Золотой Иерусалим

Лев Израилевич
               
   Макет Второго Иерусалимского Храма.
 фото с сайта Jerusalem-korczak-home.com

 Вместо эпиграфа

В Талмуде (Старом Завете Бибилии) описана история из жизни великого еврейского мудреца рабби Акивы. Однажды он сказал своей жене, которую её отец лишил наследства: «Если бы я мог, я подарил бы тебе “золотой Иерусалим”». Так в те времена называлось очень дорогое женское украшение — золотая диадема, окружённая башенками из чистого золота и драгоценных камней в виде стен Иерусалима.

               
Сказать что-то оригинальное об Иерусалиме у меня, разумеется, нет никакой возможности. Это уже давно сделали великие мудрецы и учёные, всемирно известные поэты и писатели, в конце концов, рядовые экскурсоводы.

Поэтому на оригинальность ниже приведенная информация ни коим образом не претендует. Её можно рассматривать не иначе, как некие путевые заметки праздного наблюдателя. Да и, вообще, они больше рассчитаны на людей, живущих вдали от Иерусалима и пока в нём не побывавших.

На земле есть города и постарше нашей столицы. Таковые имеются даже в Израиле. Иерусалим почти всегда находился в стороне от торговых путей. Да и само место, на котором он возник, было не очень то подходящим для защиты от врагов. А их всегда у иерусалимцев хватало.

Здесь мало водных источников и практически полностью отсутствуют полезные ископаемые. И, тем не менее, в мире нет ни одного города, хотя бы отдалённо напоминающего Иерусалим.

Конечно, в святом еврейском городе нет таких великолепных дворцов, музеев с подлинными шедеврами мирового значения, какие я видел в Париже, Лондоне, Вене, Риме, Флоренции и других европейских городах. Здесь отсутствуют седая античность и потрясающие воображение фонтаны Рима. Нет в израильской столице и помпезности Вены. Или, скажем, лондонского великолепия и чопорности.

 Зато в Иерусалиме имеется нечто такое, чего нигде в мире больше не увидишь. Ведь не зря же этот святой город многие миллионы людей, причём не только верующих, считают центром мира.

Еврейские мудрецы всегда говорили, что если на Иерусалим снизойдёт Божье благословение, то оно обязательно распространится на весь мир. Сегодня израильские острословы шутят, что с Богом в Иерусалиме можно общаться буквально по телефону, оплачивая разговор по местному тарифу.

А вот что написано в Библии по поводу возникновения Иерусалима. Это, правда, не совсем цитата, но очень близко к тексту. Создавая мир, Бог заложил краеугольный камень на горе Мория. Патриарху Аврааму, родоначальнику евреев, Он приказал на этом камне устроить жертвенник и принести в жертву своего единственного сына Исаака.

Но в момент, когда Авраам уже, было, занёс нож над сыном, посланный Богом ангел остановил его руку. Авраам нарёк то место «Иегова Ире», что в переводе с иврита означает «Да усмотрит Господь».

На иврите город Бога называется Иерушалаим. В этом слове присутствует корень глагола «смотреть». Поэтому в иудейской традиции считается, что Бог видит всех, приходящих в святой город.
 
По прошествии многих веков не только библейский краеугольный камень-жертвенник, но и все камни Иерусалима стали священными. И не только для евреев. Для христиан и мусульман тоже. Камни эти изрядно пропитались кровью.

Вначале то была кровь жертвенных животных, принесённых евреями на алтарь Иерусалимского Храма. Затем здесь пролилась кровь Иисуса Христа и первых христианских мучеников. По камням Иерусалима текли уже реки крови его жителей во времена крестовых походов, набегов монголов, резни персов, мусульман и прочих захватчиков.

Борьба за Иерусалим началась более 30 веков тому назад. К большой трагедии евреев и арабов она продолжается до сих пор. Пришлые захватчики дважды разрушали Иерусалим до основания. Буквально равняли  его с землёй. Даже перепахивали плугом.

Но город каждый раз воскресал. Продолжал оставаться святым для трёх мировых религий. Две из них произошли из иудаизма. Возникли на несколько тысячелетий позже его. Тем не менее все три до сегодняшнего дня не перестают претендовать на этот святой город.

Примерно 3300 лет тому назад двенадцать колен Израилевых вышли из Египта. После сорокалетних скитаний по пустыне они отвоевали у ханаанеев обещанную им Богом землю. Но Иерусалим взять не сумели.

Город был настолько хорошо укреплён, что как повествуют предания, его могли защищать даже дряхлые старики, хромые и слепые. Назывался он тогда Иевус, и к тому времени существовал уже более тысячи лет.

Населяли город иевусеи. Они принадлежали к одному из ханаанских племён. Евреям пришлось расселиться к югу и северу от Иевуса. Вероятно, именно тогда начали возникать легенды о неприступности Иерусалима, дарованной ему Богами.

Только спустя почти семьсот лет в 995г. до н.э. царю Давиду удалось завоевать Иевус. С тех пор он превращается в город Давида, и стал называться Иерусалимом.

 Царь Давид переносит в Иерусалим Ковчег Завета со Скрижалями с Десятью Заповедями. Так они скрепили союз Бога с евреями. Иерусалим становится символом единства всех колен Израилевых. Местом единения Бога со своим народом.

Вот тогда-то город стал святым для евреев. Он обрёл для них то значение, которое больше уже никогда не утрачивал. После внесения в Иерусалим Ковчега Заветов город превратился в место Божественного присутствия.

Мысль соорудить Храм для Ковчега Заветов принадлежит царю Давиду. Однако он её не реализовал. В Библии, в книге «Пророки», данный факт объясняется следующим образом. Бог предостерёг Давида: «Не строй дома для имени Моего, ибо человек воинствующий ты и кровь проливал ты». На современном языке можно сказать так: храм для еврейского народа должен построить тот, кто не запятнал себя кровопролитием. Таким царём оказался сын царя Давида царь Соломон.
 
На священной горе Мория, которую выбрал сам Господь, царь Соломон приступил к строительству, дома Господня. Случилось это в 963 году до н.э. В то время в Израильском царстве не было искусных строителей. Соломон обратился за помощью к финикийскому царю Тиру.

 Он прислал в Иерусалим своих лучших мастеров. Из Финикии морским путём вместе с ними был доставлен кедровый лес. Камни для строительства Храма добывались в Ливанских каменоломнях. Обрабатывались каменотёсами царя Соломона и финикийского царя Тира. Металл для Храма отливался в Иорданской долине.

Как свидетельствуют библейские источники в этом беспрецедентное по масштабам строительстве участвовало 80 тысяч каменотёсов, 70 тысяч носильщиков и 3600 надзирателей, побуждавших строителей к работе.

Строительство Храма продолжалось семь лет. В 956 году до н.э. оно было закончено. И что удивительно, как гласит легенда, за это время ни один рабочий не умер. Даже не заболел. Более того, не сломался ни один инструмент.

Хотя Храм занимал относительно небольшую площадь, всего 300 кв.м., его внешние формы поражали современников своим величием и благородной строгостью. Храм был сложен из тесаных камней. Внутри обшит кедром и кипарисом, отделанными чистым золотом.

У каждой стены стояло по пять огромных золотых светильника, символизировавших звёзды. Рядом находились столы для «святого хлеба». Внутри Храма стояли два литых медных столба.

На их верхних половинах, так называемых капителях, были выгравированы тончайшие, необычайной  красоты узоры, символизировавшие плодородие. Карнизы внутри Храма украшались разноцветными барельефами цветов, различных плодов, животными и ангелами-херувимами.

Во дворе Храма находился жертвенник. Рядом стояла огромная, отлитая из бронзы чаша. Её поддерживали статуи быков. Эта скульптурная группа называлась «медным морем». Она символизировала мировой океан.

В Святая Святых (на иврите Двир) стоял Ковчег Завета. Его охраняли две деревянные фигуры херувимов, вырезанных из дерева дикой оливы. Распростёртые позолоченные крылья херувимов осеняли Ковчег Завета.

Солнечный свет не проникал в Святая Святых. Здесь было всегда темно. На полу лежал большой неотёсанный камень. Это и был краеугольный камень мироздания. На иврите "эвен штия". 

Заходить в Святая Святых никто смел. Только один раз в год, в Судный день, сюда входил первосвященник. В этот день единственный раз в году он называл Бога по имени. Только первосвященнику дозволялось произнести Его имя вслух.

Всем остальным евреям это делать было категорически запрещено. Потому собравшийся в Храме народ при произношении имени Божьего преклонял колени и в страхе опускал голову. Даже попытка произнести имя Бога каралась в те времена смертью.
 
Вот как описывает Алтарь Храма выдающейся еврейский учёный Рамбам:   «Алтарь находился на том месте, на котором Авраам построил жертвенник. На нём связал он своего сына Исаака. На том же месте Ной построил алтарь, когда вышел из своего ковчега. Там же стоял жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Авель, сыновья Адама и Евы. Здесь же принёс жертву Адам. И здесь же он был создан»
 
По завершению строительства Храм был освещён, после чего стал главной святыней народа Израилева. Гора Мория, на которой стоял Храм, получила название Божьей Горы, сегодня её называют Храмовой горой, а Иерусалим превращается в религиозный и духовный центр всего еврейского народа.

С тех пор Иерусалим для евреев является не просто городом, не только столицей. Он становиться символом единения Бога с Его народом и Его землёй, обетованной этому народу.
      
370 лет просуществовал Храм. За это время на Земле Израилевой правили разные цари. Одни отходили от иудаизма. Другие, наоборот, пытались укрепить веру в единого Бога. Объединить еврейский народ.

Много раз иностранные захватчики занимали Иерусалим. Однако всякий раз евреям удавалось откупиться. И только в 586 году до н.э. после изнурительной двухлетней осады войска вавилонского царя Навуходоносора взяли Иерусалим.

Храм был разрушен. Город почти полностью уничтожен, а его население, почти 50 тысяч человек, было угнано в плен. С тех пор вплоть до сегодняшнего дня в знак траура день Девятого Ава по еврейскому календарю, пятый по счёту месяц, приходится на летние месяцы июль-август, отмечается постом.
 
Лишь спустя пятьдесят лет, когда Вавилонскую империю покорили персы, евреям было разрешено вернуться на свою землю. В 521 году до н.э. начинается строительство Второго Храма. Оно продолжается пять лет.

В марте 516 года до н.э. Второй Храм был сооружён. По сравнению с Первым Храмом он выглядел ещё величественней. Его площадь была увеличена вдвое. Храм облицевали ослепительно белым мрамором с богатой позолотой.

Вокруг Храма царь Ирод построил стену из метровых тесаных камней. Они были так тщательно пригнаны друг к другу, что их не понадобилось даже скреплять.

Вот как описывал Храм его современник, житель Иерусалима Иосиф Флавий «…Храм отличался необыкновенной красотой и великолепием. Он излучал сияние, подобно яркому пламени. Отражая солнечные лучи, Храм блистел так ярко, что никто не мог смотреть на него.

 А на расстоянии он выглядел как сверкающая снегом горная вершина. Все сооружения Храма были отделаны белым мрамором и покрыты чистым золотом. Даже шипы на крыше Храма, сделанные для того, чтобы на неё не садились голуби, были из чистого золота».

 В 70 году н.э. римляне разрушили Второй Храм, просуществовавший 446 лет. Как не удивительно, произошло это в тот же день Девятого Ава, когда был разрушен и Первый Храм. С тех пор евреи не пытались его отстроить.

19 веков у них не было своего государства. Эрец-Исраэль, Земля Израйлева  им не принадлежала. Когда же, наконец, был возрождён Израиль, Божья Гора Мория, или Храмовая, оказалась занятой. На месте былых иудейских Храмов мусульмане возвели свои религиозные святыни.

 Понятно, что любая попытка разрушить их вызовет войну всего исламского мира против Израиля. Евреи, как им и подобает, приняли Соломоново решение. Решили ждать прихода Мессии. Только с его появлением будет построен Третий Храм.

 окончание здесь   http://www.proza.ru/2011/10/22/1531