Байки у костра

Валентина Бурлуцкая
       Хочу окунуться в прошлое, вспомнить ушедших навсегда дорогих мне людей.Поэтому решила записать эти невыдуманные истории.



                1.ОХОТА НА МЕДВЕДЯ.

   Рассказ этот, чтобы стало всё понятно, начну издалека....

   Было это в конце шестидесятых - начале семидесятых годов прошлого века.Да, оказывается, уже так давно... Мы были молоды, и жили  в то время в городе Сургуте на Севере Тюменской Области.
Муж мой- Юрий, был страстным охотником и рыбаком- мы потому-то и очутились так далеко от родных мест, что ему расписали яркими красками прелести охоты и рыбалки в этих неизведанных местах. Тогда только начиналось строительство Сургутской ГРЭС. Вот на эту стройку мы и приехали с трёхлетним сыном и одним чемоданом.

  Города, как такового, ещё не было. Деревянные тротуары, один маршрут автобуса на весь город, дорог, в теперешнем понимании, тоже не было. Деревянные дома, в основном, одноэтажные, и вокруг- тайга с великим множеством рек, речушек и проток...Главная река- могучая и полноводная Обь. Таких больших рек мне раньше видеть не доводилось, да и вообще выходцу из Средней Азии видеть такое количество водной глади- уже чудо. Мы прилетели на самолёте, приземлившемся на грунтовом аэродроме.Потом на автобусе доехали до моста через приток Оби
. Дальше автобус идти не мог-половодье, мост затоплен и автобусы ходят только в обе стороны от этого самого моста.

Местные предприниматели-перевозчики- переправили нас через Сайму на лодке и мы отправились к знакомому Юрия.Дом Виктора, так звали этого знакомого, находился на берегу этой самой речки под названием- Сайма.

     На следующий день состоялось моё знакомство с этими местами, рекой, тайгой... Стоял июль, в лесу появились первые ягоды и грибы. Виктор повёз нас в лес.Я никогда раньше не была в тайге. Лес видела только в кинофильмах и на картинках. Горный лес- не в счёт, там- всё по-другому. Выросла я в Киргизии, а там не только вода редкая штука, но и деревья вообще. Тем более- лес. Деревья в долинах Киргизии- только посаженные людьми карагачи и тополя.Берёзы , дубы и другие породы деревьев- редкие гости в городах. и посёлках. У нас, в посёлке в парке было много разных деревьев, но это- скорее исключение, нежели правило.
  Так вот, очутившись в тайге, среди огромных сосен, пихт и елей я была и очарована и испугана одновременно мощью сибирской тайги. Юра же чувствовал и здесь себя- как рыба в воде. Он уехал в Сургут на месяц раньше нас с сыном, и тайга для него была уже не только знакома, она стала для него почти родным домом.

    Прожили мы у Виктора дня два , а потом нас определили на жительство в частный арендованный дом недалеко от речки под странным названием Бардаковка.. Юра работал на строительстве ГРЭС, а я некоторое время, пока не определили сына к няне, не работала. По вечерам мы все вместе ходили рыбачить на речку.В то время она была забита плотами сплавляемого леса и мы по этим плотам уходили к свободной воде и там рыбачили. Рыба клевала на любую наживку, так её было много. Это были окуни и некрупные щучки, щурогайки, как их там называли. Каждый раз мы возвращались домой с хорошим уловом. Наша квартирная хозяйка- Ульяна Васильевна, готовила себе уху из окуней, которых мы ей давали, не очищая их от чешуи. В мундире- как она говорила.И очень советовала мне делать то же самое, видя мои мучения при чистке этих самых окуней...
 
    Она показала мне, как нужно есть варёную рыбу, аккуратно сдвигая ложкой чешую с неё, но я предпочитала окуней чистить . Жареный окунь- очень вкусное блюдо! Да и эта некрупная щука, или щурогайка на местном наречии, тоже очень вкусна и нежна и жареная, и в пельменях или котлетах.

    Потом я устроилась на работу, а сына стали водить к няне.Приглядывать за сыном взялась ещё нестарая улыбчивая женщина, у которой была своя маленькая внучка. Тонюшка- так ласково называл её муж- дед Тимофей Першин. Очень похожий внешне на Льва Толстого, дед Тима был весёлым и незлобивым человеком. Он всю жизнь прожил в этих краях, хорошо знал и любил свои родные места. Этот-то дед Тима и приохотил моего Юрия к серьёзной рыбалке. Они часто стали ездить на рыбалку втроём-дед Тима, его сын и Юрий.

    Много карася, щуки и стерляди переловили наши рыбаки.Где-то через месяц нашей жизни в Сургуте я пошла на работу.Монтажное управление, где я работала- занималось строительством линий электропередачи по всему Среднему Приобью, а также выполняло электромонтажные работы на объектах жилья и соцкультбыта, имея свои строительно-монтажные участки по всему Приобью.Железная дорога тогда только строилась и все материалы и оборудование для обустройства нефтяных месторождений и соцкультбыта завозились по Оби- на самоходных баржах.

   У нас в управлении был один капитан такой баржи- Анатолий Васильевич Пальянов, Вот о нём-то и пойдёт речь в моём дальнейшем повествовании. Анатолий Васильевич в последующем стал нашим родственником- поженились отпрыски наших и его родов. Сам Анатолий Васильевич был человеком неординарным. Умница, весельчак и балагур, страстный охотник и рыбак. Он был тоже из местных жителей и во многом знакомство с такими людьми сыграло роль привязанности моего Юрия к этим краям, к рыбалке и охоте.

      Так вот, однажды знакомый Анатолия Васильевича-ханты Фёдор, рассказал ему , что знает берлогу медведя и готов провести к ней охотников. Конечно же, шкура, даже неубитого медведя, манит к себе охотников с неодолимой силой. Началась деятельная подготовка к охоте. Дождались подходящего времени, когда замёрзли болота, подготовили всё, что нужно и в один из коротких зимних дней  с утра пораньше охотники наши отправились в тайгу на медведя... Собралось этих самых охотников - человек шесть. Они договорились о месте встречи с этим самым Фёдором. На охоту поехали на ГТТ- Это - такая самоходная грохочущая штука на гусеницах, похожая на танк. На другой технике в тайге не проедешь, кругом болота. Приехали в тайгу, забрали в условленном месте Фёдора и поехали, к указанному Фёдором, месту.

   ГТТ с грохотом и лязгом продвигался по тайге.Чтобы не разбудить медведя и не поднять его из берлоги раньше времени, охотники совсем близко подъезжать к месту расположения берлоги не стали.Оставив ГТТ,они сначала шли, рассредоточившись по кругу к месту ожидаемой встречи с медведем или его берлогой, потом ползли... Фёдор предусмотрительно держался сзади. Он уже выпил одну из обещанных ему за берлогу бутылок водки и пребывал в радостно-приподнятом расположении духа.Анатолий оказался раньше всех у намеченной цели. Он с огромными предосторожностями стал обходить предполагаемое место берлоги. Остальные охотники тоже постепенно сужали круг поиска. Анатолий забрался на выворотень-(это огромный вывернутый ветром пень дерева) и вдруг- провалился в эту самую берлогу с громким криком... остальные охотники кинулись врассыпную.

      Фёдор, петляя, бежал впереди всех... Через несколько минут громкие маты в сторону Фёдора сотрясли воздух- Анатолий выбрался из берлоги жив и здоров! Медведя в ней не оказалось...

    Анатолий со злостью добежал до ГТТ, завёл его и на полной скорости сравнял с землёй эту бесполезную берлогу. Всё это сопровождалось такой громкой бранью в адрес Фёдора, что тот в страхе решил незаметно улизнуть, пока Анатолий в ярости крушил всё вокруг...Но уйти, просто так, наши охотники ему не дали. А Фёдор всё пытался убедить недоверчивых охотников, что медведь точно был в этой берлоге, но наверное ушёл...

    Фёдор недаром пытался скрыться- он -то точно  знал, что медведя там не было, но уж очень хотелось ему выпить... Кстати, пьянство- болезнь почти всех ханты, к которому их приучили приехавшие в их края люди. Излив души во всех мыслимых и немыслимых сочетаниях непечатных выражений, охотникам нашим ничего не осталось- как не солоно хлебавши, отправиться домой...

       Я думаю, что досталось тогда несчастному Фёдору крепко, но охоту к выпивке эта выволочка в нём не убила...

   А друзья-охотники, решив подшутить над незадачливым организатором медвежьей охоты, развесили объявления по городу, что по такому-то адресу продаётся медвежья желчь и жир... И в дом к Анатолию зачастили потенциальные покупатели. Поначалу- его это удивило, а потом, когда стали приходить люди ещё и ещё, он открывал дверь и в слепой ярости произнеся-" Нет желчи, нет мяса,нет жира"- сердито захлопывал дверь.Так продолжалось несколько дней.Анатолий скрипел зубами, свирепо ругался и сердито захлопывал дверь перед носом очередного, ничего не желающего ему плохого покупателя.

   Друзья же - весело потешались и над ним и над собой, вспоминая всю эту историю.Потом эти события потеряли новизну, подзабылись, и стали вызывать у Анатолия только беззлобную усмешку. Но эту необычную историю всегда вспоминали и хохотали все до упаду, как только собиралась наша общая компания.

     Прошло какое-то время, но  этот ханты Фёдор после той истории предусмотрительно старался держаться подальше от Анатолия, если где-то в тайге их пути-дороги пересекались...

                2. ФЁДОР.
      
   Ещё один забавный эпизод, участником которого, был именно тот самый ханты- Фёдор. Фёдор работал на плашкоуте- принимал рыбу у рыбаков- ханты. Наши рыбаки в тот день остались без улова и, проезжая на лодке мимо плашкоута, увидели Фёдора и решили попросить у него рыбы на уху. Тот почесал затылок и говорит- Нету рыбы, только щука.- Так дай щуки!- попросил его Володя.- Не могу дать, начальник не разрешает. Надо начальника спросить!,-говорит Фёдор. - А кто начальник?- спрашивает Николай,- Я начальник- с довольным видом говорит Фёдор. Юра засмеялся и говорит- Начальник, дай рыбы на уху! Фёдор, широко улыбаясь, отвечает- Бери, пожалуйста,сколько надо. Бери , мне не жалко!

   Все довольны, все смеются... Взяв немного рыбы и угостив важного начальника- Фёдора бутылкой вина, рыбаки поехали в табор-варить уху.



На снимке- таёжная речка Быстринка в окрестностях города Сургута