Как Александр Невский волхва убил

Лиля Зиль
               


В Новогороде жил князь, что любил пиво «Невское». Народ и назови его Невским. Наречен же был по рождению Александр.

Шведы воевали землю Новгородскую, чтобы пиво у него отнять. Да были жестоко биты, потому как делиться не пожелал.

И немцам показал дулю: варите «Баварское», а на Русь не лезьте.

Монголам же сдался на милость: бусурмане пива не пьют, а лишь бузу, которой заливают зенки.

… Сбирается, значица, Невский в поход. В Орду, ярлык на княжение принять. А раз так,  следует князю наведаться до волхвов, узнать, как обрести удачу.

Да не пришлось искать. Волхвы объявились-то в Новгороде.

Многие из-за гор прибыли. Среди прочих и азнауры, что дань с Руси требуют. Вы де нас златом снабжайте, а мы за то флагу русскаму сделаемся покорны.

Был среди них именем Рамазаан. Тот ваще людей не страшился, многих и обманул. Брехал,  известно ему о жизни всё, что случится должно и дале будет.

И ещё. Переходил он по воде яко посуху у люда на глазах и вызывал смятение. Азмъ Есмь Бог! – говорил, и все роптали.

Вот к нему пришед, Александр и спрашивает:

- Скажи-ка, кудесник, что ждет меня в Орде татарской? 

- Не боись,- охламон отвечает. Будет тебе княжение. Хляби небесные не разверзнутся при громах победных.

Просветлел в лице Невский. Возрадовался.  Волхва одарить обещает.

Тот же спорит:

- Не нужны волхвам дары княжеские. Злату тусклому духа владычество предпочту.

Крякнул от досады Александр. Так и приехал к чуркам.

Поганые князю толкуют. Коли хочет он ярлык на княжение получить, должен будет к трону Батыеву на корячках пробраться. Воины хановы в ряд станут, вот меж ног у них князю придется пролезть, а потом и туфлю Батыю поцеловать в знак покорности.

Обычай такой у монголов. Через него прошли покорённых народов властители. В том числе и столь великие, как падишах Хорезмский. Тот туфлю Батыеву даже дважды поцеловал, хоть требовалось приложиться.

И нет оно в том зазорного, дабы от чести подобной отлынивать. Не всякому Батый милость дарит, а лишь вождям народов своих.

Вот тогда, после лобзания туфли, станет Александр другом Батыю, до шатра будет допущен и получит ярлык на правление. А коль откажется Александр от чести ему дарованной, Батый разгневается и велит казнить.

Тут уж назад пути нет. Глупо радетелю народа своего пренебрегать того благополучием. Три дня дается князю на то, чтобы решение принять и  судьбою распорядиться.

Делать нечего, и соглашается Александр на унижение духа русскаго пойти. Ползёт князь чрез частокол ног, а тут монголы издевательски стали ветры из себя с шумом пускать, пердеть, кто как может. Вспомнились тогда Невскому слова волхва о громах небесных, что ждут у Батыя, и сердце его ожесточилось. Поклялся волхву отомстить, если живым из передряги выберется. Вытерпел всё и Батыю, согнувшись, подобострастно туфлю златом шитую поцеловал. Так и стал Александр главным Руси правителем.

По возвращению же в Новгород застал князь волнения и беспорядки. Волхв Рамазаан уже силы набрал и среди голытьбы пользовался поддержкой.

Он всё больше с людьми разговаривал, притворяясь Богом, многих и обманул, чуть не весь город. Врал, собака, будто наперёд знает, что произойдёт, и хулил веру христианскую.

И замутился весь город, и все поверили, и собирались убить епископа.

Епископ же, с крестом в руках и облачении, вышел и сказал:
- Кто хочет верить волхву, пусть идёт за ним. Кто же истинно верует, тот пусть кресту молится.

И  разделились надвое. Князь Александр и дружина встали возле епископа. А люди все пошли за волхвом. И начался мятеж в городе.

Александр же с топором под плащом подошел к волхву и спросил:
- Знаешь ли, что утром случится и что до вечера?
Тот же сказал:
- Знаю наперед всё.
 Вопрошал Невский:
- А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?
-Чудеса великие совершу, - ответил.
Александр  же со словами: « Ваш Бог о себе правды не знает! » обратился к толпе, вынул топор и разрубил волхва. Тот пал замертво, и люди разошлись. Бусурман же погиб телом, а душой завладел шайтан.

Потом Александр дал волю черни.  Настроение её переменилось. Проклинали себя в малодушии и слёзы лили. Дозволил великий князь расправляться с волхвами, которых в граде Новгороде была тьма, и казалось, будто у себя дома они, а не в Руси.  Плохо тем пришлось. А ведь недавно спеси исполненные, смеясь, дерзко презирали язык и нравы русские, не желали по закону жить.

Тут уж потешили душу новгородцы. Иным волхвам вырывали языки их подлые, дабы не врали  о могуществе своём. Другим выкалывали глаза, потому как не нужны очи тем, кто дале носа не видит, а берётся о судьбах мира вещать. Многих в реке утопили. Привязывали к шее каменья, швыряли ведунов  на стремнину, крича:
-  Вы боги, так идите же по воде, яко посуху!

С того дня и получила имя река Волхов, потому как на дне ее волхвы покоятся.

После уже, когда улеглось, вошёл Александр во княжение и стал всею Русью править.