Одно дыхание

Тадеуш Яшевич
Быстрее, еще быстрее. Проскочить. Если повезет - проскочить. По орбите и дальше - за терминатор, мимо радиопояса. Идем ровно. Вдалеке бой - радар сбоит. Надеемся на глаза. На руки. Крепкая рука и верный глаз, больше ничего не надо. Два истребителя провожают, но двоих мало. Ускользающе мало. Так и есть - перехватили. Вторая машина уходит по дуге, но скорость не та. Мне бы в вираж, но сжало виски, могу только смотреть. Один выстрел, второй, ножницы. Вторая машина сыплется на фоне звезд на искрящиеся куски. Красиво, завораживающе красиво умирают ребята...

Штурвал на себя, правую педаль в пол. Дроссель максимум - сейчас возьмутся за меня. Уходим по дуге, сзади плотно ведут. Пульс растет. Вираж, спираль, еще вираж. Перекладываю педали. Перегрузка, скрипит металл. Переворачиваю. Снова газ в пол. От перегрузки стискивает диафрагму, воздух идет из легких наружу. Близко, стреляют. Снова вираж, спираль, еще спираль. Стреляют наугад, а я уповаю на удачу. На крепкую руку, на верный глаз и на удачу. Я - стрела. Я пронесусь сквозь звезды.

Еще спираль. Пульс сто сорок. В глазах то темно, то вдруг все вижу. Выхожу на бровку виража, пытаются взять в ножницы, но не выйдет - у меня движки мощнее. Спираль, распрямляю. Выхожу на грань гиперпрыжка, звезды ощутимо сдвигаются. Вдоль планеты, вдоль планеты. Аккуратно, как хирург скальпелем. Дыхания нет. Перегрузки сдавили грудь, из глаз текут слезы. Кожа с рук свисает как ткань, но не время об этом думать. Пульс сто шестьдесят. Снова вираж, вхожу в радиопояс. Прижимают ниже, но не подадут - у меня движки мощнее. Иду в радиопоясе. Орбита близка, кажется - высуни руку и зацепишь облака. Гейгер пищит, заикается. Еще пара десятков секунд в поясе - и сваришься заживо, не поможет и активная защита. Выхожу из пояса резко - где-то тут была патрульная группа. Ведут плотно, не дают снизить скорость. Перекладываю, резко оттормаживаюсь, еще спираль. Кажется, сердце замирает, потом за доли секунды добирает пропущенные удары. Снова стреляют наугад, проходят мимо. Краем глаза вижу - разворачиваются. Снова заходят. Пульс сто восемьдесят. Правую педаль в пол, дроссель максимум - а, он уже там. Вжимает в сиденье. Дыхание, держать дыхание, но не сделать вдоха. Зубы скрипят. На стекле капли крови - закусил губу. Они стекают то вниз, то вверх, то расплываются пятнами, повинуясь перегрузкам. Напарник вырубился, руки безвольно дергаются как у куклы. Я - стрела. Я пронзю небо.

Пересекаю патрульную группу, отгоняют. Гашу скорость. Можно сделать пару вдохов. Сердце выпрыгивает из груди, стучит в ребра и виски. Облизываю пересохшие губы - язык как наждак. Один остался. Вцепился, как репейник вцепился. Разгоняюсь, быстрее. Вираж, спираль - не отстает. Ему одному легче, мне одному - тяжелее. В контейнере у меня две сотни человек десанта. Они сидят вдоль стен, стиснув зубы. Я - их Бог. Я - их спаситель или убийца. Я - удача, я стрела удачи. Переворачиваю. Пытается достать, но врет - у меня движки мощнее. Разгоняю резко, торможу обеими ногами. Мозг в голове как сбитые в омлет яйца - давит на уши. Ремни режут плечи до крови. Прошел мимо. Иду в хвост. Орудия вкл, вскинуть гашетки. Вот он, гад, в прицеле. Пульс двести. В глазах рябит от адреналина. Ближе, еще ближе. Пошел в вираж. Врет, не уйдет. Подача на орудия мигает на проекторе. Стреляю, коротко. Мимо. От стрельбы машина заметно теряет скорость. Догоняю. Делает спираль, но у меня движки мощнее. Вираж, еще скорости. Зубы стиснуты так, что сводит судорогами челюсти. Штурвал как каленая до красна сталь - обжигает ладони. Пересекаю, он перекладывает. Разгоняется, снова перекладывает. Отчаянный тип. Перекладываю за ним. Пульс двести двадцать. Глаза лезут из орбит, кажется, что кричу, но легкие пустые, звука нет. Боль помогает сконцентрироваться. Мозг отключает периферию. Есть только враг, прицел и большой палец на гашетке. Кардиограмма вышла за пределы измерений. Сопли летят на лобовое стекло, но это неважно. Мгновение, у меня только мгновение. Упреждение: учесть магнитное поле, гравитацию, задержку мышц. Выстрел, короткий как вспышка падающей звезды. Как уличный удар в глаз. Как миг жизни перед смертью. Ровно, на куски. Добиваю для надежности. Разворачиваю, гашу скорость. Навстречу истребители - свои. Отлегает. 

Сокращаю орбиту. С поверхности пошел огонь, но не достанут. Переворачиваю машину кверху брюхом. Плазменная подушка вкл. Гравивысотомер вкл. Внешний забор двигателей выкл. Дроссель на половину, педаль в пол. Напарник висит на ремнях. Прикусив язык иду вниз. Напарник оживает. Его рвет, но штурвал в руках. "Ну и видок" - отпускаю. Он улыбается, но улыбка больше гримаса. Вдвоем нам легче. Вдвоем всегда легче. Прорезаем атмосферу в кромешной тьфе. Идем по приборам. Поверхность где-то здесь. От плазмы пестрит в глазах. Пульс сто восемьдесят. По наитию осаживаю машину. Контакт. Скорее не посадка - падение. Попрыгиваем, трещит позвоночник. Двери открыть. Двигатели выкл. Скидываю ремни, выхожу на улицу. Пульс - сто пятьдесят. Полминуты - десантников уже нет. Сажусь на землю, кружится голова. В небе выстрелы. Тысячи выстрелов. Космос отвечает, земля горит. Рвет. До чего же неприятно. Больно. Напарник выносит бутылку воды, тысячу лет жизни ему за это. Хотя нет, это проклятие, а не благодарность. Снова рвет. Пульс сто. Две минуты, две минуты. Отдышаться. Отдышаться. Земля гудит, камушки прыгают. Корабль трещит, остывая. Две минуты. Встаю, руки не дрожат. Пульс - шестьдесят. Усталости нет - ее и не должно быть. 

Снова за штурвал. Подушка вкл. Двигатели вкл. Высотомер вкл. Начинаем подъем резко, сжигая песок плазмой. Давит в кресло, но это уже не втягость. Идем по спирали, по спирали, как говорят на флоте - по случайным числам. Режем атмосферу. Снизу огонь, но не достанут. Сто километров, двести. Проходим радиопояс. Сзади удар, дергаемся на ремнях - таки достали. Далеко - броня выдержит. Отстреливаю разбитую заднюю бронеплиту и главную батарею. Прохожу радиопояс. Все, уже все. Дышим ровно. Навстречу звено - провожают как ребенка в школу. За луной тысячи огней - ударный отряд ждет своего часа. Поворачиваем. Плавно, очень плавно, усталости нет. Звено делает зиг-заг, прощаясь. Отвечаем прожектором. Стыковка. Гравиподушка выкл. Двигатели выкл. Связь выкл. Скидываем ремни, под ремнями - в крови мозоли. В лазарет на два часа. Затем обратно, туда, в ад. Одних увозим, других привозим. Живых и мертвых. Живых или мертвых. В этот раз я вытащил машину, в другой - напарник вытащит. Такая у нас работа. Такое у нас одно на двоих дыхание.