Военная подготовка ч. 1

Виктор Свиридов
    Чтобы рассказ «Моё МВТУ» был более объёмным, наверно следует дополнить его «картинкой», показывающей,   как на самом деле проходила военная подготовка студентов МВТУ им. Баумана. Естественно, на примере нашей группы, обучавшейся в период с 1961 г. по 1967 г., повествовательная картинка от свидетеля и участника этого процесса.
   Занятия на военной кафедре у нас начались сразу с первого курса. Первым (и потому запомнившимся) военным командиром-преподавателем был майор по фамилии Союзов. Участник войны, умный человек, доброжелательный к студентам… Он вёл первоначальный курс военного обучения, практически курс «молодого бойца». Первым делом – учил нас ходить строем. И походным, и маршевым шагом. Маршевый шаг каждый отрабатывал и показывал отдельно. Его надо было печатать! Так, чтобы подмётки прилипали к асфальту!
    Когда я прошёлся перед Союзовым «печатным» шагом, он мне сказал: «Дорогой, мне нравится, как ты ходишь! Ты в суворовском учился?» Отвечаю: «Никак нет. Просто несколько лет в сапогах проходил…» (На севере, где я жил, сапоги были самой удобной и распространённой обувью).
    Конечно, мы изучали стрелковое оружие. Пистолет, карабин, автомат, пулемёт, гранаты. По плакатам знакомились с устройством тяжёлого вооружения: артсистем, танков... Знакомились с основами топографии. (Тогда я впервые узнал, что такое «курвиметр»). Нас вывозили на природу, где мы по карте и ориентирам должны были найти путь к такому-то пункту… Мы даже постреляли из малокалиберного пистолета системы Марголина. По три выстрела на человека-студента. Большинство попали в молоко. Кто-то выбил три-пять… Я попал две в десятку и одну в девятку. Союзов обалдел даже: «Ты что, стрелок-спортсмен?» Отвечаю: «Никак нет. Просто имел некоторую практику».
Ну не рассказывать же ему, что в Инте мы с другом выкрадывали у моего папы марголинский пистолет и стреляли на чердаке чуть ли не каждый день. (Патроны тогда продавались в промтоварном магазине любому и стоили копейки! Об этом подробнее в моих рассказах об Инте)

Девушки (а их в группе было три)  на первом курсе от военной кафедры были освобождены. А вот  отслуживших армию студентов, и не служивших белобилетников от военных занятий не освобождали, хотя они конечно пытались этого добиться.
Первое время все мы считали «военку» лишней тратой времени и старались любыми путями её избегать. Наиболее веское оправдание прогула – медсправка. Помню один студент достал медицинский бланк с печатью, и сам написал диагноз: «Кариес среднего уха»…  Смеялись и преподаватель и студенты… Хохот стоял долго! Но, признаюсь, я не мог понять причину смеха. Тогда я не знал, что такое «кариес», и слова такого ещё не слышал.

    Начиная со второго курса офицеры-преподаватели менялись. Стало ясно, что из нас готовят офицеров-специалистов по ЗРК (зенитно-ракетным комплексам). Если учесть, что наша будущая («гражданская») специальность – «системы автоматического управления беспилотными летательными аппаратами», то занятия на военной кафедре являлись частью общего учебного процесса. Что и объяснили студентам, добивавшимся освобождения от «военки». Конечно, такие «мелочи», как устройство радиовзрывателя, пороховых двигателей и боевой части ракеты в теорию автоматического управления, казалось бы, не входили… но в остальном, дисциплины, преподаваемые на военной кафедре, тесно переплетались с темой нашего основного обучения. Оснащение кафедры П-1 во многом походило на военную кафедру: макеты реальных ракет «воздух-воздух», «воздух-земля» с их системами самонаведения и т.п., которые мы изучали по курсу теории автоматического управления. Таким образом военная кафедра была естественным дополнением курса нашего обучения. Поэтому даже немногочисленный женский пол не освобождался от лекций и экзаменов на военной кафедре.    
Кстати, наши «эксплуатационные» практики тоже носили ярко выраженный военный характер. На военном аэродроме в Бобруйске мы «эксплуатировали» крылатые ракеты КС-1, а в Североморске на боевых кораблях тоже почти «эксплуатировали» ракеты корабельного базирования. Один студент, спасаясь от морской болезни, залез на гиростабилизированную платформу и там заснул рядом с ракетой. Его нашли к вечеру. Обошлось без последствий…
   Конечно, студентов к реальной эксплуатации ракет не допускали. Разве что использовали как раб.силу для подвозки ракет под крыло самолёта и уборки тары… Замечу: даже девушки с нашей кафедры тоже проходили практику на аэродроме, но на корабли их не посылали.
Конечно, в моём изложении наша «практика» выглядит несколько легковесной, каковой она, наверное, и была на самом деле. Но, размышляя сейчас, я пониманию, что мы тогда получили достаточное общее представление о реальной армии, ракетных и авиационных частях, флоте. Достаточное, чтобы те из нас, кому пришлось после ВУЗа столкнуться с армией, и даже служить в ней, не растерялись и не уронили чести МВТУ.
     А ведь после всяческих практик нам ещё предстояло пройти военные сборы или, как их тогда называли – лагеря. Но об этом во второй части рассказа.         

На фото Андрей Лукавенко защищает дипломный проект. 1967 год. Кафедра П-1. Снимок сделан мной «из подполы»