Необыкновенные приключения тюрка в России

Ольга Гузева
Я уже рассказывала о том, что в жизни мне не довелось увидеть ни одного дедушку. Но если про Виктора Степановича, отца мамы, я знала и слышала достаточно много, то про папиного папу, Василия Пантелеевича, сохранились рассказы, больше похожие на легенды.

Одна из самых удивительных легенд связана с национальным вопросом. Сюжет этой истории достаточно простой: мой дедушка в начале тридцатых годов служил во 2 Армии Дальневосточного фронта. Служба проходила тогда в Забайкальсом крае, в Нерчинске, потом , в Амурском крае, городах Борзя и станции Куйбышевка-Восточная (нынешний Белогорск). Места малонаселенные, Рядом огоромный Даурский заповедник. И вот в 1933 году у его жены, Полины Ивановны родился первый сын. Почему его решено было назвать Арнольдом- воспоминаний не осталось, известно только, что Василий необыкновенно обрадовался этому событию и через какое-то время отправился в какой-то ближайший райцентр, чтобы получить свидетельство о рождении сына. Он отправился туда один, потому что путь был неблизкий. Есть вполне разумное предположение, что дедушка, только что впервые ставший отцом-молодцом, был в сильно приподнятом состоянии духа и души. Возможно, вел он себя шумно и очень энергично. Что происходило точно при регистрации Арнольда, дети и жена никогда не узнали (дедушка погиб в 1942 году). Но по воспоминаниям Полины Ивановны,  дело было так: девушка в конторе спросила - кто мать ребенка по национальности? Василий, видимо, ответил – полтавчанка, что соответствовало действительности в том смысле, что родом она была из Полтавской губернии. Девушка, как мы предполагаем, плохо ориентировалась в страноведении, поэтому, по своему переработав услышанное от грозного командира, в графе национальность Полине Ивановне записала- полька.

А Вы кто по национальности? - как и положено, поинтересовалась она дальше. И тут последовал удивительный ответ: тюрк. Мы думаем, что она или не расслышала это странное слово, или просто подумала, что этот военный просто нечетко говорит от радости- но записала она национальность отца Арнольда так - турок. Впрочем, предполагаю, что и само имя Арнольд,и  то, что, как она выяснила, мать у ребенка-полька,  да и сам вид лихого военного не позволили ей усомниться в том, что перед ней неординарный случай. А потому – турок, в самый раз. Василий вернулся домой, возможно, что-то рассказывал жене, но факт состоит в том, что свидетельство о рождении было убрано в дальний ящик и пролежало там 16 лет. И только в 50 году, когда Василия Пантелеевича давно не было в живых, когда утекло столько сложных военных и послевоенных лет, свидетельство извлекли на свет божий и с потрясением прочли: мать- полька, отец- турок. Настал момент национального самоопределения Арнольда. Думаю, что даже сейчас, попади молодой человек в такую ситуацию - было бы над чем подумать. Хотя сейчас шансов, чтобы выбор сделан был в пользу и сейчас несколько экзотического турка, думаю, несколько больше. А тогда, в 50 годах, оставалось только порадоваться, что Польша стала другом нашей страны и выбрать национальность поляка можно относительно спокойно.Так и прожил мой дядя всю жизнь с паспортом, в котором удостоверялось его польское происхождение. Но свою роль в судьбе дяди национальный вопрос все-таки сыграл: Арнольд хотел поступить в военное училище, но с таким свидетельством о рождении не прошел мандатную комиссию.

К слову сказать, мой папа, родившийся годом позже все в той же бескрайней Даурии, был назван не менее красиво- Артур. Но в свидетельстве о рождении у него значилось: мама- украинка, папа- русский. Возможно, с ним ездила жена, возможно, полет души Василия был уже не так высок, а может просто стал  он старше, спокойнее и разумнее и решил на этот раз говорить не о голосе крови далеких предков, а официальные понятные названия. К сожалению, жизнь дедушки оборвалась очень рано, дети были еще очень маленькие, чтобы спросить: а почему ты сказал - тюрк?

От этой странной истории было еще одно интересное ответвление, косвенно подтверждавшее возможное тюркское происхождение Василия Пантелеевича. Когда Арнольд и Артур учились во Львове, в Политехническом институте, их нашли и приехали на встречу родственники из Пятигорска. Это были брат и сестра Василия, они давно жили в Харькове, но родом, как и Василий, они были из Пятигорска. Папа рассказывал, что оба, и мужчина, и женщина, выглядели они весьма эффектно- с орлиными носами, черными яркими глазами, похожие, как говорил папа, на абреков.  «Абреки» сказали студентам-племянникам, что дедушка Пантелей оставил им в Пятигорске дом и надо бы им туда поехать.Однако, Арнольд и Артур были студенты, спортсмены, комсомольцы, и действительно красавцы, поэтому гордо ответили - нас собственность не интересует. На этом вся тюркская наша история и прервалась.

Но, удивительно, что подтверждения этой странной легенде можно найти в Интернете, покопавшись в истории тюрков. Есть целое направление в историографии: тюрки на Северном Кавказе. Рассматривается множество версий об заселении тюрками Кавказа и об их потомках, но несомненно одно- потомки тюрков жили и  живут в Пятигорске и голос крови Василия вполне мог быть истинным. Блуждая по истории кавказских тюрков-аланов я напала на очень приятную моим корням цитату: « К сармато-аланской военной культуре восходят традиции средневекового европейского рыцарства, в том числе облачение и вооружение, боевая техника, нравственный кодекс и идеология военной элиты. Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола».