Город Жуковский

Борис Диденкокравченко
ОСКОЛОК ИМПЕРИИ

В числе первых своих декретов советское правительство в 1918 году организовало ЦАГИ (Центральный аэрогидродинмический институт). И дань моде - повальное увлечение русских людей авиацией - и прозорливость заодно, государственное видение перспектив. В 1937 году принято постановление об организации в городе Жуковский филиала института и испытательного летного полигона. До этого здесь был поселок Стаханово, а еще ранее — село Колонец.

Первое, что я увидел, подъехав на автобусе к центру Жуковского, это как над ЦАГИ пролетал вроде бы обычный самолет и вдруг он выполнил фигуру высшего пилотажа. Наверное пилот задумался, увидав внизу столь памятное место, и машинально сделал «бочку», а не помахал приветственно крыльями, а может быть здесь вообще так принято?

Не на пустом месте взрастала огромная любовь советского народа к авиации. Первый самолет в мире — это самолет Александра Федоровича Можайского, совершивший полет в 1882 году, и имевший все основные части современных машин: корпус, крылья, рулевое оперение, силовую установку, шасси. А сколько было в начале века русских авиаторов и конструкторов самолетов. Нестеров, Уточкин, Терещенко, Григорович, Пороховщиков... И самолеты — «Летающая рыба», «Русский Витязь», «Лебедь», не говоря уже о всяких «Фарманах», «Ньюпортах» и «Геккелях».

В центре города от ЦАГИ и мэрии идет улица Фрунзе. Длинная аллея высоких мохнатых голубых елей, она заложена еще первыми нашими космонавтами. Сейчас это — огромные великолепные дерева какой-то прямо-таки «советско-генеральской» внешности. Далее находится Клуб Юных техников, когда-то я имел счастье заниматься в этаком счастливого советского детства поры учреждении: Центральная Станция Юных Техников имени Шверника. Я был заядлым радиолюбителем, здешние же ребята главным образом увлечены авиамоделированием. Дом ученых ЦАГИ — тоже по-советски ностальгическое заведение. Большой Герб СССР на постаменте в центре улице — в полной сохранности. Огромный бронзовый памятник Николаю Егоровичу Жуковскому (1847-1924) — уже в травянистого цвета патине неумолимого времени.

Справка для не помнящих и/или не знающих. Отец русской авиации (так назвал ученого Ленин), профессор Жуковский создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий подъемную силу авиакрыла, разработал вихревую теорию воздушного винта, определил наивыгоднейшие профили крыльев и лопастей воздушного винта и др. Он и создал ЦАГИ.

Улицу Фрунзе не «репереименовали», да и не было бы такой возможности: на ее месте не было какой-нибудь старорежимной Триколеносвятительской. Здесь раньше был лес, классический добрый лес русских сказок. Волки, лисы, медведи, Хозяин леса Леший и его боевая подруга Баба-Яга — несомненно самый первый русский авиатор. В сказках других народов, кстати, так вот, на конкретно описанных устройствах не летают, здесь же ступа и помело. Наверняка где-нибудь именно здесь она выводила на взлет свой летательный аппарат «СТУ-13». Такую удивительную машину - кабина-обтекатель с миниатюрным гравитационным двигателем в днище и выдвижной руль-стабилизатор - еще не скоро удастся разработать ученым.

Дворец культуры им. Ленина внешне — это практически московский Большой Театр, но без чуждых России квадриги с извращенцем Аполлоном. Тройка и влюбленный в красавицу-жену лихой ямщик — вот наши символы! Величественная стела в честь жителей города, собравших деньги на танки (почему-то не на самолет, но это неважно) во время Великой Отечественной войны — вот пример истинного, идущего на благо народа, коммерческого вложения!

Простирается Жуковский вдоль трех железнодорожных станций: Ильинка - Отдых - Кратово. Город как бы «зажат» между двумя аэродромами: гражданским Быково и собственным при ЛИИ (Летный испытательный институт) огромным аэрокомплексом. Именно здесь же «квартируются» - взлетают и прилетают - самолеты МЧС. Раньше ежедневно приезжало на работу в г.Жуковский 10 000 москвичей. Сейчас же штатный состав ЦАГИ, например, сократился в 3 раза. Город-осколок, но еще пока что сохраняющий свою имперскую величественность.

Конечно, при желании можно увидеть здесь множество негативных явлений, таких же как и во всей стране, вызванных «перестройкой», но как-то не хочется делать этого. Ну да, в ЛИИ задержали в прошлом году зарплату на год, и даже вроде бы так и не отдали, «заиграли», а в ЦАГИ задержали как-то выплату на полгода, но потом все же отдали. Но хочется все же обращать внимание только на хорошие аспекты жизни этого Наукограда.

А вдруг, очень хочется надеяться, все будет по принципу «лишь бы кости целы, а мясо нарастет?! Ведь наука, что бы ни говорить, осталась! Иначе откуда все эти наши успехи на космических выставках и авиасалонах и во Франции, и у нас здесь?! Пусть все эти опытные новые «СУ», «МИГи» и прочие классные машины сделаны штучно, с коленки, но ведь — сделаны!! Это ведь — не просто «жив курилка» или «еще польска не сгинела», это — жив творческий дух народа! И жуковские ЦАГИ, ЛИИ и другие НИИ яркое тому доказательство. Может быть это не осколок, а сжатая до предела мощная пружина?! Конечно, мало заказов от ВПК, смехотворное финансирование (зарплата инженера чуть за 1000 рублей), и тем не менее есть принципиально новые разработки, т.е. научная школа и умелые руки сохранились.

Возможно, поэтому здесь как-то не сочетаются «новорусскость» и уничтожаемая прежняя советская бытность. Как будто к здоровому, закаленному организму не прилипает зараза. (Требуется специально внести инфекцию, если развивать это сравнение.) Государственный хлебобулочный завод выдает отличный хлеб, старый добрый советский хлеб, его покупают даже изнеженные и развращенные столичным комфортом приезжающие сюда москвичи. Он выгодно отличается от продукции других здешних частных пекарен и за ним бывают очереди (минут пять стоять, это не сравнить с прежними советскими давиловками за дефицитом, но на ностальгические воспоминания наталкивает) и практически всегда раскупают еще горячим.

Все здесь дышит летным небом. Огромная надпись: ЦАГИ ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ НАУКИ. Кажется, что как будто лишь временно, на текущий ремонт сняты с крыши института огромные буквы СЛАВА КПСС или ДА ЗДРАВСТВУЕТ СТАЛИН — НАШ РУЛЕВОЙ, но они вскоре вернутся на место. Кинотеатр «Взлет», здесь вообще много «возвышенных» названий : «Галактика», «Звездный» и они как бы забивают яркие, но пустопорожние вывески частных контор, похожие на надписи на консервных банках. Стоит памятник взлетающему с неимоверным углом самолету, чуть ли не перпендикулярно, но смотрится хорошо, даже как-то лихо. По сравнением с этим самолетом рекламный выползающий наполовину из стены местного автомобильного торгового комплекса автомобиль иностранной марки (не то «мерседес», не то «вольво») смотрится как гангренозная культя. Бывший кинотеатр «Спутник» — теперь казино, но популярностью похвастать не может.

Здесь есть филиал МФТИ (Факультет авиационной техники), но ни о каком предполагаемом закрытии по наущению Запада наших стратегических Вузов МФТИ и МИФИ здесь как будто речь и не идет. Я же, разговаривая не так давно с преподавателями этих институтов, выяснил, что Запад настаивает на их закрытии. Дескать, нам уже воевать не с кем и незачем, так к чему нам это вдруг готовить кадры для стратегических разработок?! Учебные кафедры еле-еле держатся, ставки урезаны до предела, но преподаватели стоять насмерть, и ждут «смерти кремлевского тела», может, что и изменится.

В ЦАГИ в трех огромных аэродинамических трубах продувают модели всех наших «СУшек», «МИГов» и прочих «Черных акул», дают полное описание их летных характеристик, а потом самые лучшие машины, изготовленные уже в натуральную величину и в «заводском» виде, «учат летать» на летном поле ЛИИ, причем все делается очень хорошо — и учат, и летают они здорово. Мы всегда в этой области занимали почетное место. Это нужно было Империи. И Нестеров, и Уточкин, и Чкалов, и Коккинаки. Сейчас же — это мощная инерция могучей Империи, все никак не желающей умирать.

Город Жуковский с его авиационным комплексом всегда являлся неким привилегированным анклавом в Раменском районе, будучи в административно-финансовом подчинении центральных органов власти. Раньше здесь было только московское снабжение, причем из самых престижных точек, и москвичам тогда не снившихся: и от Микояновского и от Елисеевского. Но сейчас — не хуже. Магазин «Океан», как и в Москве. Цены в общем ниже московских процентов на 10-15. Три рынка (один оптовый), все они, правда, схвачены людом кавказской внешности и непонятной «темной» национальности.

Пивная «Три медведя», «стоячка» с круглыми «советскими» столиками, пиво по 5-50 — «Бадаевское», действительно московское. И тут по-прежнему распивают на троих. Крепка советская власть (был когда-то такой «водочный» тост), до сих пор держится! Буфетчица беззлобно корит курящих. Распили и мы на троих бутылку водки, и рассказал мне бывший летчик-испытатель леденящую душу историю из области уничтожения советской военно-космической науки.

Была у советских военных разработана и испытана ракета «Ока» и готовилась к испытаниям «Ока-У», обе класса невероятного: их невозможно было - ну никак, хоть тресни! - засечь радарами. Это была техника XXI века. Так по приказу сволочного Запада уничтожили не только сами ракеты, но даже и всю техническую документацию. Разработчик - по фамилии (так называют разве что эскадренные миноносцы) Непобедимый - не стесняясь слез плакал. Плакали рядом и военные, генералы.

Теперь всем нам плакать надо, профукали Россию, господа хорошие. Скоро выборы, голосуйте за грабителей «демократов», за «правое (не сталинское) дело», за проданное «отечество» заодно с разграбленной «Единой Россией», за эту стаю хапуг, за прочих ельцинских последышей.

Постарайтесь именно за них свой голос отдать, так быстрее к нам, идиотам, смерть придёт окончательная...