Там, где радуга

Зайцев Романв
                Там, где радуга

   Понедельник начинался вполне заурядно и никаких сюрпризов не предвещал. Всё было как прежде и как всегда: вполне объяснимая лёгкая досада с утра (в первый после воскресенья час присущая даже трудоголикам), суета коридоров офиса, малозначащий обмен фразами о прошедших выходных с коллегами, планёрка о делах (очень важных и нужных, хотя иногда я в этом  весьма сомневаюсь), бурный, почти бурлящий поток входящей корреспонденции, телефонные звонки и пр. Подчиняясь этому стандартному ритму, я тоже кому-то что-то писал, звонил, отправлял и принимал электронную почту, дежурно улыбался и корпоративно-вежливо объяснялся с посетителями, подписывал документы сам или готовил их на подпись руководителям - государева служба шла своим чередом, постоянным и даже в чём-то незыблемым. А потом, когда время уже приближалось к обеденному перерыву, я обернулся к окну кабинета и вдруг увидел на подоконнике яркий красный цветок – расцвёл кактус!
   
Этот кактус мне подарили три месяца назад. Внешне он был совсем непрезентабельный: длинные, перепутанные колючие плети стеблей напоминали пересохшего пыльно-зелёного осьминога и эстетического восторга по поводу совершенства природных форм изначально совсем не вызывали. Я смирился с его присутствием на моём подоконнике просто как с деталью казённого интерьера и, честно говоря, вообще не замечал, ограничиваясь скудным поливом раз в неделю или и того реже. Теперь же прямо передо мной вместо прежнего пучка хаотично сплетённых колючек пышно пламенел пурпурно-алый посланец совсем другого мира – и зазвучали барабаны бразильской самбы, и запели диковинные тропические птицы, и даже привычная голубизна неба за окном сменилась кипяще-аквамариновой синью.

   Я вспомнил недавно увиденный по телевизору сюжет о подготовке знаменитого карнавала в Рио, бронзовые тела извивавшихся как змеи танцовщиц в ярких масках и пышных перьях, восторженные крики разноликой толпы на улицах этого города хрустальной мечты Остапа Бендера (да и всей мужской половины земного шара, включая меня) … затем перевёл взгляд на толстую пачку бумаг, уже накопившихся на моём столе только за это утро – воистину «лёд и пламень»! Какой контраст между праздником жизни и будничной прозой – но ведь праздник всегда с тобой, нужно только захотеть его увидеть. Как сейчас, например.

   Я осторожно коснулся пальцами лепестков цветка, потом тихонько погладил стебли кактуса. Странное дело, но его колючки, обычно сразу предупреждавшие от лишних вольностей красноречивым покалыванием, сейчас были мягкими и даже как будто скрывались при касании, чтобы не оцарапать – меня определённо приняли за своего! Я читал о подобных случаях с владельцами кактусов, которые рассказывали, что при длительном общении они буквально сливаются со своими питомцами чуть ли не на ментальном уровне. Тогда я воспринял это как обычный вымысел ботаников, но вот теперь доказательство было неопровержимым. Цветок, волшебно возникший на моём окне словно из ниоткуда, был приветным подарком и одновременно приглашением что-то изменить. Но что?

   А вот что: я отключил компьютер, весело подмигнул своему новому другу-кактусу и решительно направился в приёмную Управляющего. Мне повезло – перед обедом Управляющий оказался свободен и принял сразу (впрочем, только лишь случайной бывает удача?)

   Свою просьбу я изложил просто и откровенно – мне нужно свободное время для решения вопроса личного порядка. И нужно именно сегодня. Прямо сейчас.

   Вероятность отказа при этом, конечно, была. Но всю прошлую неделю я готовил очередной отчёт, как всегда, очень многостраничный, и не уходил домой раньше семи-восьми вечера. Управляющий прекрасно знал, кто и как работает в нашем департаменте. Он вообще хорошо умел управлять чиновной братией, то есть понимал, когда необходимо жёстко приказать/потребовать, а когда струну распорядка можно слегка и ослабить. И в части каких сотрудников, разумеется. Поэтому уже через полчаса я, настроив по принципу глубоко уважаемых мною китайских даосов «внутреннюю улыбку», направлялся в недавно открытый японский ресторан. На такси, разумеется. Кто же использует для праздника жизни тривиальный троллейбус – ведь, по сути, любое большое удовольствие состоит всего лишь из множества приятных мелочей, не правда ли?
Ресторан оказался почти пустым (Боже, благослови понедельники!) Я в сопровождении профессионально-предупредительной официантки поднялся на второй этаж, выбрал маленький столик у зеркального окна и с наслаждением опустился в уютное кожаное кресло. Надёжно укрытый бамбуковой шторой, с этого места я мог неторопливо наблюдать за броуновским движением пешеходов на улице внизу, оставаясь при этом незамеченным. Сейчас мне было особенно приятно ощущать свою отстранённость от внешней суеты, ведь это я сам, своей волей превратил банальный будний день в мини-путешествие – посетить Страну восходящего солнца было моей давней мечтой, и теперь эта мечта сбывалась. Пустяки, что пока только на гастрономическом уровне.

   Наслаждение изысками японской кухни продолжалось больше часа, и по итогам дегустации я без колебаний зачислил себя в ряды многочисленной армии поклонников «суши» и «сашими». Для памяти даже записал названия особо понравившихся мне «Суши Сяке Кунсей» (с копчёным лососем) и «Тако Сашими» (с осьминогом). По традиции трапезу следовало завершить зелёным чаем, что я и сделал с большим удовольствием, однако расставаться с таким волшебным меню мне ещё не хотелось. И тут в разделе коктейлей взгляд наткнулся на слово «мохито». Это же знаменитый кубинский рецепт Эрнеста Хемингуэя – ещё одно моё экзотическое желание!

   Размеры высокого бокала «мохито» с лепестками мяты и ломтиками лайма сразу привели меня в мечтательное настроение и, неторопливо потягивая через трубочку вкуснейший напиток, я медленно и с эпикурейским удовольствием, глоток за глотком, погрузился в наблюдение городской жизни, протекающей за оконным стеклом. Но, странное дело, я смотрел на торопливо пробегавших мимо людей и мелькающие автомобили, а видел нечто другое.

                Совсем другое … Совсем …
   

   ... Лёгкие волны почти неслышно набегали на белый песок пляжа, плотно утрамбованный частыми ветрами, и также еле заметно откатывались обратно. Я неторопливо шёл вдоль берега к конечной цели моего ежедневного путешествия – глубоко вдававшемуся в залив скалистому, густо поросшему медно-красными соснами высокому мысу. Рядом также неспешно трусил мой постоянный спутник и друг – серебристо-серая овчарка Верный. Встаю я рано, сразу после рассвета, и сразу принимаюсь за работу. Поэтому к обеду, когда главное уже сделано, пешая прогулка и чистый морской воздух очень помогают отвлечься и по возвращении к письменному столу уже начисто «отполировать» достигнутые результаты. По профессии я переводчик и спектр моей работы весьма разнообразен: от технических текстов до философских трактатов, поэтому такой вот ежедневный прогулочный моцион уже вошёл в мой распорядок дня как строго обязательный. К тому же весьма приятный. Особенно сегодня – после недавнего дождя сразу за мысом вставала радуга!

   Поэтических сравнений для этого явления не счесть. Например, Бриллиантовая Дорога в Счастливую Страну или Сверкающий Мост в Бесконечность. Но с некоторых пор мне стало больше по душе простое, без лишних фантазий, медитативное созерцание окружающей природы. Одной и той же изо дня в день: «скалы – сосны – прибрежные дюны - море». Словно пристально всматриваешься в старую фотографию, и она вдруг открывает свою иную, скрытую суть. Проявляются незаметные детали, обычная картина понемногу меняется, пейзаж оживает, и всякий раз перед уже мысленным взором возникает что-то новое, непознанное, знакомое и незнакомое одновременно. Как сияние радуги, как шпаги солнечных лучей, бирюзовые отблески волн, силуэт бегущей вдоль прибоя собаки и воспоминания о том, что было так недавно-давно …

    Помните, как у Велимира Хлебникова:

                «Люди, годы, города исчезают без следа,
                Как бегущая вода.
                В чистом зеркале природы
                Звёзды – невод,
                Рыбы – мы,
                Боги – призраки у тьмы».


   Я посидел немного на стволе поваленной давним штормом сосны, полюбовался на радужное многоцветье, потом подозвал Верного,  и так же, не спеша, мы вернулись домой.

   С домом нам повезло. Изначально это был сборный сруб из оцилиндрованных брёвен. Покупка его стоила нам трёхкомнатной городской квартиры, многолетних сбережений, чудодейственных манипуляций жены с банковскими кредитами, из цепкой паутины которых нам помог благополучно выпутаться только её финансовый гений да, без сомнения, господня воля. Потом крохотный приморский посёлок, где мы изначально поселились, облюбовал нынешний «привилегированный класс», в результате чего в округе появился водопровод, канализация и прочие весьма полезные блага цивилизации. Теперь у нас всё хорошо: просторная кухня-гостиная со всеми удобствами, уютная спаленка и рабочий кабинет в ман-сарде с балконом. Живи и радуйся, что мы и делаем с глубокой благодарностью к судьбе и друг другу. Расстаёмся редко. Жена по профессии программист, благодаря возможностям современных технологий разрабатывает какие-то сверхсерьёзные компьютерные шарады, связываясь с головным офисом прямо из нашего кабинета. Раз в месяц на несколько дней мы выезжаем в город, где я сдаю готовые переводы в редакцию. Потом навещаем друзей и родителей, ходим в кино и театр. Но надолго не задерживаемся – разве сравнится городская суета с потрескиваньем поленьев в камине по вечерам?

   Я осторожно подошёл к окну кухни и украдкой заглянул внутрь. Жена, что-то напевая, грациозно порхала между плитой и холодильником. Диву даюсь, как моей красавице (да-да-да, можете позавидовать!!!) хватает времени и на успешную работу, и на домашний комфорт и на вождение нашей «малолитражки», между прочим. А уж кулинарные шедевры – без комментариев!

   Но вот когда я прихожу раньше времени, она не любит. Как подлинному художнику, ей доставляет удовольствие демонстрация только завершённых творений. Обед относится к их числу, поэтому я, пока позволяет время, удаляюсь в самый любимый уголок нашего участка. Территорию вокруг дома, небольшую, в несколько соток мы оставили в первозданном виде: сосны, кустарник, густая трава. Даже посыпанные гравием дорожки проложили прихотливой сеткой, чтобы ничего не выкорчёвывать. За исключением одного пятачка  с восточной стороны участка: там я устроил «сад камней» под впечатлением знаменитого японского сада Рёандзи. Песчаная площадка, несколько крупных валунов, деревянная скамья с удобной спинкой – я часто сижу здесь, чаще один, иногда с Верным. Тут хорошо думается и ничто не отвлекает …


- Простите, Вы будете заказывать что-нибудь ещё? – голос официантки вернул меня из мира грёз к действительности.
- Благодарю, больше ничего не нужно, большое спасибо, - я допил «мохито», расплатился и вышел на улицу.

   Кругом бурлил людской поток, в воздухе висели обрывки фраз и гул проезжающих автомашин, а перед глазами стоял скалистый мыс и верный пёс, бегущий краем моря.

   Так завершился этот праздничный понедельник. Впрочем, ещё нет. Я купил букет гвоздик, позвонил жене и направился домой, в микрорайон на окраине города. Уже на троллейбусе. Впервые за много лет я «вышел в свет» один, обычно мы всё делаем только вместе. Но я уверен, что половинка моя поймёт и не обидится. Ведь сегодня был совершенно особенный день, рождённый волшебным цветком – и я просто не мог прожить его иначе.

    Я вернусь в нашу старую квартиру в типовой пятиэтажке, мы заварим любимый чай, зажжём свечи и я расскажу ей о другом, настоящем доме у моря, среди сосен и скал, который терпеливо ждёт нас за дальними далями. Там, где радуга!
               
                Роман Зайцев
                г.Чита
                17-21.10.2011