Беседы с мудрецами Адольф фон Книгге

Елена Пацкина
Сегодня на мысленный призыв нашего медиума явился дух немецкого писателя барона
Адольфа фон Книгге (1752-1799). Вот запись их беседы:
 
М. – Господин барон, Ваша книга «Об обращении с людьми», вышедшая в 1788 году, сразу принесла Вам европейскую известность. В ней Вы предложили читателю свод правил поведения человека в обществе. Вы по праву считаетесь выдающимся писателем и педагогом. А потому именно Вы можете ответить нам на вопрос: как вести себя, чтобы все нас любили?

А.К. – Не всегда в нашей воле быть любимым, но всегда от нас самих зависит не быть презираемым.

М. – Чтобы люди нас уважали, надо, вероятно, быть сильным и независимым. Хотелось бы добавить, что надо жить достойно, но в наше непростое время под «достойной жизнью» подразумевают материально обеспеченную, если не сказать богатую, жизнь.

А.К. – Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих поступках.

М. – Как надо поступать, чтобы, не роняя достоинства, уживаться с людьми, не всегда нам приятными?

А.К. – Искусство обхождения с людьми заключается в том, чтобы уметь выдвигать себя, не оттесняя других, применяться к взглядам, склонностям людей, не прибегая к фальши, легко, без натяжки усваивать тон любого общества, не жертвуя особенностями своего характера и не унижаясь.

М. – Да, такая невероятная гибкость в умении общаться дана не каждому, но ее счастливый обладатель, наверное, имеет огромное количество друзей и знакомых.  Как говорит народная мудрость, «не имей сто рублей, а имей сто друзей».

А.К. – Кто ведет обширное знакомство, тот точно торгует мелочью, с которой возни много, а прибыли мало.

М. – Вы хотите сказать, что сотня поверхностных и необязательных знакомств не стоит дружбы одного достойного человека?

А.К. – Не подавай каждому правой руки твоей; не обнимай каждого; не прижимай всякого к твоему сердцу! Что останется для достойнейшего и любезнейшего, и кто станет доверять знакам твоего дружества; кто придаст им должную цену, если ты расточаешь оные без всякого разбора.

М. – Это, конечно, верно. Но разве имея «сто друзей», человек не легче решит все свои проблемы? Достаточно всем пожаловаться на свои невзгоды: не один, так другой как-то поможет.

А.К. – Если ты чего-то не имеешь; если печаль и несчастье отягощает грудь твою; если ты терпишь недостаток; если чувствуешь слабость ума и сердца, то никому не жалуйся, кроме того, от кого надеешься на получение несомненной помощи! Не многие охотно приемлют участие в нашей скорби…

М. – Увы, это так. В трудной ситуации можно рассчитывать только на ближайших друзей, а еще лучше – на себя. Зато удачу с нами готовы разделить многие, не так ли?

А.К. – Равным образом не должно хвалиться своим счастьем. Не должно слишком блистать в глазах других пышностью, богатством и дарованьями! Редкие люди могут переносить такой перевес без ропота и зависти.

М. – Значит, и горе, и счастье надо переживать в одиночку? Но ведь есть любовь, которая придает человеку силу справляться с жизнью.

А.К. – Любовь не есть добродетель, любовь есть слабость, которой в случае нужды можно и должно противостоять.

М. – Какая же нужда может заставить нас  противостоять самой сильной страсти? Возможно, Вы имеете в виду любовь к человеку недоброму и порочному? Ведь недаром говорится, что любовь зла. О том же пишет с искренней горечью мой любимый писатель С.Моэм: «Любовь не всегда слепа, и, может быть, нет ничего мучительнее, как всем сердцем любить человека, сознавая, что он недостоин любви». Такой человек расценит любовь к себе как слабость и будет постоянно манипулировать тем, кто имел несчастье его полюбить.

А.К. – Из человека можно сделать все, стоит только подойти к нему со слабой стороны.

М. – Да, в таком случае любовь может быть разрушительной, и ей следует предпочесть одиночество, чтобы, как Вы верно заметили, «не быть презираемым». Однако любовью и дружбой не исчерпывается общение человека с ближними. Посоветуйте, господин барон, как избежать ошибок в отношениях с близкими и дальними знакомыми.

А.К. – Не приглашай в одно время, не сажай за один стол людей, которые друг друга не знают, может быть, даже ненавидят, друг друга не понимают или взаимно наводят друг на друга скуку.

М. – Это очень правильно. Если не хочешь испортить настроение и людям, и себе, принимай всех порознь. Я уже давно так и поступаю.

А.К. – Остерегайся переносить вести из одного дома в другой и разглашать откровенные застольные речи, семейные разговоры и собственные свои замечания о домашней жизни тех людей, с коими обращаешься.

М. – «О друзьях, у которых вы только что отобедали, не стоит говорить гадости в радиусе ста метров от их дома»,– советует нам и галантный француз А.Моруа. И далее добавляет:
 «Нужно вменить себе за правило никогда не распространять чужого злословия, пока не проверишь, насколько оно справедливо. Правда, тогда придется навсегда замолчать».
А что еще может привлечь к нам если не любовь других, то хотя бы некоторую симпатию?

А.К. – Сколько можно, показывай постоянно веселое лицо! Нет ничего привлекательней и любезней, как веселый нрав, происходящий из источника беспорочного, а не из сердца, обуреваемого страстями.

М. – Замечательно! Любезный барон, дайте нам на прощание последний совет достойного поведения в свете.

А.К. – Не расставайся ни с кем, не сказав ему чего-нибудь поучительного или приятного!

На этой поучительной и приятной фразе дух немецкого аристократа нас покинул…