Мышиный горошек

Анна Боднарук
                МЫШИНЫЙ   ГОРОШЕК

     Любая хозяйка удивлённо разведёт руками, дескать: какой же праздничный стол без зелёного горошка? А начни разговор о горохе, тут тебе и новые рецепты и урожайные сорта для выращивания на своих шести сотках посоветуют. Да ещё и царя Гороха добрым словом помянут. Цветоводы, прищёлкнув языком, начнут хвастать душистым горошком. И только деревенские жители, немногословные комбайнёры, смущённо улыбнутся. Они-то знают, что веточка полевого горошка – лучший подарок любимой девушке.
     Я же довольствуюсь воспоминаниями детства, а в них – обычный мышиный горошек. Вряд ли у кого повернётся язык назвать его «некрасивым». Некрасивых цветов вовсе в природе не существует. А мышиный горошек на обочинах дорог синенькими островками притягивает взор скучающих пассажиров автобусов.  Лично мне, при упоминании об этом растении, видится – полоска жита, в несколько соток, на нашем огороде. Мама, повязанная беленьким платком в горошек, низко наклоняясь, серпом жито жнёт. Поминутно распрямляет спину, выбирает из пучка срезанных стеблей, длинные, похожие на венки, стебли мышиного горошка. Усатые, колючие ржаные колоски, меня, шестилетнюю девочку – не привлекают. Зато цветущим горошком я украсила два, рядом растущих куста дикой смородины, именуемых в нашем краю – пузычки. Между кустами, в тенёчке, на земле, усланной широкими листьями лопуха, мы с братиком любили играть. Гибкие стебли горошка свисали с веток смородины, как в избе вышитые рушники. Да мало ли что рисовалось в детском воображении в те далёкие годы. Даже, помнится, намотала стебли горошка нашей козе, Сороке, на длинные острые рога. Кошка и собака ходить в таком наряде отказывались, а коза – ничего. Только ушами прядала, когда ветерок листиком ухо щекотал.
     Маме мышиный горошек в жнивье, всё равно, что пырей в огороде – гость непрошенный. Я же, глупое дитя, радовалась летом цветочкам, не понимая, что перед Рождеством, для кутьи, мне же придётся перебирать пшеницу и выбирать ненавистные чёрные горошины мышиного горошка.
     Давно остались за частоколом лет годы детства. Да и родные места теперь в другом государстве оказались. Но мышиный горошек напомнил о себе и тут, в Сибири. Да ладно бы – просто на грядке вырос. Он же, шельмец, в кусте пиона пророс. Заметила я его, когда расцвёл, синим облачком паутинки, опутав ещё нерасцветшие бутоны пиона. Скажу честно: не понравилось мне такое соседство, только выжить его оказалось не просто. Потом, смотрю, а он и к нарциссам присоседился. Одним словом – воевала я с этим горошком всё лето. За одно вспоминала многие растения, растущие в местах обитания человека. Только люди признавать их и впускать на свои огороды, не спешили. Как бы в насмешку, давали им домашние имена: мышиный горошек, свинорой, куриное просо, куриная слепота, лапчатка гусиная…
     И всё же, как прекрасна и разнообразна Природа-матушка! Даже сорная трава радует глаз…
                02.09.11 г.