Щедрый

Самуил Минькин
               
                ШЕДРЫЙ.
 
  Просматривая старую записную книжку, я наткнулся на номера телефонов и адресов, и вспомнил историю, которая произошла со мною много лет назад в поезде Ленинград – Мариуполь. 

   Отправили меня в командировку в Ленинград (нынё Санкт-Петербург). Первоначально отправился на "Кировский завод" где в течение двух дней достал нужную документацию, и потом по магазинам. У нас в Брянске в то время был дефицит с мясными продуктами, если сможешь, что не будь достать то только по блату. А такая командировка давала возможность запостись мясными продуктами. Весь третий день мотался по магазинам. Набил свой вещмешок: мясом, сырыми колбасами, в одном гастрономе, ухватил две палки колбасы сырокопченой "Московской летней", и два килограмма копчёной ставриды. У нас в магазинах такой колбасы и рыбы сроду не было. Может, где и была, у партийных боссов и руководителей.
   Я прикинул, что ещё успею на поезд Ленинград – Мариуполь, который шёл через Брянск, и отправлялся где-то около шести вечера.  А оставшиеся два дня командировки, я лучше проведу дома. Я со своим набитым вещмешком килограмм на пятнадцать бегом на Витебский вокзал. Был разгар лета – курортный сезон, и билетов на этот поезд не было. Но в последние минуты отхода поезда мне в кассе предложили билет в плацкартный вагон боковая верхняя полка.
   Для меня это не было страшно, мне приходилось ездить и в худших условиях. Когда я служил в Новосибирске то до Москвы, четверо суток приходилось валяться в общем, вагоне на третьей верхней полке, где ставят чемоданы. А здесь одну ночь переночевать и ты уже дома. Вагон был забит до отказа, и я всё равно считал, что мне крупно повезло с билетом.
    Поезд тронулся, начались хлопоты с постелью, и когда все в купе устроились, все шесть человек мужчин нашего купе сидели на своих местах, понуро опустив головы. Укладываться спать, ещё было рано, и один из пассажиров, лет тридцати пяти, который сидел за столиком с противоположной стороны, открыл свой чемодан, достал бутылку коньяка «Армянский» пять звездочек, и стал раскладывать закусь, и тут же достал стопку бумажных стаканчиков. Закончив эту процедуру, он обратился к нам:

- Ну, мужики, давайте по граммуличке для знакомства, и стал разливать коньяк по стаканчикам.

     Пассажиры нашего купе вначале стали отказываться, затем один за другим потянулись за стаканчиками. Я не стал подходить к столику, и тогда хозяин коньяка обратился ко мне:

- Давай мужик подходи, не стесняйся.

- Да я не стесняюсь – ответил я – не люблю пить на халяву.

Смотрю, все с презрением стали на меня смотреть, а один из пассажиров сказал:

- Что не уважаешь коллектив?

Деваться было некуда, пришлось присоединиться к компании. Начались разговоры, знакомства, оказалось, что хозяина коньяка зовут Серёга, из Мурманска, едет на юг к морю отдыхать. Серёга открывает снова свой чемодан и достаёт вторую бутылку коньяка, «Армянский» пять звездочек. Пассажиры нашего купе стали доставать со своих вещей свои припасы, и столик оказался заваленным деликатесами. Распив вторую бутылку, пассажир из Мариуполя, которого звали Николай, достал бутылку «Столичной». После «Столичной» стало оживлённо и весело. Все перезнакомились, начались  задушевные разговоры. Мужики пошли в тамбур курить, самый уважаемый среди всех был Серёга. А когда вернулись Серёга со словами:

- Ах, пить так литр, любить так королеву, воровать так миллион, на юге ещё купим –  и достал третью бутылку коньяка «Армянский» пять звёздочек.
 
Я, чтобы не быть жлобом, а так как у меня кроме мяса и колбасы больше ничего не было, достал со своего вещмешка палку «Московской летней", и положил на столик. В нашей компании завязалась крепкая дружба. А когда я сказал Николаю, что у вас в Мариуполе, когда приходится бывать в командировке на «Металлургическом комбинате им Ильича», то не возможно устроиться в гостиницу, Николай сказал:   

- Так я же работаю сталеваром на этом комбинате – он обрадовался, как будто встретил земляка – друга. Будешь следующий раз в Жданове, (Мариуполь имел два названия) приходи прямо ко мне. У меня свой дом – место найдётся и больше никуда. Мы стали обмениваться адресами и телефонами. Вслед за нами все стали приглашать друг друга в гости. Вытащили свои записные книжки, а кто на бумажках стали обмениваться адресами и настойчиво требовать,   обязательно придти в гости. Откуда-то появилась еще бутылка и ещё. Мы в этот вечер хорошо посидели, и гудели под стук колёс часов до четырёх ночи. Как я взобрался на верхнюю полку, и как я с неё не свалился, одному только Богу известно. Только проспал я свою станцию Брянск, где поезд стоял минут двадцать, и домой пришлось возвращаться на электричке.

    Иногда я вспоминаю это моё приключение, и восхищаюсь такими щедрыми людьми, как Серёга. Что за один вечер так сплотил крепкий коллектив, сделав всех друзьями на всю жизнь. Правда, от этой дружбы остались только адреса и телефоны в записной книжке.

Самуил. 2011 год.