Ночной дозор

Анатолий Аргунов
Из новой книги "Похождения Витьки-Жбана и его друзей"


Первый раз мы с Витькой Жбаном сошлись близко, когда тетя Шура, мать Витьки, ушла на ночное дежурство. Она была стрелочницей на нашем полустанке, и ей периодически, раз в неделю выпадало ночное дежурство. Отец, дядя Петя,  путеец, в то время был в командировке: чинил железную дорогу на каком-то разъезде. Старший брат Колька поступил в ФЗО и укатил учиться в Питер. А сестренка Нинка уехала в гости. Витька остался один  и решил позвать меня, мы с ним были одногодки, учились в одном классе в Веракушенской школе-семилетке и часто играли вместе.  Мой дом, железнодорожный барак на четыре семьи и Витькин такой же, разделяли лишь огороды.
- Приходи ко мне ночевать, – позвал он меня. А то я один остаюсь…
- Что страшно? – поинтересовался  я у  Витьки.
Тот шмыгнул носом.
- Да нет, скучно, а вдвоем будет веселее.
- Не знаю, если мать отпустит…
- Отпустит, отпустит! – радостно подхватил мои слова Витька. Мамка моя с твоей говорила, тетя Маша не возражала. Дело за тобой.
- Ладно, – согласился я. Если отпускают, то я приду.
Так мы с Витькой оказались вдвоем в пустой квартире, где была одна большая комната, кухня и прихожая. На кухне вкусно пахло ржаными лепешками и топленым молоком.
- Это мать нам приготовила на ужин – кивнул Витька на огромную сковороду, стоящую на плите, рядом с чайником. - Давай сразу поедим оладьи, а то они потом остынут, – предложил прямо с порога Витька.
- Давай, – согласился я.
Витька тут же нашел подсковородник и, едва удерживая двумя руками огромную сковороду, потащил ее к столу.
- Подставку давай – крикнул Витька мне.
- А где она?
- Да на краю плиты, вот та.
И я заметил алюминиевую подставку с четырьмя ножками. Грохнув сковороду на подставку, Витька Жбан вздохнул:
- Уфф… тяжелая. Килограмма три, а то и четыре. Ты, Толян, садись ближе к столу, есть сейчас будем.
- Ты с чем оладьи любишь? – спросил меня Витька.
Я пожал плечами.
- А что есть?
- Варенье бы хорошо, но мать закрыла его в сундуке, до праздников говорит, пусть стоит. Сметана кончилась. Давай с топленым молоком, у матери целый горшок сготовлен, – предложил без перехода Витька.
- Давай с топленым молоком – согласился я.
- Только, чур, пенка  моя – воскликнул Витька.
Я опять пожал плечами.
- А я пенки не люблю.
- Ну, ты даешь! Пенка самое вкусное в топленом молоке.
- Мне не нравится, - возразил я.
- Ладно, мне еще и лучше, больше достанется, – и Витька  в две большущие кружки, взятые со стола, зачерпнул прямо из чугунка топленое молоко. – Ну, вот у меня пенка, а у тебя нет, как ты и хотел, – поставил кружку около меня, радостно произнес Витька. – Давай, налетай – Витька снял крышку со сковороды. – Вкуснотища! Витька приготовился схватить рукой оладьи, но тут я его остановил.
- Витька, а руки мыть?
- Зачем? Они у меня чистые, еще утром мыл.
Я показал на него пальцем.
- Ну, ты даешь! Мы же с тобой в школе были, футбол гоняли. Ты свою собаку Шарика гладил. Как же они чистые?
- Ладно, ладно, уговорил, – Витька вскочил из-за стола и бросился к рукомойнику. Несколько раз звякнул носик рукомойника, в ведро капнула редкая струйка воды. Это Витька помыл руки.
- Ты чего так мало моешь?
- Хватит, что зря воду лить… Витька подскочил к столу: - Ну, все хватит, начинай лопать.
- Я еще не мыл рук, – ответил я, вставая и проходя к умывальнику.
- Ты, Толян, не спи, давай живее, есть охота…
Пока я мыл с мылом руки, Витька успел слопать пару оладьев.
- Теперь твоя очередь! – заждавшись, когда я сяду за стол, скомандовал Витька.
- Да, ладно,  всем хватит, ты ешь, ешь Витек.
Вскоре сковорода оказалась пустой. Мы с Витькой, взявшись за животы, едва встали из-за стола.
- Давай отдохнем! После такой еды ничего делать не хочется, – предложил Витька, развалившись на диване.
- Нет, Витек, уже скоро вечер, сейчас стемнеет, лампу нужно будет зажигать, давай сейчас за уроки, а потом поиграем.
Витька нехотя согласился. Через сорок минут уроки были сделаны. С моей помощью были решены и задачи и примеры по математике, самый трудный для Витьки предмет. По русскому мы оба списали упражнения со  словами, в которых были пропущены буквы. В слове «шинель» Витька сделал три ошибки: вместо «и» он написал «ы», вместо «е» - «э» и еще умудрился два «н» вставить.
Я помог исправить, объясняя, что это слово хоть и трудное, но нам хорошо известное: у наших отцов железнодорожников шинели были обязательной формой одежды, да и женщины, кто работал на железной дороге, тоже носили шинели. 
Стемнело быстро, мы зажгли керосиновую лампу, и я предложил Витьке что-нибудь почитать. Телевизоров в то время еще не было.
- Давай про приведения. Книга про них у меня есть. Витька быстро достал книжку в желтых и ободранных корочках, и протянул мне. – Читай, Толян, у тебя лучше получается.
Книга была про приведение в замке. Оно бродило по ночам, до смерти пугая всех, кто там жил. Многие умирали от страха при виде этого приведения. Нам с Витькой  стало самим не по себе.
- Хватит читать про этих призраков. Давай про что-нибудь веселое...
Но читать мне вовсе не хотелось. Да и утомленного дневными заботами и сытным ужином, меня тянуло в сон.
- Витька, а может, спать ляжем? Что-то не хочется  больше читать...
- И то дело. Айда дрыхнуть, ты ложись на диване, а я в  своей постели... Несколько минут ушло на то, чтобы приготовиться ко сну. Потушив лампу, комната погрузилась в потемки. Я уже стал засыпать, как услышал Витькин голос:
- Толян, ты слышишь что-нибудь?
Я не понял и глухо буркнул из-под одеяла:
- Нет… А что случилось-то?
- В подвале кто-то гремит.
- Как гремит? – не понял я.
- А так. Ты послушай, послушай! – взволнованно подскочил к дивану Витька, залезая  под одеяло ко мне.
Я привстал, давая место Витьке.
 - Не греми, Толян, а слушай.
Мы на какое-то время замолчали. И, вдруг, из-под пола отчетливо послышалось какое-то бормотание и легкое позвякивание, как будто пустая банка об банку стукалась.
- Вот оно… - прошептал мне Витька на ухо. - Теперь слышишь?
- Слышу! – ответил шепотом я.  - Что это?
- Откуда я знаю – и Витька замолчал.  Может это кот с кошками воюет. Они иногда так начнут  вякать, как люди… - предположил я.
- Да, вон наш кот, спит на печке, он сам-то, мышей боится… в подвал не загнать… - ответил шепотом Витька, показывая на развалившегося около теплой печки своего ленивого кота Борьку.
- А может чужие коты залезли… соседские, – опять предположил я, стараясь успокоить Витьку.
- Нее, у нас в подвал дырок  с улицы нет, одна отдушина, но она узкая, котам не  пролезть. Да и Шарик котов не любит, ни за что их к дому не подпустит.
- Да, знаю я твоего Шарика. Он давно состарился, его хоть самого с будкой унеси, он и не заметит, – пошутил, было, я.
Но в это время бормотание снова заполнило всю тишину комнаты, а удары прозвучали так громко, словно это был набат.  Витька весь сжался, обхватывая меня руками.
- Нечистая сила или  привидение… – едва шевеля от страха языком, произнес Витька.
- А чего им здесь делать-то? – дребезжащим голосом ответил я, видимо испуг Витьки стал передаваться и мне.
- Чего, чего? Сам не понимаю, может за нами пришли. Узнали, что дома нет никого. Вот и  пожаловали… - трясясь всем телом, прошептал в ответ Витька.
- А ты, что их ждал? – тихо, тихо переспросил я Витьку.
- Кто их ждет. Они сами по себе. Я еще на прошлой неделе стал замечать, что-то не так. Лягу спать, а вроде бы кто-то рядом разговаривает тихо-тихо, едва слышно. Ну, думаю родители. А тут такое? В это время послышалось громкое чавканье из подвала, и бряканье стало еще сильнее. Как пить дать, за нами пришли. Вернее за мной, они не знают, что ты у меня – шептал мне на ухо  трясущийся Витька.
- Что делать-то будем?
- Давай убежим, по мне, – предложил я.
- От них не убежишь! Сразу схватят и кровь высосут, чтобы потом сухих, как грибы,  повесить на чердаке! – продолжал, стуча зубами,  шептать Витька.
- Откуда ты знаешь?
- А ты сам читал, в книжке так написано, что забыл?
- Да, мало ли, что в книжке написано – возразил я.
- Нет, там все правильно пишут… Главное нам сейчас не выдать себя, нужно не шевелиться и не спать. Нечистая сила может из подвала выйти через дырку в полу и по дому пройтись. Нам нужно затаить дыхание и не дышать, иначе все! Нам хана!
Мы затихли, прижались друг к другу, было слышно, как трепетали от страха наши сердечки.
- А чего это кот твой, Борька, не чувствует ничего, спит себе, как ни в чем не бывало? – прошептал я на ухо Витьки.
- Старый стал, оглох, совсем нюх потерял, – ответил  Витька.
- Ага, потерял, а когда блины стали есть,  он унюхал сразу – возразил я.
- То блины, а то нечистая сила! – ответил Витька.
Но в это время кот Борька потянулся, муркнул что-то и, соскочив с печи, пошел к дырке  в подвал.
- Ну, все, кота не будет, сейчас из него сделают приведение, – зашептал мне на ухо Витька, показывая на Борьку из под одеяла.
- Вот это да! Вместо кота - приведение  - согласился я.
В это время кот Борька нырнул в дырку и исчез.
- Сейчас начнется – прошептал едва слышно Борька.
- А что начнется? – не понял я.
- Кот увидит нечистую силу, они же, кошки,  ночью хорошо видят... начнется драка.
Но в подвале было тихо, никто больше  не бормотал, и банки не звенели.
- Наверное, Борьку приведение превратило в туман,  вон, кажется, дымок  пошел из дырки. Видишь? – стал показывать на дыру в подвале Витька.
- Где? Не вижу! – прошептал я.
-Да, смотри, смотри, вишь, тень какая-то около дыры, – продолжал Витька.
- Да, не тень, а свет от Луны! – ответил я. На небе взошла луна и комната стала светлей.
- Никакая ни Луна, это призрак кота Борьки!– отчаянно, схватив меня за руку, ответил Витька.
- Ты позови его, если это призрак, а не кот, он не подойдет, – посоветовал я Витьке.
- Кис, кис Борька, Борька! – стал звать кота Витька.
На наше удивление кот Борька вынырнул из дырки в полу и подбежал к Витьке. Витька чуть не умер от страха, закрыл глаза и упал под одеяло, прижавшись ко мне. Кот подбежал к дивану и стал тереться о край, мурлыкая какую-то свою любимую песенку.
- Борька, Борька! – позвал я кота. - Это ты, не призрак?
Кот вскочил на диван и  лизнул меня в руку. Это привело меня окончательно в норму.
- Витька, Витька, да посмотри. Вот твой кот, Борька, живой и невредимый. Никто не превратил его в  призрак. Он живой, меня в руку лизнул.
Витька высунул голову из-под одеяла и вытаращился на кота.
- Точно, Борька! Давай теперь не спать,  а сидеть рядом с котом - предложил Витька. - Призраки и нечистая сила, видишь,  котов боятся. Мы сейчас Борьку с собой возьмем, пусть нас защищает. Так мы и сидели втроем на диване всю ночь: Витька, я и кот Борька. Утром нас разбудила мать Витьки, тетя Шура.
- Ребята, вы чего сидя-то спите и на одном диване? Я же вам белья приготовила и для дивана и для кровати. Думала, вы  его не нашли... Нет, смотрю, расстелена кровать, а спите сидя вдвоем на диване. Что тут произошло, говорите? – с усмешкой спросила тетя Шура.
- Да, в подвале нечистая сила всю ночь шаробродила! – мигая заспанными глазами, ответил Витька.
- И гремела чем-то тетя Шура! – подтвердил я, протирая глаза рукой.
- Нечистая сила?! – переспросила тетя Шура и засмеялась. - Да тесто там у меня поставлено, вот оно  и бродит.
- Как тесто? – не поняли мы.
- Обыкновенное тесто. Оладьи спекла днем, а тесто осталось, не выкидывать же. Добавила дрожжей, мучки и снесла в подвал. Там по прохладнее, чем в доме, чтобы медленнее выхаживалось, поднималось.
- Да нет, там кто-то разговаривал и гремел – в один голос возразили мы.
Тетя Шура подошла, подняла  крышку, сделанную в полу, и полезла в подвал. Мы с Витькой в испуге снова нырнули под одеяло. Но вскоре, показалась тетя Шура, несся полную кадушку  теста. Это оно ходило так шумно, видно дрожжи хорошие попались, даже убежала часть, а гремели пустые банки. Они рядом у меня поставлены были сохнуть для засолки огурцов…
- Эх вы, придумщики: нечистая сила?! Нет нечистой силы в нашем доме, и никогда не будет. Понятно вам? –  тетя Шура посмотрела на нас с улыбкой на лице.
Мы закивали головами, потом нырнули под одеяло и снова заснули. Ночной дозор нас достал так, что мы проспали до самого вечера.
А тетя Шура все усмехалась, глядя на спящих друзей.  Вот-вот, не зря в народе говорят: у страха глаза велики. И снова поправив одеяло, улыбалась, глядя на наши счастливые мордашки.