Совпадения

Михаил Алексеевичъ
Да, бывают в жизни удивительные совпадения. Редко, правда, но бывают. И эффект от них просто ошеломляющий. Как-то читал я в журнале «За рулём» воспоминания Юрия Никулина, который, как известно, был автолюбителем. Однажды ехал он на своей «Волге» и увидел, как гаишник допекает одного парня (кажется, на «Запорожце»). Юрий Владимирович притормозил и крикнул инспектору: «За что ж вы Ваньку-то Морозова? Ведь он ни в чём не виноват!» Это фраза из какой-то песни. И поехал дальше. Через некоторoе время этот паренёк догнал Никулина, остановился и сказал: «Спасибо, товарищ Никулин! Но откуда Bы знаете, что я Иван Морозов?!» Он на самом деле оказался Иваном Морозовым! Чудеса!
Ну, не знаю, конкретно таких случаев в моей жизни не было, но всё же некоторые интересные совпадения имели место. Когда-то давно мой приятель работал на заводе. И решил встать в очередь на «Запорожец» (они тогда были очень популярны). Довольный, он сообщил об этом мне и спросил: «Как ты думаешь, какой я по номеру в очереди?» Ну, я взял и выпалил наобум: «Сто сорок девятый!» Приятель опешил и вытаращил на меня глаза: «Откуда ты знаешь?!» Оказалось, что он действительно был в очереди под номером сто сорок девять! Да, чудеса...
Ещё один случай. Готовился я в восьмом классе к экзамену по русскому языку. И почему-то решил учить билет №18. Уж не знаю, почему... И своим знакомым сказал, что буду штудировать именно этот билет. Другие, конечно, тоже подучил, но почему-то делал упор на 18-й. Так и пришёл на экзамен и вытянул именно билет под номером 18... Получил, конечно, пятёрку. С русским языком я всегда был в ладах, а тут ещё такое... Ах, если бы всё время было так! Увы, это лишь редкие исключения.
Сейчас в моде теория вероятности, её даже проходят в школе. А возможно ли с её помощью прогнозировать реальные жизненные ситуации? Тут всё не так просто, и если слишком увлечься ею, можно попасть впросак. Приведу два примера, взятые из книг по занимательной математике. Однажды в доме отдыха молодой математик развлекал отдыхающих знанием теории вероятности. Например, он показывал, что вероятность того, что первые десять прохожих окажутся мужчинами, равна 1/1024. Т.е. можно поставить тысячу рублей против одного, что такого не случится. Но один из отдыхающих оказался ушлым. Я, сказал он, готов рискнуть рублём и поспорить, что и первые сто прохожих окажутся мужчинами. Математика это задело. Вы, говорит, представляете, сколь низка вероятность вашего выигрыша? После запятой ещё тридцать нулей! Ничего, сказал тот, подумаешь, рубль. А что вы поставите против этого? Всё! Всё, что у меня есть! Всё не надо, поставьте ваш велосипед. Да пожалуйста! Его начали предостерегать, но математик уже никого не слушал. Он считал, что выигрыш у него в кармане. Но... Тут раздалась военная музыка. И жизнь разъяснила математику его ошибку. Мимо окон проходил батальон солдат...
Другой случай. Преподаватель математики Принстонского университета доказывал, что поскольку в группе 19 человек, то вероятность того, что у двоих совпадут дни рождения, гораздо меньше 50%. Но один из студентов взял и поспорил, что как минимум у двоих студентов дни рождения совпадут. Преподаватель сказал, что на его стороне теория вероятности, и с его стороны нечестно принимать такое пари. Но студент настаивал на своём. Преподаватель согласился, надеясь преподать скептику урок. Но... Не успели опросить и половину присутствующих, как вся аудитория разразилась смехом! Этот юноша не знал даты рождения никого из сокурсников, но тут была одна маленькая деталь... Двое из студентов являлись близнецами.