Искренний

Маргарита Школьниксон-Смишко
Будда обладал этим качеством. Если он замечал глупость в деле или высказывании, он на это сразу обращал внимание. Он никогда не пытался облачить свои взгляды в красивые слова. Будда считал подхалимство - формой лжи.
Искренность включает в себя самопознание. Если мы не понимаем внутренних причин, по которым мы что-то говорим или делаем, тогда наша так называемая искренность очень легко может стать резкой и обидной. Наши реакции должны всегда быть  наполнены любящей добротой. Если мы себя понимаем, тогда мы в состоянии говорить открыто, из нашего опыта, и это может стать полезным для других.
Искренность и открытость исключают  общественное подхалимство, эти маленькие подлизывания, которые мы считаем нужными использовать, чтобы облегчить себе достижение цели. Если мы натренированы в откровенности и открытости, тогда мы и научены избегать такое враньё, и всё-таки никого своими словами не удручать.
Когда Будда говорил о драгоценных друзьях, он говорил и о драгоценности разговоров.   Из-за неуверенности в себе, мы не решаемся быть открытыми, поэтому наши разговоры  часто ведутся на поверхностном уровне, подобном тщеславной болтовне. Если мы научимся быть перед собой откровенными, подобное чувство будет часто вызываться и в наших собеседниках, наши разговоры станут более значимыми.
Большинство людей, однако, не готовы коммуницировать на таком уровне. Они предпочитают скрываться за словами вежливости, так что их собеседники не могут догадаться об их проблемах. Но мы все сталкиваемся с похожими проблемами, поэтому не стоит из них делать тайны. Насколько продуктивнее встречаться с человеком, с которым мы можем быть откровенными, кто сам искренен и открыт.
Искренность - противоположность лживости, что не означает однако, что такой человек не может быть мошенником. Скорее она предполагает решимость и свойство думать, говорить и действовать на особом уровне.  В нас не должно оставаться ничего, о чём нельзя было бы другому поведать. Естественно, решимости недостаточно, чтобы избегать ошибки и не впадать в заблуждения. До тех пор, пока мы идём путём самопознания, мы должны проявлять сочувствие к своим трудностям, к моментам, когда спотыкаемся. Тогда важно лишь возвращение на правильный путь. Если мы совершенно потеряем равновесие и съедем с горы вниз на равнину, тогда нам будет трудно вновь подняться. Если же мы свою стойкость потеряем лишь на короткий момент и сразу же вернёмся на нашу тропу, тогда наша практика верна. Здесь имеется ввиду работа над собой. Многие из нас могут вспомнить, как часто мы падали, пока научились ездить на велосипеде. Приобретение способности миролюбия может занять больше времени, но и результат будет более значительным.
В первом более полном варианте поучения Будды (Дигха никайа) Будда перечисляет 62 мнения людей. Они, как обозначения всяких возможных взлядов и все они ошибочны.  Потому что всё, что мы  видим с точки зрения индивидуального "я", не может быть абсолютно верно. Стать искренним и открытым означает поэтому освободиться от своих мнений о себе и о других людях. Одним из наших массивнейших препятствий является глубоко сидящее представление, что мы должны поступать и быть как другие. До тех пор пока мы придерживаемся этого мнения, мы блокируем подход к нашему сердцу и делаем невозможным расцвет бескорыстной любви.
В Нагорной Проповеди это выражено словами:

"Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними,ибо в этом закон ..."
                Евангелие от Матфея 7.12

Чтобы прервать цепь накопившихся обычных мыслей, которые хранятся в нашей душе, понадобится большая степень открытости и искренности. Большинство людей верят своим мыслям. Если же мы медитируем, нам скоро становится ясно, насколько фальшиво это мнение. Цель медитации - освободиться от мыслей, но как раз тогда все эти мысли и приходят к нам. Мы можем при этом наблюдать, что наши мысли не имеют ничего общего с нашей деятельностью медитации, что они просто есть, постоянно приходят и уходят. При этом мы переживаем момент понимания, что мысли существуют сами по себе, и мы можем перестать уделять им внимание. Если мы однажды с этим всем сердцем согласимся, мы сможем перенести это знание в нашу повседневность. Мыслить - естественная активность духа, но мысли есть только мысли. Нам не нужно им верить, особенно если они неисцеляющие. Нам не нужно им следовать или продолжать их мыслить.
Сколько мыслей в своей жизни мы уже имели? Невозможно перечесть. И где они все теперь? Исчезли и забыты. Может быть, некоторые из них мы записали, осколки мыслей, которые казались нам  в своё время особенно важными. Может быть мы прочтём их годы спустя и спросим себя:"О чём, собственно, шла речь?"
Мысли приходят нам на ум и уходят, без того, чтобы иметь субстанцию. Они постоянно вызывают недовольство (Дуккха). Нужен большой запас правдивости и искренности, чтобы согласиться, что именно они - источник Дуккха в нашем духе. Если мы это однажды поняли, становится ясно, что целью нашей жизни долно быть стремление избавления от"Дуккхи" во всех её формах проявления. Это стремление придаёт нашей практике неотложность и динамику.