Из пункта А в пункт Б с комфортом

Юрий Комболин
Менталитет русского человека таков, что он садится за руль своего автомобиля с одной лишь целью: добраться наиболее коротким путём за наименьшее время из пункта «А» в пункт «Б». И чем больше расстояние между этими пунктами, тем меньше наш путешественник смотрит по сторонам – только на дорогу. И она выматывает его так, что, по приезде в место назначения, сил хватает лишь вывалиться из салона, смежить веки и заснуть.
Человек за рулём будет торопиться и гнать на пределе, даже если он в отпуске и торопиться ему нет никакого резона.
Поэтому, когда его спрашивают друзья и любопытные домочадцы о достопримечательностях городов и селений, через которые лежала дорога нашего отпускника, он в ответ только руками разводит: ничего не видел, ничего не знаю.
Я и сам, помнится, оказался в подобной ситуации по возвращении из поездки в Архангельск. Хотя проехал по тем местам, которые люблю и о которых что-то знаю.
И только крюк на заправку в сторону древнего Кириллова (на трассе АЗС не оказалось, а горючее подходило к нулю) позволил (скорее, заставил) познакомиться с монастырём, музеем и городом. О чём я и вспоминал с теплотой холодными зимними вечерами.
Эта дорожная спешка и утоление голода и жажды из набульканного термоса и промасленных бутербродных пакетов, думается мне, является следствием той придорожной пустоты, которая ещё недавно считалась нормой. А нежелание оставлять без присмотра машину на время знакомства с деревенской часовенкой или уникальным шатровым храмом, проистекает из боязни лишиться имущества и опасения остаток пути проделать пешком или, в лучшем случае, на попутках.
Воруют ведь, чего греха таить. Не понимая, что с путешественника можно совершенно законным цивилизованным способом взять те же деньги, обслуживая его в дороге.
Оговоримся: некоторые жители придорожных городков и селений уже начинают понимать доходность и прелесть сервисного бизнеса. И выходят на обочину со своей огородной и лесной продукцией, с молоком и душистым творогом, а то и со свежей варёной картошечкой, сдобренной маслом и посыпанной укропом. Да и шашлычники всё дальше на Север и вглубь продвигают свои мангалы.
И не за горами, сдаётся, то время, когда при первом желании закусить, можно будет достать из бардачка не засаленный пакет с бутербродами, а классный путеводитель. И отыскать  в нём ближайший поворот к чистенькому, недорогому трактиру с простой и сытной пищей или к дорогому ресторану с изысканными блюдами, способными удовлетворить самого привередливого гурмана. И попутно обследовать  с помощью расторопного и знающего гида из местных краеведов церквушку XYI  века.
Кстати, я до сих пор, выезжая за границу, пользуюсь «Спутником туриста», выпущенным господином С. Н. Филипповым в 1912 году в шестом издании и включающем подробнейшую информацию обо всех европейских странах.
Как было бы славно, если бы среди нас нашёлся второй такой Филиппов, а можно и с другой фамилией, который сделал бы такую же надёжную книжку по России, ведь в названном нами «Спутнике туриста» её нет.
Удачи нам на дорогах!
Колонка редактора. Газета «5 колесо»,№26, 1998