Осуждать, не судя

Солнца Г.И.
Эпиграф «Не судите, да не судимы будете. Мтф. 7:1».


Можно ли судить, не осуждая?

В детстве часто можно услышать: «Ты не имеешь права осуждать - ещё не дорос».
Но когда «дорастёшь», уже говорят – не тебе, мол, судить, ты уже стар. Или - сам «такой же», чтобы судить.
Испуг от подобных напоминаний приводит к  непониманию сути того, что  слово «судить», может трактоваться - и как осуждение, и как суждение.
И поэтому многие с детства теряют способности к суждениям.

     Причём,  многие, даже взрослея,  с трудом осознают и опознают разницу между суждением и осуждением, т.е. почти судом, т.к. в жизни осуждение направлено на то, чтобы обвинить человека, признать его виновным в глазах окружающих

     А что такое суд?

      Мы привыкли к тому, что о понятии суд, мы узнали из Библии. Суд в переводе с иврита имеет два смысловых значения: управлять (в том числе печься, заботиться)  и наказывать (приводить приговор в исполнение). Таким образом, суд не всегда является наказанием, хотя управление, как и забота о непокорном,  может быть сопряжена с порицаниями, в частности и от Бога, "ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Прит.3:12).

     Суждение же только внешне похоже на суд, поскольку вынесение какого-либо определенного словесного решения, необходимо только для воспитания и развития отдельной личности и интересно лишь «интересующимся».

     Если же не рассуждать, т.е. избегать сопутствующих суждению мыслительных процессов (размышление, исследование, осмысление, оценка), человек становится бес меры аморфным (послушно-не-размышляющим толерастом), чем лишает себя не только познания Истины, но и верного понимания происходящего с ним.

     Не имеющий суждения, не может научиться выбирать добро и отвергать зло, то есть лишается возможности приобщиться к Божественному состоянию. Живя же,  лишь приспосабливаясь к обычаям или по привычке, он находится в постоянной опасности, т.к. постоянно обманывается внешней формой и в нестандартной ситуации послушно признаёт «дьявольскую подделку за Божий голос». К  тому же, совершая выбор по упрощенной схеме, т.е., как другие люди! – легко зомбируется и чаще становится нелюдем.

     Естественному человеку суждение необходимо и дОлжно быть, чтобы:
1. управлять потоком информации и выбирать из него только нужное;
2. разбираться в ситуациях, точно классифицируя добро и зло;
3. исследуя непонятное, осознанно принимать добро и отвергать зло.

     И естественный человек постоянно помнит, что суд есть духовный (воспитательно-родительский) и плотский (возмещающий), т.е. суд возмездия, когда приговор приводится в исполнение.

      Духовный суд - направлен на исправление характера таким образом, чтобы устранить в человеке сложившиеся искажения вложенного в него Божественного Образа и сделать так, чтобы Божественное стало бы человеку,  как своё и он достойно мог бы представлять и отстаивать Божьи принципы на земле.
Главной личной заботой Естественного, т.е. духовного человека - является восстановление гармоничных отношений людей к Богу, а не лично к нему. И потому он,  верно судит о самолюбивых поступках - тех, которые осуждают и тех, кто добиваются оправдания самолюбивых людей.

     Плотский суд - определяется и ограничивается пределами душевности человека. Душевный же человек рассматривает справедливый суд, в основном, как ответ на причиненную ему боль и нанесенные оскорбления, и тем самым, лишь утоляет жажду личной мести.
Поэтому «личная справедливость» почти всегда продиктована не волей Бога, а более  себялюбием, основанным на своем несовершенстве, что  не оставляет надежды на спасение - ни осуждающему, ни осуждённому.

     Самолюбивые поступки других людей всегда вызывают осуждение собственного самолюбия. Тем самым, осуждая других, человек часто намекает, что и сам горазд к тому же. И потому конфликты в общении возникают, как правило, у людей с одинаковыми характером, пороками и недостатками. Здесь кстати поговорка - рыбак рыбака видит издалека.

     Часто из-за боязни понапрасну осудить, оправдывают любые, даже нечеловеческие поступки.
Но оправдание, как и осуждение, также является судом. Вспомните: "Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба - мерзость пред Господом" (Прит.17:15).

     И Христос учит, чтобы мы обличали друг друга для взаимного назидания (Матф.18:15-17). Так, обращаясь к ученикам, Он говорит: "Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему" (Лук.17:3,4).
 
     Следует добавить, что греческое слово "эпитимэсон", переведенное в Библии, как "выговори", происходит от слова "эпитимао", имеющее смысл, как - "порицать, упрекать".  Исходя из этого перевода можно понять, что повелением Иисуса является порицание греха своего духовного брата. Но при условии - "наблюдения за собою" или, если быть ближе к тексту оригинала - сдерживании себя.
     Иными словами, при выяснении отношений и устранении источника раздражения, необходимо самому  иметь более достойные - и характер и поведение, т.е.  быть «выше или вне» раздражения.

     И, кстати,  на Руси бытовало обращение – Сударь, Сударыня, что свидетельствовало о зрелости и способности к суждению того, к кому так обращались.

     Отсутствие таких обращений тоже свидетельствует, кое о чём.

ВЫВОДЫ.

     1. Естественный Человек обязан на всё, по возможности, иметь своё суждение, но для этого он должен иметь верную картину Мира, выбрать своё, т.е. верное  место в ней  и достойно, т.е. верно  судить о себе и окружающих.
     2. Человек, который бес-вольно (без суждения) оправдывает других, тем самым  копает могилу не только тем, кого оправдывает, но также выносит приговор и себе, поскольку, не зная своё (роль и задачи) и соглашаясь с «чуждым», он «своими руками» разрушает пространство - и  Божественное, и своё  Человеческое.
     3. Суждение и, в крайнем случай - порицание (упрёк) необходимо для духовного роста, т.к. это составляющая процесса воспитания, какой бывает в естесственной семье в отношении неряшливых детей, и -  не только.