Грустное слово свобода

Виктор Плашкин
...Уже не лето… Не хочется упускать тонкую ниточку летних впечатлений и называть это время своим именем. Пусть еще немного моя душа воспринимает поздний рассвет и утренние заморозки странным недоразумением. Пусть еще живут в ощущениях летние краски и запахи. Пусть!.... Пока не закружатся первые белые мухи, подует севером и рассеются мои последние летние иллюзии. А пока……

...Уже не лето... Уже рассвет запаздывает, не успевает за неустанной людской суетой. Он волочится за мною вслед. Не звенит, не пробуждает, а безвольно тускло подсвечивает мое раннее пробуждение. Теперь я сам его наполняю - не он меня, как было летом, и это отнимает много сил. Я с нетерпением поглядываю на восток, мечтаю увидеть первый рассветный лучик солнца, но только серые тучи своим тяжелым, ватным покрывалом заслоняют мою утреннюю надежду. И вместе с серым рассветом просыпается печаль. Моя печаль по лету...

...Уже не лето… и это видно без всякого сомнения. Травы у обочины и на полях раньше всех заметили изменение в природе. Они дружно отцвели под палящим летним солнцем, отколосились и, развеяв свои семена по ветру, уснули, успокоились. Теперь они мокнут грязными лохмотьями под дождем. Хотя в укромных местах еще можно отыскать заблудившиеся поздние цветы. Летом, когда бушующая листва заполняет весь живой объем безудержным стремлением к солнцу, кроны деревьев объединяются в единый живой массив. Все подчинено одному великому закону жизни. А теперь опустевшие ветви становятся прозрачными и просматриваются насквозь. Все видится порознь. Все сосредоточено и устремлено вглубь себя.

Облетевшая листва обнажает созревшие плоды яблонь, рябин. Пригибая голые ветви к земле, как будто выставлены на показ, плоды летних стараний. Все в природе исполнено выполненным долгом: птицы вывели птенцов, и отпустили их на самостоятельную жизнь, травы отцвели и разбросали созревшие семена, пчелы собрали запас меда для будущего поколения, деревья подросли, окрепли летом на солнце и накопили запасы жизненных сил для предстоящей зимы. Самое время ощутить свободу от обязательств, задуматься о своем личном. Еще достаточно тепла и света, еще не промерзла почва, еще не затянулись первым льдом лужи у обочин. Но вся природа застыла в странном оцепенении. Как мать, проводившая повзрослевшего сына в дальнюю дорогу, освободившаяся от неустанных забот, печально замирает, опускает руки и не находит пользы от свалившейся на неё свободы.

И окружающая нас природа, как одинокий человек, стоящий на бесконечной пустой площади, осознает, что совершенно свободный – это никому не нужный человек.

…….И вместе с ускользающими иллюзиями лета, приходит понимание, что эта грустная свобода зовется осенью…