Крепость Росс Глава 7

Алекс фон Джаго
        На том благословенную Францию мы и покинули - все же не очень то комфортно ощущаешь себя, когда имеешь языковой барьер с местным населением (кстати и из России мне по этой же причине драпать пришлось), но вот переплыв Английский канал я и здесь нашел сильные отличия в языке от того, который окружал меня на момент "выбытия". Оказывается, англичане еще сравнительно недавно умели говорить, не вставляя постоянно в свою речь слов "ФАК" и "ШИТ"! А я уже было дума, что у нации такие особенности речевого аппарата. Но в остальном на острове изменений произошло не так уж и много - как ни крути, а это страна традиций. Те же ежедневные дожди и те же двухэтажные бурые домики под бурыми крышами.
  Женушка, кстати, владела и языком Шекспира весьма не дурно и отомстить мне ей в этот раз, поработав для нее переводчиком, не удалось. Время у нас до подхода транспортов еще оставалось, и мы позволили себе экскурсионный тур. Разумеется, музеи столицы империи, в которую никогда не заходит солнце, впечатляли. Но было видно, что средства на культуру здесь изысканы не методом отъема последнего куска у голодного. Нищеты, конечно, тоже хватало, причем в формах, поражающих впечатление. Но обездоленным все же давался шанс поискать свое счастье в других краях и свое место в жизни найти

         Очень велико было у нас желание увидеть вырастающие как грибы после дождя по всей стране охваченной промышленной революцией заводы, но персонами мы были не монаршими, и экскурсий с нами проводить никто не собирался. Ответом в основном было:"Устраивайся на работу - сам все и увидишь!". Я бы был и не против - не впервой руки пачкать, грязь не кровь. Но времени оставалось уже немного и такой вариант не проходил. Но вот если что- либо приобреталось, то тут уже любой мой каприз за мои деньги исполнялся с полуслова - особенность нации. Не удержался я, чтобы не купить продукцию одной небольшой мануфактуры (а таковые в стране были в абсолютном большинстве - и даже доменные печи здесь казались какими то игрушечно-детскими). Винтовой прессик (настольный), оставлявший на бумаге штамп не чернильный, а рифленый оттиск, вспомнилось мне, что и в 21 веке мне на таком заверяли важную бумагу - непременно нужен будет и в 19-ом. К тому же гравер оказался классным и к тому же с юмором. Вместо слова "крепость" он изобразил шахматную ладью, а по кругу пустил чередуя кириллицу с латынью "РОСС" - "ROSS". Мне понравилось. Это уже было посерьезней, чем чернильная печать из копыта.

         У той же фирмочки прикупил я и небольшой насосик, который, если под него на ручье плотинку сделать, то сам от напора воды работать будет. В Англии он применялся в основном для баловства - фонтаны обеспечивать. У меня же планы на него были несколько иные. Я даже подарил начинающему предпринимателю два "своих" изобретения - складную малую саперную лопатку, и опять же складной промывочный лоток из жести, в транспортном состоянии и то и другое изделие легко прилегало к спинке ранца и не выделялось. Объяснив, что в Сибири такие штучки русскими бы очень востребовались. Довольный англик сразу же побежал получать патент, но контрольная партия изделий для меня была изготовлена даром, для апробации.
       Больше что-то покупать денег почти не осталось, разве что уже в порту уболтали меня незадорого купить тюк шерсти фунтов на двести, случайно в верхаусе завалявшийся. Хозяину организовывать транспорт ради его единственного не было смысла, а складское место так же денег стоило, потому и сбагрил он мне сток себе можно сказать в убыток. А вот на подошедшем из Виндавы фрегате с навербованными доктором девами у одной селянки в качестве потенциального приданного как раз прялка и обнаружилась. Каждая ведь брала с собой то, что для нее было самым ценным. Так что мне пришлось покупать еще небольшой моток проволоки - катанки да спиц из нее нарубить. Женский контингент тем самым имел занятие на весь рейс (мне так казалось).

        Тут и мотивация нашлась - с русскими мужиками, отправленными тещей из Кронштадта, фрейлинам и кундзиням познакомиться уже удалось и теперь дамы были озадачены желанием демонстрации - какие они умницы-умелицы. Конечно, собираясь жить в теплых краях, дружку варежки дарить бессмысленно, но вот что бы миленький вместо некультурных онуч да портянок стал культурные носки носить, возможности находились буквально в их руках.
            Дабы взаимные чувства росли и крепли Мэри предложила, когда погода позволяла, на светлое время частично обмениваться пассажирами шедших параллельными курсами фрегатов. И на обеих палубах общими усилиями бороться с неграмотностью. Напилить плотнику дощечек было совсем нетрудно, а навощили свечкой их уже "учащиеся" сами. Так что вместе с освоением русского языка бывшие эстляндки, лифляндки да курляндки (при максимальном участии симпатизирующих им лиц) одолевали (вместе с оными лицами) и кириллицу и счет. Результаты были и как на педагогическом фронте, так и на амурном.

       Но только неожиданно быстро закончилась шерсть, а вот презенты милым дружкам дамам хотелось изготовлять неимоверно. Пришлось из заготовленного на обмен полотна выделять материал для пошива обмундирования личному составу установленного образца. Остановились на привычной модели классической русской гимнастерки со штанами. Когда я начинал служить, нам старшина -скволыга на хозработы выдавал эту завалявшуюся видно с каких времен на складах форму, и я нашел ее весьма удобной и практичной (как в свое время и Николай2-й, лично ее тестировавший). Потому и в первый сшитый моей Машенькой, разумеется, я тут же и облачился. А уж она растолковала девчонкам как тут кроить да шить. Вскоре весь личный состав первой (а какой еще?) роты был экипирован однообразно и почти по уставу. Цвет, правда, несколько смущал - белые одеяния делали нас очень похожими на болгарских крестьян во время их постоянных фольклорных слетов (но для тропиков годилось). Пилотки или кеппи заменили рокерские банданы, так что руки прикладывались уже не к пустой голове. Но очень не хватало ремней со "звездной" пряжкой да кирзачей, так что кушаки да лапти остались пока прежними, тем паче, что по палубе все равно все ходили босиком.

         Но тут уж в борьбе за социальную справедливость восстала Машенька - ее девочки на фоне кавалеров стали смотреться более блекло. Так что и на женскую часть пиллигримствующего персонала полотна пришлось не пожалеть. Фасончик моя умелица придумала простенький, но со вкусом, и процесс переоблачения затронул всех.
           Одев на мужчину форму, не дав при этом ему в руки оружия, стало бы издевательством. Потому извлечены были штуцера, и началась боевая подготовка. Пока шла теория дежурные на тигильке плавили свинец и с помощью новой пулелейки многократно увеличивали скорострельность и точность русского оружия. Как я помнил из того же Кулишера, тогдашний русский император хоть и чувствовал себя человеком военным и стремился это чувство привить всей своей державе, Крымскую войну проиграл именно из за отсутствия именно такого несложного приспособления. Ну и десяти учебных выстрелов в год солдату так же несколько недостаточно было для закрепления знаний. В этом деле порох лучше не жалеть.

        Хотя разве научил этот урок хоть кого-то из последующих наших правителей. Я же решил на порохе не жаться - жизни дороже. По началу палили по буксируемой бочке, пока шутники не наловчились перестреливать буксирный трос. А как вышли в тропики, так мои снайпера стали рыб сбивать (правда летающих). Военную службу в той жизни закончил я замком первого взвода, а это значило, что в отсутствии командира роты (а такое состояние за сутки протекало много дольше, чем его присутствие), исполнял его обязанности. Так что "доходчиво объяснять" сотне остолопов, как и куда родину любить, опыт имел большой. Строевой, правда, в виду отсутствия плаца (не на авианосце плыли), позаниматься возможности не было, но ежедневные построения вбили в подкорку, что значит "по ранжиру, весу, жиру". А так же то, что любое движение начинается с левой ноги. В караул к мавзолею ставить ребят было бы, конечно, рановато, но все ж уверенность появилась что совсем мои седины позорить народ тоже не будет.

Продолжение http://proza.ru/2011/10/24/474