования реки в практических целях, были  более существенные признаки: судоходность (преобладание ветра противоположному течению), положение русла, возможность безопасного проникновения вглубь территории и др. особенности навигации. В представленных ниже именах мы имеем общие буквы "Д" и "Н", которые должны нам дать понятие судоходности: 
Дон = ивр. ДУ, ДА познание + ОНИ  корабль; познанный кораблями, т.е. судоходная река, обеспечивающая своими характеристиками спокойное судовождение - судоходен; Дон течет на протяжении 1870 км, в настоящее время судоходен на 1355 км, имеет тихое течение (малый уклон русла), откуда  в позднее время сложилось понятие "Тихий Дон".
Днепр = ДА знание + ОНИ корабль + ПАР  бык; быками называют пороги на реках - рога торчат; или ПАРА ветвиться, за Киевом крупные притоки в западном и восточном направлениях; имя - судоходен, с порогами (имеющий другие направления).               
Днестр = ивр. ДА знание + ОНИ корабль + САТАР перепутывать; графика русла - многочисленные крупные петли, движение на 180 град. в обратном направлении; судоходен, русло запутано. Древнее имя – Тирас = ТИРА небольшой поселок, замок, огороженное место + АСА создавать, делать; имеется в виду хорошо известная греческая колония Тира, которая находилась в устье р. Днестр.
Дунай, ДУ, множ. от ДА знание, познание + ОНИ корабль + И  остров; имя  – судоходен (имеет несколько судоходных русел), острова; 100 постоянных и 30 временных островов. Древнее имя Дуная – Истер = И остров + САТАР перепутывать; самая большая река Европы, меняет направления движения с З на В, Ю, В, Ю, В, С, В, другие европейские реки текут с С на Ю и с Ю на С.

Есть ещё один важный аспект, о котором мы должны помнить - религия, освящение территории, введение её в культ Бога Яхве; три реки, в Шотландии, Англии и на Украине носят имя "Дон", имя связывают с осетинским языком (иранским?) – вода, если для территории Украины имя с натяжкой приемлемо, то связать "иранское" происхождение имени с Шотландией и Англией – невозможно.
В древности река Дон носила имя Танаис, имя "Дон" вероятно, появилось в более позднее время и связано с тюрками (хазарами, болгарами) и еврейской Русью, которые с VII по XII века осуществляли контроль над этой территорий. Следовательно, мы можем связать имена Англии, Шотландии и  Украины только через  Библию: "И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема" (Быт. 4:16);  Дон (шотланд. и англ.) на восточном побережье страны, Дон (русский) в то время восточная граница познанного мира.
Ивритский термин НОД странствовать, скитаться - был прочитан наоборот; НАУАД кочевник, бедуин; НАДАД странствовать, скитаться; часть выражения НЕДИДАТ ХА-АМИМ - переселение народов. Таким образом, имя дает нам точное понятие о процессах колонизации в раннем средневековье происходящих в бассейне Дона и в Англии – территория переселения народов. Через регион Дона прошли десятки народов: гунны, авары, болгары, венгры, печенеги и т.д., в Англии – англосаксы и юты.

Реки региона Новгорода 

Мда (100 км), приток реки Мста - имя подчеркивает специфику региона, который кольцом охватывает маловажный приток; к западу от реки крупные болота, к востоку небольшая возвышенность (200-280 м), где возможно пашенное земледелие. Имя реки надо читать наоборот МДА-АДМ = АДАМА земля, почва; севернее реки городок  Дрегли (высоты) - ДЕРАГ устраивать террасы; в центре петли реки г. Хирово (сухой район) - ХАРЕВ  осушать, засушливое место, сухой.
               
Мста (трактуют из фин. mustа "черная"; название реки Мustajoki, эст. must "черный"),  протяженность около 400 км, через волоки (г. Вышний Волочек) на Волгу, базовый путь на Каспий.
Ивр. МАС дань, налог + ТЕА устанавливать пограничную линию; ТИУА ставить знак, обозначать. Обратимся к летописи: "Иде Вольга (Ольга) Новугороду, и устави по Мьстъ повосты и дани" (ПДР, с. 44); таким образом, имя произведено от социального действия, установления налоговой системы. Следовательно, основные водные магистрали были описаны во время княгини Ольги, и для фиксирования имен использовался иврит, теперь мы знаем время установления системы гидронимов на Руси – 947 год и то, что имя может содержать смысл социального явления.
Сравним с другими важными государственно-образующими реками:
Темза (Thames), имя реки, содержит общий смысл административного деления; THAMES = ТЕА  устанавливать пограничную линию + МАС налог, дань;
река Москва = МОС (МАС) + КВА (налог накладывать, город на пограничной реке).
               
Ловать, равнина, тихое течение = ЛЕВ середина, центр (владения) + ТИУА ставить знак; ЛАВЭТАХ спокойно, безопасно. 
               
Луга, "Этимология речного имени Луга остаётся загадкой" (Мурзаев Э.М. География в названиях. М., 1982); Л+УГА = Л  направление + АГ, УГ круг, нарисовать круг; двигаться по маршруту круга - Новгород, Луга, Финский залив, Волхов, Новгород; в 947 г. эту реку называли Лузъ - ЛУЗ свернуть в сторону; у Новгорода река поворачивает в сторону на 90 град; тот же корень УГ в слове Буг.  В ганзейских документах 15 века не раз упоминается о Лужском пути, который связывал Новгород с Финским заливом: Волхов—Ильмень—Шелонь—Мшага—Киба—волок до р. Луга и далее по Луге в Финский залив. Лужский путь представлял из себя важнейшую транспортную артерию и использовался в случае, если традиционный путь Волхов—Ладога—Нева—Финский залив был по каким-то причинам блокирован.
               
Шелонь; ШАЛАНАН спокойно, безопасно, на всем протяжении течения реки – болотистая равнина, тихое течение; гидроним «Шелона» нередко трактуется как «соленая» (в устье Мшаги в 16 веке бурно развилось солеварение, а до этого периода?).   
               
Свирь; ивр. ШВИРА разламывать, разбивать; река отсекает перешеек между Ладогой и Онежским озером, на реке ранее существовали пороги в среднем течении (сейчас затопленные), всего на реке 30 островов – предупреждение судоводителям. 
               
Волхов, часто имеет обратное течение, соединяет два крупных озера (Ладога, Ильмень) - в зависимости от уровня воды в озерах течет то в одну, то в другую сторону. В летописях отмечен этот факт: "Снова Волхов течет вверх по течению 5 дней" - запись 1176 года (Жекулин В. С. Историческая география. М., 1982)  ; "иде Волховъ вспять дний 5" (ПДР, с.82, под 1063 г.); БО (ВО корень) приходить, прибывать + ЛЭХ  уходить + АВ  главный, основной (речной путь). 

Озеро Ладога (Нево, до XIII в.); НЕВО = ивр. НИВЭ  открытый; т.е. открытый водоём; или НАВА  вытекать; отсюда и имя реки Нева – она вытекает из Ладоги.
1. ЛА+ДОГА = ЛЕ  ДАГ рыбное; "Озеро богато рыбой", промысловый  лов лосося, форели, осетра и др. видов рыбы ведется и в настоящее время (БСЭ).
2. ЛАДОГА = прочитано наоборот - А+ГОДАЛ = ГАДАЛЬ быть большим, ГАДОЛЬ большой;  этот корень образует понятия: величие, слава, важность, знатность; крупнейшее озеро в Европе.
3. др.-исл. Aldeigja; АЛЬ верх, верхнее озеро + ДУГ рыба;  или прочитаем слово наоборот и выделим корень: ALDEIGJA = AJ+GIEDLA =ГАДАЛЬ быть большим.

Ряд не принятых толкований гидронима: с начала XIII века в обиходе название Ладожское озеро, от города Ладога, в свою очередь получившего название по одноимённому притоку в низовьях реки Волхов (фин. alodejoki — река в низкой местности); другие варианты происхождения названия озера: от карельского слова аалто волна;  от диалектного русского слова алодь означающее открытое озеро, обширное водное поле.   
               
Чудское озеро; озеро связано с Псковским озером узким проливом, об этом и говорит имя; ЦИДЕД  поворачивать в сторону  (боковой, второстепенный) + САХ (САК) ветвь (ответвление). 
               
Реки региона Киева

Имена рек этого региона испытывающего постоянное давление степных кочевых народов носят выраженный оборонительный характер.
Самара (десятки толкований имени, принятого нет), ивр. ШАМАР сторожить, охранять; естественный рубеж обороны на границе степи, по рекам шли оборонительные рубежи; в Талмуде этим термином обозначались хранители Святой Земли или Моисеева учения; Самара, С.М.Р. вавилонская река – библейское заимствование.
               
Сула (упоминается в «Слово о полку Игореве» и ПВЛ) -  левый приток Днепра, в 150 км от Киева. Ивр. СУЛА уничтожать, растаптывать; САЛАЛ мостить, утаптывать дорогу; очевидно термин связан с глубиной реки (в древности реки были полноводнее), от 1,5 до 3,5 метров, на плёсах до 6,0 метров; ширина русла 10-75 м., пойма реки заболочена, дно илистое и глинистое; для того чтобы перейти реку, её необходимо было обустроить в инженерном отношении – замостить.
В 1107 г. половецкие ханы Боняк и Шурукан совершили нападение на русские земли и стали около города Лубны на реке Сулла, дружины русских князей неожиданно ПЕРЕШЛИ ВБРОД  реку и нанесли удар по половцам (половцы не ожидали этого, предполагая, что река глубока, и её невозможно преодолеть с ходу). В результате боя половцы были разбиты и бежали, русские дружины преследовали их до реки Хорол (50 км) и захватили весь обоз, эту победу 12 августа летописец называет "великой" и связывает её с помощью Бога; таким образом, смысл имени реки (уничтожать) также совпадает с важным военным событием, произошедшим на ней – крупной победой над половцами.
               
Рось (в среднем течении ширина 50 м.), правый приток Днепра, река, пограничная с половецкой степью; во втор. пол. XII в. неоднократно на её берегах происходили воен. стычки с половцами. В 1162 половцы приступили к Юрьеву, располож. на сев. берегу реки, но были разбиты союзными черными клобуками (Ипат. лет.); в 1165 половцы были разбиты на реке Васильком Ярополчичем, в 1174 они вновь пытаются «пакость творити по Ръси». В 1187 Кончак «воева... по Рси с половци. По семь же почаша часто воевати по Рси»; ивр. РОШ начальное слово в выражении "предмостное укрепление"; верхушка, глава; истекает вдоль Приднепровской возвышенности, имя, очевидно, означает всем известный  рубеж обороны именно по возвышенности.
                Сейм, в  древнерусских источниках (летописи IX — X в., Книга Большому Чертежу) река называется Семь; по преданию, название произошло благодаря образующим реку семи притокам, называемых «Семицами», притоков 914.Скорее всего, термин указывает на ЗАПАДНОЕ истечение Сейма, торговые пути формировались по рекам и вдоль рек: СЕ+ЙМ, или С+ЕМЬ = ивр. СА – неси, повелительное наклонение от глагола НАСА носить, перемещать + ЙАМ море, ЗАПАД; т.е. река, истекающая на запад (библейский термин). Средневековые центры по сбору и обработке  полюдья (дани) - Киев и Чернигов, находились по течению - Сейм, Десна, Днепр.