Кирпичами и каменьями

Елена Пунжина
    В детстве я была ростом ниже своих сверстников, но впечатление производила девочки упитанной.  Однажды соседка решила приподнять меня и говорит с улыбкой: «Чем же тебя, Лёлечка, кормят? Тебя и от пола не оторвать!»  А я отвечаю: «Кирпичами и каменьями!»
    Не сказала бы, что я много ела. Наоборот, часто испытывала чувство голода. Но признаться в этом почему-то не хотела. Помню, приду к своей бабушке Таисии, она зовёт к столу: «Иди пообедай, Лёлечка, ты ведь не ела». А я, бывало, отвечаю: «Спасибо, бабушка. Я не голодная. Я дома пообедала». А у самой в желудке сосёт. И почему так отвечала, сама не знаю.
    Теперь-то я понимаю, почему иногда засыпала за партой. И не только я засыпала. Это вовсе не оттого, что мы не высыпались или что скучно было слушать урок. Мы  росли, а витаминов не хватало. Фруктов дети почти не видели, мяса тоже. Были, в основном, овощи. Учительница, видя, что дети иногда приносят подгнившие яблоки и делятся ими, советовала: «Лучше съесть одно яблоко, но хорошее, чем два гнилых.  А такие есть нельзя». Ещё говорила, что полезно съедать хоть немного репчатого лука, чтобы не было цинги. До сих пор я люблю лук с подсолнечным маслом и чёрным хлебом. Или просто тюрю: лук, хлеб, вода.  Помню, что сёстры всегда делились со мной,  кто чем.  Могли и часть своей порции отдать. Но больше всего мне нравились цветные леденцы в баночках –  ландрины. Это не еда, а лакомство. А главное, из баночек получались отличные битки для игры в классики. Сёстры отдавали мне эти баночки.  Я была младшая, родилась в войну, часто болела.  Меня старались подкормить и порадовать. Мама замечательно готовила из простых продуктов. Варила крошево из квашеной капусты – из её верхних зелёных листов. Если щи на костях, то пальчики оближешь! Пекла пироги. Мне нравилось наблюдать, как она долго вымешивает тесто на дрожжах, как поднимается опара. Даже из ржаной муки пироги  получались очень вкусные. А еще варила студень. Это вовсе деликатес. Вообще мне порою кажется, что вкус еды из детства не забывается, и ничего вкуснее потом и сам не приготовишь. Хотя мама передала мне умение готовить, я использую её рецепты.