Рубаи одесского аварца

Юрий Овтин
                Юрий Овтин.
       
Рубаи одесского аварца


Что есть наша жизнь? Кто дал нам ее и зачем мы живем? Где мы окажемся потом и для чего все это?
Эти вопросы могут свести с ума любого, кто попытается найти ответ на них.
Из всех людей бившихся над этими вопросами, ближе всех, на мой взгляд, к истине подошел поэт и математик, царедворец и астролог, врач и школьный учитель Омар Хайям.
Он сумел познать жизнь и мир, и заключить свое понимание в четверостишия, поражающие всех мудростью и поэзией.
- Живи и радуйся жизни, - таков лейтмотив большинства его рубайят.

- Выпив полную чашу вина,
Наслаждайся объятиями молодой
Прекрасной женщины, -
так, или примерно так писал в одном из своих рубаи Омар Хайям,
- Ибо никто не знает,
Когда колесо фортуны
В мгновенье ока превратит тебя в прах.

Вопросы мироздания волновали и нашего современника, аварца Расула Гамзатова, народного поэта Дагестана, который по многим философским вопросам был солидарен со своим великим предшественником.
- In vino veritas ! – Истина в вине!
Эта мысль являлась квинтэссенцией многих его стихов.

- Кто жил – ушел.
И кто не пьет – умрет.
Но разве тот бессмертен,
Кто не пьет? –
задавал он себе риторический вопрос.
Мне посчастливилось познакомиться с Расулом Гамзатовым в далеких семидесятых, когда он приехал к нам в Одессу в творческую командировку.
В баре «Бристоль», что на улице Пушкинской небольшая группа «генералов» от  культуры вперемешку с деловыми людьми в ожидании важного гостя сервировала стол дорогими одесскими коньяками 10-ти и 15-ти летнего возраста. Усадив Гамзатова во главе стола, все наперебой стали его спрашивать, какому коньяку он отдаст предпочтение.
- Я буду пить водку. Я водку знаю и она меня знает, - мудро резюмировал почтенный аварец.
Долгое время я был знаком еще с одним аварцем, Шахбаном Магомедовым, проживающим в Одессе, не подозревая о том, что он является земляком Расула Гамзатова.
Как-то на праздничном застолье у известного одесского ресторатора Самвела, один из дипломатов, повидавший полмира и поработавший несколько лет в нашем Городе заявил, что по окончании службы хочет остаться здесь жить.
- А мне для этого и не надо  было сравнивать Одессу с другими городами, - ответил ему Шахбан Магомедов.
- Я как приехал сюда более сорока лет назад из Дагестана, так сразу и влюбился в этот прекрасный Город, ставший мне второй родиной.
Все эти годы Магомедов проработал здесь на высоких хозяйственных должностях. Я знал, что он серьезно увлекался вопросами философии и экономики, любил поэзию. Но когда он принес мне в подарок свой  дебютный поэтический сборник «Любовь и мудрость»,  это стало для меня полной неожиданностью.
Книга вышла под псевдонимом Ахмадшах. Это второе имя автора. На 160-ти страницах автором представлено 76 стихов, в которых он делится с читателем любовью и мудростью, а нередко и болью души.
- Помни о прошлом,
Живи настоящим.
В мгновенье текущем
Будь зорко смотрящим,
- заявляет автор свою жизненную позицию.
В цикле стихотворений, представленных в главе: «Горец о жизни», есть и такие строки:
- Мы по кругу бежим от весны до весны,
От зарплаты к зарплате спеша,
Забывая, что жизнь, если просто любить,
Каждым мигом своим хороша.

Шахбан Магомедов ощущает прелесть жизни каждой своей клеткой. Помимо работы  он счастлив и в семейной жизни с любимой и любящей женщиной, подарившей ему, как истинному горцу троих сыновей.
Старший из них уже помогает отцу в бизнесе, средний – учится на юриста, а младший – заканчивает школу. А кроме сыновей у счастливого отца есть еще и красавица-дочь.
О своей любви к жене Шахбан Магомедов громогласно заявляет в главе: «Горец о любви».

- Хочу все время видеть вновь,
Хочу кричать, что есть любовь,
Хочу, чтоб сердце замирало,
И сознавать, что это мало.

В поэтическом сборнике есть и третья глава: «Афоризмы горца», в которой автор как бы подытоживает, что без любви жизнь пресна и только идя по жизни рука об руку с любимым человеком, ты можешь править миром.
- Несмотря на испытанья,
Вместе мы идем с тобой.
Жизнь дала нам пониманье:
«С другом правишь ты судьбой».

Читая сборник Шахбана Магомедова, ты как будто начинаешь вдыхать свежий горный воздух, испытывая при этом самые светлые чувства и душевную теплоту.
Четверостишья Ахмадшаха отпечатаны на прекрасной мелованной бумаге и иллюстрированы яркими сюрреалистическими картинками, которым мог бы позавидовать даже сам великий Мастер сюра – Сальвадор Дали. И вот  тут то начинается самое удивительное. Автором иллюстраций, художественным и литературным редактором книги, скрывавшимся под псевдонимом «Лурис», оказался не кто иной, как давний друг Шахбана Магомедова – кандидат медицинских наук, известный в стране гипнотизер, которого многие ставят в один ряд с Анатолием Кашпировским, так и не захотевший открыть свое имя. По его словам, именно стихи Ахмадшаха способствовали его ученикам и пациентам в процессе медитации, т.е. умственного действия, целью которого является приведение психики в состояние углубленности и сосредоточенности, описать причудливую игру красок, рожденную эмоциями горца и пропущенными сквозь себя. После выхода из транса, медитировавшие подробно описывали свои цветовые впечатления, которые и легли в основу иллюстраций.
Эта таинственная, полумистическая составляющая при подготовке рукописи, небольшой по объему книги, которая рождалась два года, легла  в основу Предисловия, написанного некоей Амантис, магом и художником – символистом…
… По обыкновению, 65-ти летний одесский аварец ежедневно прогуливается по морскому побережью. В рокоте прибоя ему чудится грохот горных лавин и он, размышляя над тем, что есть Вселенная, рождает все новые и новые рубаи для своих будущих книг…