Великий Каньон Zoia Sproesser Eliseyeva Burkhart

Зоя Спраусер Елисеева Буркхарт
Великий Каньон

     Американцы называют его одним из семи американских чудес. Я побывала там, и если скажу, что привезла домой незабываемое впечатление, то банальностью фразы как бы принижу то глубокое чувство, которое меня посетило в Великом Каньоне штата Аризона.

     Если хочешь почувствовать свою ничтожность в этом мире, почувствовать то, какая ты пылинка, соринка и дробинка в вечности, поезжай в Великий Каньон и его посозерцай. Встань одной ногой на один уровень скалистой поверхности, а вторую ногу поставь на уровень, что 40-60 см выше, и окажется, что между твоими ногами совсем не романтическая проза, как ты думал до тех пор, а суровая светло-каменная действительность в 5 миллионов лет.

     Назвать Каньон дедушкой, имея ввиду его возраст, это как-то его оскорбить. Не говоря уже о неуместности литературно-описательного приема. От дедушки попахивает деревней и малограмотностью, каньон же загадка для ученых. Если же говорить о возрасте, то все дедушки смертны, а Каньон бессмертен, по крайней мере по сравнению с человеческой цивилизацией. Он подвластен только перекройке на уровне планет, но ничему земному. Если за многие миллионы лет его не протрясло ни одно землетрясение, то он ровесник Земли и никакие местные разрушения его не коснутся.

     Смотришь на эти вечные ступенчатые скалы и думаешь, что каких-то 300 лет назад по ним с гиканьем бегали индейцы украшенные перьями.  По тому самому месту где ты сейчас стоишь.  А может, убив стрелой оленя, и разделав тушу самодельным ножом, поедали его у костра.

     У меня есть карта индейских племен, населявших нынешнюю территорию США.  Вся страна покрыта названиями племен, их больше тысячи. А может и две. Куда они делись? Ведь на сегодня сохранилось только ничтожное количество индейцев, представляющих всего несколько племен. Наверно наберется еле-еле пара десятков. Покупая в Каньоне сувениры, меня согревала мысль, что мои деньги пойдут индейцам, потомкам, выжившим через века. В магазинах там представлены сувениры и поделки сделанные вручную - изделия из кожи, коврики, и всякие безделушки.

     Сегодня в классе, объясняя что-то у карты, я пошутила с тонко-мрачным подтекстом (у меня в классе сейчас мексиканцы, русские и вьетнамец): "...американцы отобрали у русских Аляску, у мексиканцев - огромную территорию величиной в несколько штатов, а у индейцев вообще всю страну". У меня в классе полная свобода моего слова - что хочу то и говорю. На учительском собрании, где 65 процентов американцев и 35 процентов учителей-иммигрантов я не практикую этой свободы.  Зачем обижать коллег - не они же индейцев выгоняли и убивали. По-моему меня бы сразу не взлюбили за коммунистические идеи, если бы я это высказала американцам.  Хотя у меня есть друг-коллега.  С ним я могу обсуждать абсолютно все. Он молодой человек без предрассудков.  К тому же родители его из Мексики. Так что он бы был очень "за" по поводу таких мыслей.

     Красота Каньона трудно поддается описанию. Это совершенно непредсказуемое сочетание правильных и неправильных геометрических форм с абсолютно неожиданной и бесконечной комбинацией цветов и оттенков, света и тени. И все это огромное и недосягаемое.  Можно потрогать только камни по которым идешь, а даль на горизонте и глубину пропасти можно только созерцать.  Проходишь несколько метров вдоль пропасти и открывается совершенно новый вид, другая панорама, иные формы скал и новые краски и тона. Тут немножко жалеешь, что ты не художник, и что не можешь сесть и нарисовать то, что видишь в этот момент.  Нарисовать можно только именно неповторимый и неповторяющийся момент, один штрих из вечной жизни каньона.   В гостинице, где мы останавливались, на стене висела небольшая по вертикали, но горизонтально длинная панорамная картина каньона.  Я подумала, "какая красивая фотография, и как это они ухитрились сделать ее такой длинной и узкой". Ведь в каньоне, как я ни старалась побольше охватить объективом фотоаппарата, все равно не могла захватить и половины той панорамы что разворачивалась перед глазами.  Присмотревшись к картине получше, я обнаружила, что это не фотография, а репродукция с картины маслом. Вот она свобода художника и его творческая власть. Что не вмещается в объектив фотоаппарата, вместится на полотно.

     Каньон настолько меня духовно потряс, что я задала себе вопрос, где я хочу жить, если доживу до старости, как бы приближаясь к порогу вечности - у океана или недалеко от каньона?

     Создание природы абсолютно, монументально и прекрасно.  Оно является источником фантазии художников и создателей фильмов, где мы видим подобные скалы.

     Источник уникальной по красоте материальной, физической, каменной фантазии, переходящей в бессмертное небытие.

Зоя С.
Сентябрь 2010г.