Магия художника книги - Детгиз для малышей и...

Владимир Плотников-Самарский
Магия художника книги



Продолжение

Начало см.: "Магия художника книги: Европейский класс"
(http://www.proza.ru/2011/10/20/588);

"Магия художника книги: Русская школа"
http://www.proza.ru/2012/02/07/721

"Магия художника школы: Советские страницы"
http://www.proza.ru/2011/10/22/77



ДЕТГИЗ  ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ И ВЗРОСЛЫХ



«ДЕТГИЗ»… Если ваше сердце радостно не ёкнуло при этом волшебном слове, придётся скучно расшифровывать…

Детгиз  - Детское Государственное Издательство (затем Издательство «Детская литература»). Организовано в Ленинграде согласно постановлению ЦК ВКП(б) от 9 сентября 1933 года на базе детского сектора издательства «Молодая гвардия» и школьного сектора Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ) при участии Алексея Максимовича Горького, Корнея Ивановича Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака (первый главный редактор). В редакции работали  крупнейшие мастера Слова: Борис Степанович Житков, Тамара Григорьевна Габбе, Аркадий Петрович Гайдар, Лидия Корнеевна Чуковская, Виктор Борисович Шкловский, Леонид Пантелеев (настоящие ФИО: Алексей Иванович Еремеев), Даниил Иванович Хармс (Ювачев), Алексей Николаевич Толстой, Евгений Львович Шварц и др. «Рисовальная школа Детгиза» подарила детворе немало ярких имен графиков книги. «Курсы иллюстраторов» вел Владимир Лебедев. Его ученики и сподвижники: Юрий Васнецов, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин, Николай Тырса, Владимир Конашевич, Валентин Курдов и другие…

Василий Алексеевич Ватагин (1884–1969).
Великий художник-анималист, достойный восприемник Альфреда Эдмунда Брема (1829-1884), бессмертного автора «Жизни животных». «Дерзновенно покушался» на все жанры и материалы: рисовальщик, ваятель, вырезальшик, камнетёс… «Благодаря» диплому профессионального биолога, получил энциклопедические знания о географии и анатомии животных. Благодаря занятиям в лучших изо-студиях России и Европы, в том числе, у Константина Фёдоровича Юона (1875—1958), освоил самую разнообразную технику, вплоть до авторской литографии. Среди его восхитительных произведений: скульптуры животных, зоологические атласы, реставрация облика доисторической фауны. Создал огромное количество выразительных скульптур диких зверей и птиц. Увлекшись литературой, выполнил лучшие в отечественной графике «изобразительные комментарии» к книгам Джека Лондона, Эрнеста Сетона-Томпсона, Виталия Валентиновича Бианки, Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева. Его невероятно жизнеподобные и занимательные иллюстрации к «Книге джунглей» (перво-наперво, «Маугли») Редьярда Киплинга поныне считаются непревзойденными. Профессор ряда художественных вузов, выдающийся педагог (редкостное сочетание равно-одаренного теоретика и практика), изумительный лектор-наглядник. Создал и проиллюстрировал бесценную наставническую книгу «Записки анималиста».

Образцы иллюстраций:

http://bibliogid.ru/articles/1962


Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967).
Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР. Знаменитый художник и плакатист, после создания Детгиза стал первым учителем будущих искусников книжной и журнальной графики. В истории культуры остался, прежде всего, как новатор в жанре детского книжного рисунка (произведения Ольги Федоровны Берггольц, Льва Николаевича Толстого). Активно иллюстрировал Самуила Яковлевича Маршака. С годами прошел эволюцию от железного фиксатора материального рационализма до мягкого реставратора эмоционального импрессионизма. Основные принципы Лебедева: иллюстратор детской книги должен приучать ребенка строить живописные отношения, которые бы ему пригодились во взрослой практике, рисунок должен быть понятным, натуральным и узнаваемым.
 
http://s-marshak.ru/art/post/lebedev/lebedev.htm


Николай Андреевич Тырса (1887-1942).
Живописец, приобретший известность до революции. В 1920-е обратился к книжной графике: детские произведения Бориса Степановича Житкова, Вениамина Александровича Каверина (Зильбера), Григория Георгиевича Белых и Алексея Ивановича Еремеева, прославившегося под псевдонимом «Л. Пантелеев» («Республика ШКИД»), Алексея Максимовича Горького («Детство»), Николая Семеновича Тихонова, Виталия Валентиновича Бианки. Были и отмеченные яркой творческой индивидуальностью "взрослые" опыты: "Пиковая дама" Александра Сергеевича Пушкина и т.д.

http://lib.rus.ec/b/153701/read


Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963).
Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения, создатель запоминающейся книжной графики к произведениям Вильгельма Гауфа, Братьев Гримм, Генриха Гейне, Ганса Христиана Андерсена, Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя, Ивана Сергеевича Тургенева, Антона Павловича Чехова, Афанасия Афанасьевича Фета, Михаила Михайловича Зощенко, Корнея Ивановича Чуковского (Николая Корнейчукова), Константина Александровича Федина. Не первое поколение читателей пленяют его рисунки к повести аббата Антуана Франсуа Прево «Манон Леско». Владел редкой техникой туши или акварели по китайской бумаге (пейзаж, портрет, натюрморт).

http://bibliogid.ru/articles/2063
http://blogs.privet.ru/user/nata-a_016/103512570


В околошкольный период я просто балдел от похождений пушистого котёнка Тюпы, пёсика Томки и прочих забавных зверушек, придуманных и нарисованных одним очаровательным волшебником…

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965). 
Заслуженный деятель искусств РСФСР преуспел в жанре анималистики, главным образом, акварельной. Его герои фантастически обаятельны, а проза чрезвычайно воспитательна: едва ли не самые образцовые по ёмкости, глубине, изяществу и юмору миниатюры о родной природе и ее обитателях. Великолепное прозаическое наследие писателя непредставимо без сопроводительного эскорта его же рисунков. И просто невозможно сказать, где больше Чарушина? В писателе-акварелисте органично снизались блистательный рассказчик и нежный рисовальщик. Вот навскидку его истории: «Никитка и его друзья», «Волчишко и другие», «Про Томку»... А сколько чарушинских аква-крошечек обогатили книжки других писателей: Владимира Клавдиевича Арсеньева, Корнея Ивановича Чуковского, Виталия Валентиновича Бианки, Михаила Михайловича Пришвина, Самуила Яковлевича Маршака…

http://bibliogid.ru/articles/1851


Алексей Фёдорович Пахомов (1900-1973).
Для детского рисунка весьма титулован: народный художник СССР, действительный член АХ СССР, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (с 1948), лауреат Госпремий СССР. Всё объяснимо: смолоду порядочно преуспел на ниве «пролетарской культуры», как настоящий гранд станковой живописи, пройдя через все веяния и течения. И учился профессионально - у профессиналов. В 1915—1917 - в Петроградском Центральном училище технического рисования Штиглица у Н.И. Шухаева, С.В. Чехонина, М.В. Добужинского, в 1917—1925 — на живописном отделении уже Ленинградского Вхутеина (класс А.И. Савинова, а также В.В. Лебедева, Н.А. Тырсы). С 21-летнего возраста постоянный участник художественных выставок. Автор талантливых картин:  «Сенокос», «Спартаковка», «Утро на покосе» (все в 1925), «На солнце» (1935), «Сестры» (1935), «После купания» (1935), «На пляже» (1935). Соцреалистические поиски не остались без признания: золотая медаль за панно «День Страны Советов» в Советском павильоне на Международной выставке в Париже (1937). Впоследствии серьёзно развил жанр карандашного наброска, «протолкнув» его в книжное дело: «Школьные товарищи» Самуила Яковлевича Маршака. Хотя это увлечение во многом было связано с идеологическими нападками на художника, вынужденного отойти и от станковой живпоиси и, на время, даже от цвета. С 1920-х иллюстрировал книги для отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства («Ведро» и «Лагерь» Евгения Львовича Шварца и др.). Сотрудничал с детскими журналами «Чиж», «Ёж», «Костёр». Сделал важный шаг от кукольности и даже пародийности, практиковавшихся в детской иллюстрации, к здоровой образной конкретике. За серию автолитографий «Ленинград в дни блокады» (1942-1944) художник-блокадник получил Сталинскую премию. Цикл был продолжен: «Ленинград в дни  восстановления 1945—1947». В годы войны рисовал духоподъёмные плакаты. Любопытны также серии пахомовских эстампов: «Ленинградский дворец пионеров» (1939-40), «В нашем городен» (1945-48), «В колхозе «Красный партизан» (1960). Всю жизнь был верен деревенской тематике и до самого конца пытался найти привнести новые краски, экспериментировал с формой, чем свидетельством цветные линогравюры «Ранний снег», «Осень» и другие. С 1960-х обращается к цвету в книжной картинке, варьируя и соединяя цветной карандаш, акварель, белила: сборник детских рассказов Льва Николаевича Толстого «Филипок. Страницы из азбуки» (1968—1970, Государственная премия СССР за 1973). Создал запоминающиеся иллюстрации к художественным произведениям: «РВС» (1925) Аркадия Петровича Гайдара (Голикова), «Впереди всех» Вениамина Александровича Каверина (Зильбера),  «Часы» (1934-1936) Л. Пантелеева (Алексея Ивановича Еремеева), «От моря до моря» Николая  Семёновича Тихонова, «Пионер» Агнии Петровны Барто, «Как закалялась сталь» (1948) Николая Александровича Островского, «Мороз - Красный Нос» (1937 и 1955-1957) Николая Алексеевича Некрасова, «Бежин луг» (1956) Ивана Сергеевича Тургенева, «Детство Никиты»(1959) Алексея Николаевича Толстого. Его произведения хранятся в самых престижных галереях.

http://all-drawings.livejournal.com/482135.html
http://artru.info/ar/12058/


Юрий Алексеевич Васнецов (1900–1973).
Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Родственник знаменитых художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. Один из популярнейших Детгизовцев и непреложная величина в цехе книжной графики. Иллюстрировал книги Петра Павловича Ершова, Виталия Валентиновича Бианки, Корнея Ивановича Чуковского, Льва Николаевича Толстого, сказки и переводы Самуила Яковлевича Маршака, прозу Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка и др. Плодотворно поработал для театра.

http://www.liveinternet.ru/users/olga_good/post132451689/


Следующее имя для многих ассоциируется с весельем до угара. Как же, не одолев в 3 классе «Приключений капитана Врунгеля» Андрея Сергеевича Некрасова (диссидента), свое представление о них я все-таки априорно сложил, благодаря уморительным картинкам, которые придумал…

Константин Павлович Ротов (1902–1959).
Между тем, у смешливого виртуоза, отнюдь, не смешная судьба. Сын донского казака, в 19 лет он уже получил в Москве первый серьезный «заказ на Андерсена и братьев Гримм». Далее по автобиографии:
«С этого момента окончательно поселился в Москве... В 1922 - 1923 годах начал работать в журнале «Крокодил» и постоянно в нем печатался до 1940 г.  «Правда», «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонек», «Смехач», «30 дней», «Лапоть» и др. С 1920 по 1940 год проиллюстрировал много книг. Вот только часть из них: …сказки Салтыкова-Щедрина. Книги советских писателей: К. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто, Ильфа и Петрова, В. Катаева, И. Уткина. Работал и над оформлением театральных постановок.
В 1940 году был арестован по ордеру Берия и пробыл в ИТЛ до 4 января 1948 года. В лагере мне удалось сделать большую серию акварельных работ, посвященную Великой Отечественной войне...
По возвращении я начал работать над иллюстрациями к роману А. Франса «Современная история», над детской книгой С. Михалкова «Дядя Степа» и над сказками Пушкина. Завершить начатое не удалось, так как без предъявления каких-либо обвинении был отправлен на бессрочное поселение в С-Енисейск. В С-Енисейске принимал участие в оформлении нового рабочего клуба и работал в нем в качестве клубного художника.
В 1954 году решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР был от ссылки освобожден и полностью реабилитирован... В настоящее время работаю в журнале «Крокодил»»...
Ему была отпущена ровно пятилетка, в 1959-м преизобильного весельчака не стало.  Но остались навсегда некрасовско-ротовская яхта «(ПО)БЕДА» и ее неунывающий экипаж: капитан Врунгель, боцман Лом, пройдоха Фукс…

http://fegin.gorod.tomsk.ru/index-1278564154.php


Владимир Григорьевич Сутеев (1903–1993).
Пароль для всех и каждого: «Четыре сыночка и ла-а-а-апочка дочка»… Универсал, фантазер и трудоголик. Писатель, художник, режиссёр, зачинатель советской мультипликации. Даже краткое причисление его работ и предпочтений впечатляет и поражает. Пронзительные, точечно меткие  попадания: Джанни Родари («Приключения Чипполино»), Лилиан Мур («Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»), Корней Иванович Чуковский - сказки, «Сказка про белого бычка» и десятки других. Начинал в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда». Автор и иллюстратор десятков собственных книг: «Под грибом», «Яблоко», «Разные колеса», «Палочка-выручалочка», «Это что за птица?». Многие книжки трансформировались в любимые мультфильмы: «Дядя Миша», «Мешок яблок», «Кто сказал "Мяу"?», «Палочка-выручалочка», «Кот-рыболов», «Про Бегемота, который боялся прививок», «Мы ищем Кляксу», «Петя и Красная Шапочка»…
 
http://blogs.privet.ru/community/artefaktum/42069914


Валентин Иванович  Курдов (1905-1989).
Народный художник СССР. Как начинающий живописец, брал уроки у Казимира Малевича. Параллельно практиковался в Детгизе, как книжный иллюстратор.  Особенно удавались анималистические рисунки к классическим сочинениям о животных: «Лесная газета» Виталия Валентиновича Бианки, «Рикки-Тикки-Тави» и «Сказки» Редьярда Киплинга. Впрочем, люди удавались не хуже («Конница Буденного» Александра Ивановича Введенского, «Айвенго» Вальтера Скотта, финский эпос «Калевала»). Блокадник, автор серии литографий «По дорогам войны».

http://kornilyev.ru/php/estamp/kudrov.php
http://www.gov.karelia.ru/Karelia/836/27.html


Г. А. В. (Траугот)
Ныне всемирно известное творческое трио детских книжников, ментально сплавивших русский запрос с европейским вкусом. Семейный художественный альянс основал отец - Георгий Николаевич Траугот (1903-1961). Его дело продолжили Александр Георгиевич (родился в 1931)  и  Валерий Георгиевич (1936-2009). Обще-книжный продукт совместных усилий ГАВ давно стучится в цифру 400 (свыше 80 миллионов экземпляров). Особую симпатию питали к Гансу Христиану Андерсену, что вполне объясняется датскими корнями рода Трауготов, осевших в России с 17 века (тираж 17 переизданий иллюстрированного ими двухтомника Андерсена превысил 3 миллиона экз.). Импонировали мастерам фантасмагории, таким как Морис Метерлинк, античные классики Гомер (эпическая дилогия о Трое), Овидий («Наука любви»), Апулей («Золотой осел»), а также ведущие сказочники всех времен и народов: братья Вильгельм и Якоб Гримм, Вильгельм Гауф, Шарль Перро… Плюс народные сказки России, Кубы, Камбоджи, Китая, Японии. Кисть семейного трио не обошла и "русский класс": Александр Сергеевич Пушкин, Сергей Тимофеевич Аксаков, Лев Николаевич Толстой, Владимир Владимирович Набоков, Николай Степанович Гумилев, Михаил Афанасьевич Булгаков. Да и вообще в их «долгом обозе» трудно найти обделённых, есть здесь и литераторы Германии, Англии, Китая, США, Польши, Франции… Некоторое время братья Траугот занимались "кустарным промыслом", штучно изготовляя раскрашенные кукольные фигурки. Трауготы - возможно, самые "призовые" из детских книжников России: более 30 дипломов (причем, половина — первой степени) на отечественных конкурсах. Желанные участники международных выставок книги в Польше, Японии, Франции, Германии, Италии, Чехии, Словакии. Валерий Траугот в Санкт-Петербурге был профессором Высшего художественного училища им. Мухиной, Председателем городской секции графики союза художников, главным художником издательства «Царское Село» и т.д. Активно содействовал работе по иллюстрированию и изданию «Медного всадника» Пушкина (172 иллюстрации), серии «Незабытые петеребуржцы» (Шесть книг мало издаваемых замечательных петербуржских поэтов: Татьяны Гнедич, Александра Введенского, Олег Григорьева, Виктора Ширали и др.). Александр Траугот живет в Париже.

http://childhoodbooks.ru/gallery/descr/A/anders2.htm
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1464649/


Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993)
У этого человека в жизни хватало всего: славы, работы, титулов. Член-корреспондент Академии художеств СССР, народный художник РСФСР (1966), лауреат Сталинской премии второй степени (за иллюстрации к повести Максима Горького «Детство» - 1947) и Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской (за иллюстрирование и оформление «Детства» Максима Горького и «Записок охотника» Ивана Сергеевича Тургенева - 1972). Начинал в студии Д.Н. Кардовского, ассистировал профессору А.И. Кравченко в ГМИИ имени А.С. Пушкина (1935—1937), затем на протяжении 32 лет работал главным художником издательства «Детская литература» (1945-77). И всё-таки самым, пожалуй, верным, хоть и негласным, признанием заслуг мастера стала хрестоматийно короткая фраза: ««Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны». Именно Борису Александровичу выпала честь возглавлять этот «цех» до самого конца: с 1948 года он заведовал кафедрой графики в МГХИ имени В.И. Сурикова. Мало было равных Дехтерёву в технике карандашного рисунка и акварели и, видимо, неслучайно именно ему, как сильнейшему детскому рисовальщику, доверили иллюстрирование целого раздела в серии «Сказки народов мира». В итоге, весь 7-й том («Сказки русских писателей» 1989) «начинён» цветными вкладышами с дехтерёвскими картинками к сказкам Александра Сергеевича Пушкина, Льва Николаевича Толстого, «Ашик-Керибу» Михаила Юрьевича Лермонтова, «Аленькому цветочку» Сергея Тимофеевича Аксакова, «Городку в табакерке» Владимира Фёдоровича Одоевского, «Чёрной курице» Антония Погорельского (Алексея Алексеевича Перовского) и др. Впрочем, волшебно-сказочный удел, да и, в целом, детская литература, оставаясь превалирующими, не упраздняли интереса мастера к «всевозрастной тематике», чему свидетельством его рисунки к древней прозе («Античный роман»), Вильяма Шекспира («Гамлет»), Франческо Петрарки (лирика), Шарля Перро («Волшебные сказки»), Кристофа Виланда («Волшебная флейта»), Жорж Санд («Мастер мозаики»), Жозефа Бедье («Роман о Тристане и Изольде»), Мориса Метерлинка («Синяя птица»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома»), Этель Лилиан Войнич («Овод»), Прем-Чанда («Сказание о Раме»), Максима Горького («Горячее сердце Данко», рассказы, биографическая трилогия), Дмитрия Наркисовича Мамина-Мибиряка («Алёнушкины сказки»). Плюс классический фольклор: будь то отечественный («Репка») либо брлгарский («Холмы Варны»)... И опять же, литературные пристрастия художника не исчерпывались обращением к чистой классике. Борис Дехтерёв по праву считается одним из пионеров книжного дела, взявшихся за жизненное отображение современной литературы и волнующее воплощение образа советского современника в духе, как говорили некогда, социалистического реализма, причём, в лучшем понимании этого словосочетанья: книги Николая Александровича Островского («Как закалялась сталь»), Аркадия Петровича Гайдара («Голубая чашка»), Федора Васильевича Гладкова («Цемент»), Константина Георгиевича Паустовского («Далёкие годы»), Сергея Александровича Есенина («Анна Снегина»)... Дехтерёв является автором красочных подборок на темы истории партии, биографической беллетристики о советских вождях (например, «Встречи с товарищем Сталиным» лётчика-героя Георгия Филипповича Байдукова) и, в частности, ленинианы: «Детские и школьные годы Ильича» Анны Ильиничны Ульяновой, «Шалаш» Александра Терентьевича Кононова, «Юность Маши Строговой» Марии Павловны Прилежаевой и др.

http://alexgetti.narod.ru/photoalbumdexterev.html
http://www.livelib.ru/selection/14290



Однако что за праздник без дамы? Нашу «принцессу жанра» звали…


Нина Алексеевна Носкович (Лекаренко, 1914–1995).
Безукоризненному стилю художницы присущи воздушность, мягкость, плавность, красочность, заманчивость, импрессия. Далее пофамильно: Ганс Христиан Андерсен («Соловей»), Самуил Яковлевич Маршак («Двенадцать месяцев»), Василий Андреевич Жуковский («Кот в сапогах»), Алексей Николаевич Толстой («Детство Никиты»), Виктор Юзефович Драгунский («Друг детства»), Лев Абрамович Кассиль («Кондуит и Швамбрания»), русские народные сказки («Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо»), Астрид Линдгрен («Мы  на острове Сальткрока») и др.

http://www.liveinternet.ru/users/oks77/post114888955/


Олег Дмитриевич Коровин (1915–2002).
Любители «Уральских сказов» Павла Петровича Бажова легко воспроизведут это имя. Удел даровитого однофамильца великих живописцев – чистейшая, не лубочная, исконно народная проза, простые, но мощные, живые характеры, соль земли русской. Среди «украшенных» авторов: Евгений Андреевич Пермяк («Наше государство», «Детство Маврика»), Лазарь Викторович Карелин («Девочка с красками»)…

http://virtualgallery.org.ru/gallery/artist.php?TopicID=kod

Едва ли не самым запоминающимся и остроумным кудесником детского рисунка лично я считаю добрейшего и деликатнейшего мастера. Прошу любить и жаловать…


Генрих Оскарович Вальк (1918–1998). 
После сказок Александра Мелентьевича Волкова любимой книгой детства для меня стал «Продавец приключений» Георгия Михайловича Садовникова (он же автор «Большой перемены») – этакое сверх-смешное, околонаучно-полуфантастическое и чуток абсурдное шоу о космических приключениях советских чудаков в неопределенно-отдалённом будущем. Уверен, что добрую половину успеха книжке гарантировал исллюстратор, забаввно подписавшийся: Г. Вальк. Позже я не раз ещё убедился, сколь велик был посев шутки и задел добра у этого старомодно-озорного, в чем-то даже хулиганистого и, при этом, наивно-утопичного чудодея. Во-первых, Вальк - лучший иллюстратор Николая Николаевича Носова: все книжки о Незнайке и детская проза. Далее по списку: Юз (Иосиф Ефимович) Алешковский (книги о Кыше), Сергей Петрович Антонов («Колючий подарок»), Георгий Михайлович Садовников («Спаситель океана, или Повесть о странствующем слесаре»), Валерий Владимирович Медведев («Баранкин, будь человеком»), Юрий Вячеславович Сотник («На школьном дворе»), Юрий Яковлевич Яковлев («Семеро солдатиков»), Виталий Титович Коржиков (серия про Солнышкина), Лазарь Иосифович Лагин («Старик Хоттабыч»), Агния Львовна Барто («Первоклассники»), Любовь Федоровна Воронкова («Волшебный берег»), Виктор Юзефович Драгунский («Девочка на шаре»), Михаил Михайлович Зощенко («Самое главное»), Борис Савельевич Ласкин («33 рассказа»), Анатолий Иванович Мошковский («Пятеро в звездолете»), Сергей Владимирович Михалков («Про мимозу»)… А если одним словом: «Фонтанирующий»...
Сергей Александрович Репьев (родился в 1959), незаурядный современный «книжник»: «Очень точная и чистая графическая манера с максимально развитой эстетикой линии. Активное использование заливок и фактурных штриховок, во многом родственное гравюрным техникам. Богатые деталями сцены. Лучший график, успешно сочетающий максимальную аккуратность и правильность построений с живостью и удачной передачей характеров. Заметны тенденции к карикатурности, и футуристическому (промышленному) дизайну периода его золотого века — середины XX века. Мастер высочайшего класса, непревзойденный уровень исполнения. Генрих Оскарович был не только отличным художником, но и прекрасным педагогом. Он не отмахивался пренебрежительно от слабого рисунка, а сразу указывал, в чём его слабость, и давал совет, как от этого уйти».

http://rusinka.mylivepage.ru/blog/90/17497?last_page=go
http://mp3-kniga.ru/bibliofil/valk-prodavec1970.htm


А теперь… внимание! С объяснения в любви к Леониду Владимирскому я начал эту книжечку (1 глава). Пришла пора порыться в его сокровищах...

Леонид Викторович Владимирский (родился в 1920).
С ослепительно красивых, лучащихся добротой и смехом рисунков к диафильму «Приключения Буратино, или Золотой ключик» (1956) по книге Алексея Николаевича Толстого начинается немеркнущая слава изумрудного волшебника природного позитива. Скажем больше, заслуженный деятель искусств России Леонид Владимирский – «Папа Карло» советского Диафильма! Дипломной работой боевого офицера инженерных войск Владимирского во ВГИКЕ стал первый вгиковский диафильм, после чего его пригласили главным художником на студию «Диафильм» (автор 10 диафильмов). Но апогеем творчества стали гениальные по простоте, какому-то сверхмилому совершенству, резонирующему отзыву в детских сердцах (и моментально покоряющие все возрасты) картинки к сказкам Александра Мелентьевича Волкова: «Волшебник Изумрудного города» (1959), «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (1963), «Семь подземных королей» (1967), «Огненный бог марранов» (1972), «Жёлтый туман» (1974) и «Тайна заброшенного замка» (1982). Позднее Леонид Владимирский графически оформил цикл фэнтези Сергея Стефановича Сухинова на тему сказок Александра Волкова («Гудвин Великий и Ужасный» и др.), а также собственные книги («Буратино в Изумрудном городе» и др.). Знаком высшего качества (читай: пилотажа) отмечены иллюстрации, вдохновленные пушкинским гением: «Руслан и Людмила», талантом Юрия Карловича Олеши: «Три толстяка», Джанни Родари: «Путешествие Голубой стрелы», Марчелло Арджилли и Габриэллы Парка: «Приключения Кьодино-винтика». Едва не забыл шикарные «Приключения Петрушки» Маргариты Андреевны Фадеевой и Анатолия Ивановича Смирнова и «Приключения Кольки Кочерыжкина» Владимира Брониславовича Муравьёва. Плюс самоцветно сверкающий кладезь по книгам советских и иностранных авторов, не говоря про лучшие сказки нашего народа и других стран. После знакомства с чудесами Владимирского, фокусы-покусы-комиксы-ремиксы-мультики-книжонки с другими Страшилами и Тотошками я просто не принимаю. Это верхний регистр, эталон, с которого не грех делать большое кино… И как радует тот факт, что кавалер Золотой медали Творческого Союза Художников России, лауреат конкурса детских читательских симпатий Леонид Викторович Владимирский с НАМИ, полон энергии, творческих замыслов, а главное: активно сотрудничает с молодыми почитателями, делясь бесценным опытом Классика.
Скажем больше…

…ВЕЛИКИЙ  ИЗУМРУДНЫЙ  ВОЛШЕБНИК  СКРОМНО, НЕ АФИШИРУЯСЬ,   ПОПИСЫВАЕТ  СЕБЕ  МИНИАТЮРЫ  НА…  сайте ПРОЗА.РУ:

http://www.proza.ru/avtor/vladimr1

http://www.sestrenka.ru/s894/


Не одно поколение детей восхищалось его юморными и энергичными персонажами. Не только в книгах, но и на экране. Мультипликационном...

Евгений Тихонович Мигунов (1921-2004).
Очень свободный художник с не замыленным глазом, утонченным восприятием, задорным нравом и цепким грифелем. В первую голову, режиссер-новатор, впервые применивший для анимации масляные краски при изготовлении фонов (мультики «Полкан и Шавка», «Лесные путешественники»). Много лет экспрессивный «красочник» сотрудничал с журналами «Весёлые картинки», «Крокодил», редактировал брошюры «Библиотеки Крокодила», оставил ярчайший след в производстве диафильмов. Среди самых востребованных трудов: несравненный цикл рисунков к книгам Кира Булычёва (псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко) об Алисе Селезнёвой (Громозека, птица Говорун, Крыс, Зелёный, Весельчак У и другие). Не менее любопытны его опыты в оформлении историй Евгения Серафимовича Велтистова про Электроника и знаменитой иронической мистерии братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Иллюстрировал также сказки Александра Мелентьевича Волкова. По мнению специалистов, из анимации Мигунов привнес в полиграфию редкостную динамичность.

http://old-crocodile.livejournal.com/148475.html
http://3wmq.gallery.ru/watch?ph=m6E-balST
http://diafilmy.org.ua/zlaya-volshebnitsa-bastinda/ (диафильм)


Борис Павлович Кыштымов (родился в 1927)
Один из самых премированных советских иллюстраторов детской книги: лауреат Международной выставки детской книжной иллюстрации в Братиславе (1973), Книжной ярмарки в Болонье (1974), Международной выставки искусства книги в Лейпциге (1977). Награжден серебряной медалью Международной выставки книги в Москве (1975) и многочисленными дипломами Всесоюзного конкурса искусства книги. Общепризнанный «конёк» - научно-популярная литература для детей: Анатолий Васильевич Митяев («Ржаной хлебушко – калачу дедушко»), Геннадий Михайлович Циферов («Серьезные рассказы плюшевого Мишки»), Борис Васильевич Зубков («От колеса до робота», «Как машина азбуку учила»), Александр Мелентьевич Волков («Земля и небо»), Святослав Владимирочи Сахарнов («По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия» в 3 томах) и др.



Михаил Александрович Скобелев (1930–2006)
Весьма разносторонняя и неутомимая творческая натура, в сфере приложений его кипучего таланта: живопись, театральные декорации, книжная графика, мультипликация, карикатура. Народный художник Российской федерации (2000). В совершенстве владел приёмами юмора и сатиры. Проиллюстрировал порядка 200 книг, в том числе басни Эзопа в переложении Льва Николаевича Толстого, «Золотой ключик» Алексея Николаевича Толстого, произведения Михаила Михайловича Зощенко, Сергея Владимировича Михалкова, Ефима Петровича Чеповецкого; и даже умудрился "изобрести" графическое сопровождение деловой компьютерной программе «Стандарты ИСО-9000 в жизни». Сотрудничал с популярнейшими журналами «Крокодил», «Юность», «Весёлые картинки», «Мурзилка», киностудией «Союзмультфильм». Его творческое наследие разбросано по музеям и частным коллекциям, в том числе  Франции, США, Израиля.


Едва не забыл. Скажите: кто воплотил лучшего Хоттабыча?

Герман Алексеевич Мазурин (родился в 1932).
Образцовый «маг» советской школы. Заслуженный художник РСФСР. Феномен уже в том, что дипломной работой молодого пензяка стала папка эскизов к неувядающей книге Лазаря Иосифовича Лагина «Старик Хоттабыч», за которую до него брались даже такие мэтры, как Генрих Вальк. Дипломный «Старик Хоттабыч» сразу же вознес студента Геру Мазурина в разряд классиков (хотя это стало бесспорным лет через 20). С одинаковым тщанием и искусством Мазурин иллюстрировал литературу детскую и взрослую, западную и отечественную: Аркадий Петрович Гайдар («Тимур и его команда» - в зеленом 4-томнике 1950-х), Марк Твен («Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»), Иван Александрович Гончаров («Обломов»), Сергей Владимирович Михалков («Дядя Степа»), Антон Павлович Чехов («Каштанка»)… За полвека творческой работы Герман Алексеевич оформил свыше 250 изданий. Владеет даже стилем гохуа на рисовой бумаге, который освоил во время продолжительной командировки в  Китай.

http://mp3-kniga.ru/bibliofil/mazurin-hottabych1983.htm
http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Mazurin.htm


Владимир Валериевич Перцов (род. в 1933)
Легенда советской книжной графики, особенно, детской. Заслуженный художник России, профессор, обладатель почти полусотни конкурсных дипломов, достойный представитель знатного и культурного «клана» России (среди предков Эраст Петрович Перцов – видный сатирик и товарищ А.С. Пушкина, Петр Петрович Перцов – знаменитый  издатель и литературовед, дядя Владимир Михайлович Голицын - крупный художник-романтик, князь). С середины 1950-х приобретает известность, как мастер фольклорного, былинного, сказочного рисунка, а также исторической темы, преимущественно, русской старины, адаптированной для детского восприятия. Бесспорный и неистощимый универсал в творении подвижного, художественного и всегда разного шрифта, благодаря которому обыкновенное слово (книжный заголовок) превращается в живое и резвое существо фантастической палитры. Его энергичной графической манере свойственно парадоксальное фланирование на грани классической строгости и ребяческой непринуждённости, изящной декоративности и штриховой условности, естественной сочности цвета и яркой стремительности движения. Один из выдающихся конструкторов сложных, эффектных многофигурных композиций, умевший в одной иллюстрации воспроизвести колорит, сюжет и мир целого произведения. Среди наиболее известных и оригинальных работ (а на счету Перцова более сотни «рисованных» книг, не считая изданий с его фирменной «буквицей»): иллюстрации к былине «Садко» и последующим сборникам русских былин, а также книге «Русские святые»; серии рисунков к «детской» трилогии Олега Николаевича Тихомирова «На страже Руси» (про Александра Невского, Дмитрия Донского и Козьму Минина с Дмитрием Пожарским) и его же «Михайле Ломоносову»; к  исторической прозе своего дяди князя Сергея Михайловича Голицына и повести «В грозную пору. 1812 год» Михаила Григорьевича Брагина; к трёхтомнику Бориса Викторовича Шергина и даже всем знакомому школьному «Букварю». Добиваясь предельной достоверности в костюме, быте, мизансцене и пейзаже, многие эскизы делал с натуры (как это было с циклом о поле Куликовом). Один из тончайших импровизаторов, сумевших приноровить «взрослый» почерк Александра Сергеевича Пушкина к вдумчивому, но рассеянному подростковому сознанию («Полтава» и сказки). Также блистательно воспроизводил героев Корнея Ивановича Чуковского («Тараканище», «Федорино горе» и др.), Петра Павловича Ершова («Конёк-Горбунок»), Владимира Федоровича Одоевского (сказки), Ильи Львовича Сельвинского («Три богатыря»), Агнии Львовны Барто («Есть такие мальчики»), Евгения Ивановича Осетрова («Сказ о друкаре Иване и его книгах»), Самауила Яковлевича Маршака («Золотое кольцо»), Сергея Ивановича Козлова («Поросёнок в колючей шубке»). Последние 17 лет, не приемля современного чистогана и цинизма, тем более, в «детской» литературе, практически отошёл от графики, сосредоточившись на преподавательской работе.

http://remochka.livejournal.com/14909.html


Борис Аркадьевич Диодоров (настоящая фамилия, сменённая дедом: Смирнов - родился в 1934).
Великий трудяга, на счету которого свыше 300 книг. Увлёкшись художественной иллюстрацией студентом Художественного института имени В.И. Сурикова, вот уже 55 лет отдаёт «лёгкому» жанру весь свой светлый и щедрый талант. Первые «уроки само-учения» устраивал себе ещё во время войны: спасаясь от бомбёжек в метро, «раскрашивал» забойную приключенческую повесть Григория Борисовича Адамова (Гибса) «Тайна двух океанов». Рисовальные способности унаследовал от отца: Аркадий Леонидович «до войны занимался тем, что сейчас называется дизайном, оформлял Музей Революции. В начале войны его сразу призвали, отправили в артиллеристы, но когда выяснилось, какой он специалист, его вернули в Москву, и он стал главным художником в штабе ВМФ. По его эскизам были сделаны ордена Нахимова и Ушакова». До революции Диодоровы звались Смирновыми: «дед был директором по энергетике на Прохоровском заводе - том, что называется Трехгорной мануфактурой. После 1917 года работал там же бухгалтером. Помню старую табличку на дверях: «Л.Д. Смирнов». Табличка оставалась, а фамилию он сменил на Диодоров. Всех мотивов этого поступка я до сих пор не знаю. Говорят, что у Смирновых были ювелирные магазины. Мой дед не имел к ним отношения, но в те годы никто не стал бы вникать в детали. Могли в любой момент придти и спросить: а куда бриллианты-то делись? Порезали бы всю семью». Палитра Бориса Диодорова поражает многоцветием, раносторонностью и чудовладением обширнейшим арсеналом изобразительных средств, используемых корифеями, но при всём этом обязательно есть где-то отчётливо, а где-то неуловимо – своё! В разное время он обращался к лучшим страницам  мировой классики. Однако всего более поклонников изумляют проникновенно мягкие трансформации в такой тончайшей и деликатной сфере, как детская литература (поэзия Ивана Сергеевича Тургенева, «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова, народные рассказы Льва Николаевича Толстого, «Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова, «Волшебная шубейка» Ференца Мора, обложка к сборнику «На суше и на море. 1960»). Диодоров «особо пристрастен» к скандинавскому колориту: недаром же всемирную славу ему принесла серия сложнейших в своей изысканности, воздушности и гармонии офортов к знаменитой сказке Сельмы Лагерлёф о Нильсе. Не менее значителен  вклад мастера в разработку андерсеновской темы. С учётом гигантской конкуренции, в том числе выдающихся предтеч, остаётся лишь удивляться своеобразию дара и неизбитости трактовок Диодорова, который весьма скоро сделался одним из самых приоритетных иллюстраторов «северной сказки» не только российского, но и мирового калибра. Народный художник России. Профессор Московского государственного университета печати и организатор при нём кафедры иллюстрации и эстампа. В послужном списке более 20 персональных выставок (от Москвы, Берлина и Копенгагена до Токио, Вашингтона и Нью-Йорка). Работает по заказам с издательствами Франции, Испании, Венгрии, Финляндии, США, Южной Кореи, Японии... Творениями маэстро можно насладиться как в частных собраниях по всему свету, так и престижных залах Третьяковской галереи, музея Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, национальной галереи Братиславы, японского музея Чихиро, Литературного музея, домов-музеев Ганса Христиана Андерсена в Оденсе, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева… Увенчан немыслимым количеством званий и премий. Среди них победный диплом имени Ивана Федорова на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» (1980) и «Золотое яблоко» на Биеннале в Братиславе (БИБ-81) – оба за иллюстрирование 2-хтомной сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф. Диплом имени Ивана Федорова на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» (1986), правда, теперь - за графическое оформление занимательной истории Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Бориса Заходера). Серебряная медаль IBA в Лейпциге и Серебряная медаль Академии художеств (1996). Диплом имени В.А. Фаворского на Всероссийском конкурсе «Искусство книги» за рисунки к андерсеновской «Снежной королеве» (1998). Международной ассоциацией детской и юношеской литературы Б.А. Диодоров внесён в почётный список Андерсена (1990). Золотая медаль на Биеннале иллюстраций в Братиславе - за «Русалочку» (2000). Гран-при Золотой медали имени Андерсена, вручённая в Оденсе датской принцессой Александрой (2001). Почётный диплом Андерсена на 50-летие YBBY (Базель, 2002). С 2003 года президент фонда Андерсена в России... Как сообщает сам «посол Андерсена в России» (это с 2005 года официальный титул графика), «теперь я езжу на все дни рождения Андерсена. Премия патронируется двором Её величества королевы, и каждый год прибавляется один лауреат. Все мы, лауреаты из разных стран, встречаемся 2 апреля у памятника Андерсену»… «Степень доверия» красноречиво характеризуется и участием художника в крупнейшем академическом проекте, каковым стали многотомные издания «Сказок народов мира» и «Библиотеки русского фольклора» (рубеж 1980-1990-х), где он отвечал за оформление всей серии.
Из мальчишеского признания в книге отзывов с выставки Диодорова: «В особенности мне понравилось всё». Из напутственного слова профессора Бориса Диодорова к выпускникам факультета графических искусств МГУП: «Я хочу вам пожелать: без промедления беритесь за классику. Она у нас давно не иллюстрируется глубоко, на века. В мире она уже вообще не иллюстрируется. Мы, наверное, последние, кто еще не до конца утратили эту высокую традицию». Принцип в стиле завета: «Модернистские стили относятся скорее не к иллюстрации, а к дизайну. А иллюстрация — это всегда реализм. Дело не в реализме как таковом. В искусстве важна духовная составляющая и я не знаю, как этого достичь вне реализма».
 

http://anastgal.livejournal.com/828100.html
http://www.fairyroom.ru/?p=8742


Виктор Александрович Чижиков (родился в 1935).
Заводной весельчак, безупречный знаток фигурной вязи и пушистых завитушек.  Обслуживал самую «зеленую» аудиторию: Зоя Олеговна Александрова («Мой мишка»), Агния Львовна Барто («Идёт бычок, качается» и др.), Александр Мелентьевич Волков («Волшебник Изумрудного города»), Юрий Иосифович Коваль («Приключения Васи Куролесова»), Сергей Владимирович Михалков («Сон с продолжением», «Лесная академия», трехтомник 1994 года), Николай Николаевич Носов («Витя Малеев в школе и дома»), Эдуард Николаевич Успенский («Дядя Фёдор, пёс и кот», «Вниз по волшебной реке»), Корней Иванович Чуковский («Доктор Айболит»), Алан Александр Милн («Винни-Пух и все-все-все»), Джанни Родари («Приключения Чипполино»)… Наконец, именно Чижиков – «папа» олимпийского Мишки, ставшего талисманом московской Олимпиады-1980.

http://www.labirint.ru/authors/24581/
http://kidpix.livejournal.com/947921.html
http://ru-ru.facebook.com/note.php?note_id=229380000453181


А "под занавесочку" еще одна милая дама для нашей панорамы.

Евгения Ивановна Стерлигова (родилась в 1939)
Профессиональный биолог, свое истинное призвание она нашла в «раскраске» детской книги. Сегодня Евгения Стерлигова - бесспорный классик жанра, доктор искусствоведения и почётный профессор - делится секретами мастерства с многочисленными питомцами на кафедре рисунка Екатеринбургского архитектурного института. Сфера ее притяжения и преимущественной специализации - детская литература и научная фантастика. «Официальный иллюстратор» приключенческих миров Владислава Петровича Крапивина. Удивительным своеобразием отмечены и мультипликационные пробы. Как художник-постановщик, Евгения Ивановна создала конгениальные образы муми-троллей и их друзей для знаменитого мульт-цикла по сказкам Туве Янссон: «Всё дело в шляпе», «Лето в Муми-доле», «В Муми-дол приходит осень» (1981-1983). По признанию коллег, «мастер высочайшего пилотажа в иллюстраторстве, она из тех художников, что рисуют свою историю, которая прочно сливается с книгой, и тогда они - книга и иллюстрации - становятся одним целым». Еще два подверждения высокой  квалификации художницы - Премия имени Ивана Ефремова (1997) и Премия имени В.П. Крапивина (2008).

http://bashnia.sannata.ru/ill/sterligova/index.shtml


Ну вот, после «веселых картинок» страны Детства самый раз совершить прыжок в мятежные дебри приключенческой Юности…



Иллюстрация Леонида Владимирского к книге А.М. Волкова "Волшебник Изумрудного города"


Основные понятия

Виньетка (от франц. vignette) — украшение (заставка или концовка) полиграфической продукции (книга, альбом, рукопись) в виде небольшого рисунка или орнамента.

Гравюра (от франц. gravure от нем. graben — копать или франц. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства путем оттиска. Известны две основных разновидности: «высокой печати» (краска накатывается и переносится на запечатываемую бумагу с плоскости доски) и «глубокой печати» (краска переносится — из углублений штрихов). Главные инструменты: угловые, продольные стамески, нож для обрезки мелких деталей.

Гравюра на картоне — вид графического (высокая печать) тиражируемого изображения. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов.

Гравюра на металле (на камне, на холодном оружии и т.п.). Здесь делаются формованные выемки на материале для получение узора.

Графика (от греч. ;;;;;;;; — письменный, от греч. ;;;;; — пишу) — достижение художественного изображения посредством пунктирной линии, штриха, пятна и точки, цвет играет вспомогательную роль.

Гуашь (от франц. Gouache, итал. guazzo - водная краска, плеск) — разновидность клеевых водорастворимых красок плотнее акварели. Применялась еще Средние века для книжной миниатюры (нередко вместе с акварелью).

Ксилография (от др.-греч. ;;;;; — дерево и ;;;;; — пишу, рисую) — древнейшая техника деревянной гравюры.

Линогравюра — гравирование на линолеуме (с конца XIX века).  При печати линогравюры применяются обычные типографские краски, накатываемые, преимущественно, вальцмассовым валиком.

Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.

Офорт (от франц. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода», или «аквафорте» - итал. аcquaforte) — гравюра на металле, техника станковой графики глубокой печати для получения оттисков с печатных «досок». Для создания изображения поверхность травится кислотами. Популярность приобрел в XVI веке. Одна из самых интересных техник офорта: акватинта (итал. Aqua + tinta, т.е. вода + оттенок), при помощи нее создаются тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры.

Пастель (от лат. pasta — тесто) — художественные материалы для графики и живописи в форме мелков и карандашей без деревянной оправы.

Сангина (франц. sanguine, от лат. sanguis — "кровь") — материал и инструмент для рисования в форме толстого карандаша без оправы.

Темпера (от итал. tempera, от лат. temperare — «умерять, смягчать, смешивать в надлежащем соотношении») — краски со связующим веществом в виде эмульсий. Бывает  клеевой (пигменты разводятся на смеси воды, желатина, столярного клея или казеина), гуммиарабиковой, казеиновой, синтетической, яичной (последняя известна со времен фараонов). В Средневековье для связки практиковали мёд (его нередко добавляют в акварель).

Тушь (от нем. Tusche) — черная краска из сажи (жидкая, концентрированная и сухая) в графике для перьевых изображений (редко используется тушь цветная).

Эстамп (от франц. estampe, от итал. stampa) — оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы), чаще всего гравюрный. Оригинальными, авторскими считаются отпечатки, произведенные самим художником или печатником при его участии. В Европе распространен с XV века, сперва - как оттиск с гравированных деревянных досок.



Продолжение следует:

"Магия художника книги: "Библиотека приключений и..."
http://www.proza.ru/2011/10/27/653