У истоков Славянки. Бард Аркадий Федотов

Николай Губин
       Еще в лейтенантских погонах судьба забросила меня на Дальний Восток, в Приморье, где я прослужил почти пять лет в должности военного дирижера полкового оркестра. Служба была суровой, условий для поддержания  высокого уровня профессионального мастерства  не было, и потому любая возможность побывать в крупном городе с нормальной  культурной жизнью воспринималась в те дни как щедрый подарок судьбы. По этой причине,  когда в часть приходила кодограмма с вызовом на окружные сборы,  я сразу начинал чувствовать себя  именинником. Провести в Хабаровске  несколько служебных командировочных дней  для дирижера с китайской границы  было равносильно поездке на какой-нибудь  крупный культурный форум, и такая  командировка требовала серьезной подготовки.  Обычно я просил библиотекаря  гарнизонного дома офицеров разыскать для меня все номера  окружной военной газеты, содержащие материалы о творческой деятельности дальневосточных поэтов и композиторов, и внимательно их изучал, отсеивая крупицы необходимого мне  материала.
      Угрюмый и неприветливый Хабаровск, столица Приамурья, милостиво приютил на своих прибрежных холмах штаб Дальневосточного округа и вместе с ним окружной военный оркестр и ансамбль песни  и пляски.  Краевой драматический театр и краевая филармония   с неплохим симфоническим оркестром  придавали городу особый шик и поднимали,  по сути, провинциальную культурную жизнь почти до столичного  уровня.
      В то время я серьезно интересовался историей русской военной музыки и, в частности, социальным феноменом  легендарного старинного  марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ.  Зная, что в Хабаровске живет и работает автор  одного из  самых удачных текстов, положенных  на эту бессмертную  музыку, я, накануне отъезда в очередную командировку, пробился по шипящему телефону через несколько позывных и упросил начальника военно-оркестровой службы округа  обязательно познакомить меня с поэтом  Аркадием Федотовым, работавшим валторнистом в окружном ансамбле песни и пляски.
В Хабаровске, заполучив заветный телефон, я принялся названивать дежурному по ансамблю,  чтобы попытаться  встретиться и поговорить с известным на всю страну человеком в привычных для него условиях.
Жизненный путь Аркадия Яковлевича Федотова в общих чертах я уже знал из газет.
 В предвоенные школьные годы он участвовал в самодеятельности, что позволило ему освоить  музыкальную грамоту. Потом началась война.  В 1944 году после четырехмесячного обучения в ремесленном училище Федотов работал токарем на одном из военных заводов Хабаровска. Спустя четыре года его призвали в армию: служба проходила в городе Красноводске Туркестанского военного округа в аэродромно-строительных войсках. Здесь он освоил профессии бетонщика, моториста, электрика, и в это же время начал писать стихи. На скромное солдатское жалованье купил гитару и организовал самодеятельность в своей части. Дирижер, услышав песни Федотова, перевел его на службу в полковой оркестр, где Аркадий  быстро освоил сложный музыкальный инструмент – валторну. Уволившись в запас, сержант Федотов, как и Василпий Агапкин,  музыку не оставил и  целых 35 лет проработал в оркестре  ансамбля песни и пляски Краснознаменного Дальневосточного военного округа. Здесь и настигла его слава популярного армейского поэта – песенника.  Им  были написаны  тексты  более чем к ста мелодиям, гулявшим по репертуарным планам военных ансамблей и оркестров
      Более всего другого меня интересовала самая яркая страница  творческой биографии поэта, и я надеялся в личной беседе  разузнать подобности  написания песни на мелодию старинного русского марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ.
          Когда в трубке прозвучало «дежурный по ансамблю слушает», я представился и попросил пригласить к телефону валторниста Федотова. Однако оказалось, что  ансамбль уехал на гастроли в Комсомольск - на –Амуре, и  вернется только через неделю.  На другой день я пожаловался на неудачу композитору Эдуарду Казачкову и тут же был вознагражден тоненькой тетрадкой его мемуаров, в которой совместной работе с Федотовым  уделялось несколько листов.
Из рукописи  я узнал, что слова к знаменитой мелодии были  созданы летом 1965 года во время гастрольной поездки ансамбля  на теплоходе «Ерофей Хабаров». По воспоминаниям самого Федотова,едва теплоход отчалил от  берега, неожиданно из динамиков, установленных на дебаркадере, грянул марш «Прощание славянки»  Музыка  сразу же отозвалась в душе властным  требованием соответствующих стихов. В кубрике зазвучала гитара  и  через несколько часов  был  готов  первый вариант бардовской песни,  тут же положенной на ноты  удожественным руководителем ансамбля  майором Валентином Савельевым. И сразу началась доработка варианта для хора и оркестра. Работалось и трудно, и вдохновенно. Через две недели после возвращения с гастролей ансамбль выступил в окружном Доме офицеров Хабаровска перед ветеранами. Тогда-то и состоялась премьера будущей всемирно  известной песни о марше ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ, над которой скрестились лира и перо самого знаменитого дальневосточного барда, валторниста Аркадия Федотова.

Этот марш не смолкал на перронах,
Когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.
Он Москву отстоял в сорок первом,
В сорок пятом — шагал на Берлин,
Он с солдатом прошёл до Победы
По дорогам нелёгких годин.

Припев:
И если в поход
Страна позовёт
За край наш родной
Мы все пойдём в священный бой!
И если в поход
Страна позовёт
За край наш родной
Мы все пойдём в священный бой!
В священный бой!!!
Шумят в полях хлеба.
Шагает Отчизна моя
К высотам счастья,
Сквозь все ненастья —
Дорогой мира и труда.
К высотам счастья,
Сквозь все ненастья —
Дорогой мира и труда.
И если в поход
Страна позовёт
За край наш родной
Мы все пойдём в священный бой!
В священный бой!!!

   Имея в портфеле изначальный вариант* федотовского текста, я возвращался  домой  в приподнятом настроении. За окнами вагона один за другим проплывали воинские гарнизоны и я знал, что в каждом из них марш ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ, как святыню, лелеит в душе каждый солдат и офицер. Но как и зачем Господь закладывает в сердца человеческие этот высочайший символ самоотверженности мне предстояло узнать только спустя много лет. 
В Уссурийске я попрощался с  офицерами, ехавшими со мной в одном купе и пересел в автобус, к вечеру доставивший меня  в гарнизон Чернятино. Выйдя на остановке, я едва не ахнул. В лучах заходящего солнца окружавшие городок сопки фантастично  светились  нежным розовым цветом дальневосточного  багульника. Зрелище увлекло, и  любуясь красотами природы, я вдруг отчетливо понял, почему свой первый сборник стихов бард Аркадий Федотов назвал так странно и так романтично - «Пора багульника».


Липецк,
2011 г

*Этот марш не смолкал на перронах
 В дни, когда полыхал горизонт.
 С ним отцов наших в дымных вагонах
 Поезда увозили на фронт.
 Он в семнадцатом брал с нами Зимний,
 В сорок пятом повел на Берлин.
 С ним к победам шагала Россия
 По дорогам нелегких годин.

 Мы бились с врагом
 За наш отчий дом,
 За край милый наш.
 Греми, греми, заветный марш!

 В своём пути тверда,
 Мужает Отчизна труда.
 К ней нашу верность,
 К ней нашу нежность
 Храним всегда, храним всегда.
 
 И сегодня, как гимн-обещание,
 Там, где праздничный щелк загорит,
 Над землею славянки прощание,
 Как бессмертная птица, парит.
 Марш гремит боевыми аккордами,
 И за ним повторяет страна
 Эту древнюю заповедь гордую,
 Эту клятву на все времена.

 Мы славу поем
 Про наш отчий дом,
 Про край милый наш.
 Греми, греми, заветный марш.

 В своем пути тверда,
 Мужает Отчизна труда.
 К ней нашу верность,
 К ней нашу нежность
 Храним всегда, храним всегда.

(под редакцией Ю Леднева)