The Tudors 2007-2010 Историческая драма Тюдоры

Лилия Внукова
Тема Жизни и Смерти в исторической драме «Тюдоры» (2007—2010)
          Литературно-критический анализ

 Фильм-эпопея «Тюдоры» получил много заслуженных наград, и симпатии тысяч зрителей по всему миру. Фильм снимался в период с 2007 по 2010 год, получил огромное количество премий, собрал более 40 номинаций и 27 наград. На протяжение сорока серий зритель погружается в мир до-Елизаветинской средневековой Англии. Изысканные интерьеры и роскошные костюмы (особенно когда действие происходит в кругу королевской семьи). Или виды средневековых замков, их убранство, быт, картинки улиц средневекового города – и средневековых же казней и тюрем… Герои фильма – король Генрих VIII, его семья, его жёны и любовницы, его сподвижники, ближайшее окружение, подданные… Каждая часть этой эпопеи рассказывает об определённом отрезке жизни главного героя всего действа – короля Генри, абсолютного, грозного монарха, человека сложного и неоднозначного.

Но только ли исторические проблемы стоят, как центральные вопросы, в этой многосерийной эпопее? Зритель видит судьбы МНОГИХ людей, так или иначе соприкасающихся с жизнью монарха. Если не от рождения, то, по крайней мере, в самые яркие моменты своей жизни. И, опять же, невозможно не заметить традиций русской литературы, в самом зерне, в идее фильма. В некоторых отзывах (*на русских киносайтах) можно прочитать такое мнение – «Достоевский! «Преступление и наказание!». Другими совами – жестокий, страдающий паранойей Генри терпит мучения совести, раскаивается в своих злодеяниях. Такая точка зрения безосновательна, потому что король Генри – лицо более значимое и занятое делами, чем бедный студент, вылетевший из университета, и, на досуге, создавший теорию об «убийстве во благо» и «твари дрожащей». Нет, проводить параллели с Достоевским невозможно ещё и потому, что Достоевский очень русский писатель, и восхищает западного читателя, скорее, как загадка русской души.
 
Но влияние русской классики всё-таки увидеть можно, а именно прекрасно известной нам эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», и фильма, снятого по этому роману. Сама идея, большая протяжённость «Тюдоров» и сложное СЦЕПЛЕНИЕ характеров внутри сложных сюжетных линий, отсылают внимательного зрителя к Толстому. Тем более что фильм исторический.
 
Можем ли мы рассматривать историю (в художественном произведении) только лишь как историческую реставрацию? Нет. Художественное произведение ставит перед собой другие задачи, прежде всего, эстетические и духовные. Это не летопись и не хроника. Произведение искусства не должно отвечать на вопросы, но должно их ставить. Художественная действительность показывает не саму действительность, это-то и интересно. С одной стороны погрузиться в как бы историческую реальность (выраженную в значимых деталях), сделать глоток той эпохи – с другой стороны взглянуть на те события и тот мир глазами современного человека. Ведь, всё равно!, в ТО Средневековье можно перенестись разве что на Машине Времени! (коей пока что не существует)).

Но мы может оглянуться на исторический опыт, и чему-нибудь научиться, сделать свои выводы, и ЗАДАТЬ ВОПРОСЫ. Если же, после просмотра фильма, вопросов не остаётся, и не хочется думать, спорить и размышлять, значит это НЕ художественное произведение, а пустышка и мыльная опера.

Невозможно говорить о «Тюдорах» и не опираться на какие-то предшествующие традиции, достижения кинематографа. Существует та зона Сверхличного, к которой обращается каждый хороший художник, и хороший актёр, и просто творческий человек – если это ИСТИННОЕ творчество. Речь идёт о каких-то глубинных, и, возможно, бессознательных впечатлениях. Кино – сложное, синкретическое искусство. И хотя Демиургом всего на сценической площадке является режиссёр, но что бы делал Демиург без своих ангелов и архангелов! Фигура режиссёра (часто и сценариста в одном лице), пожалуй, ассоциируется с большим Летающим Мозгом (как в «Футураме»)) ). Но всё тело фильма, его сердце, его жизнь и правдоподобие – это труд актёров, художников… И вот, если это (на самом деле) искусственное создание оживает, и вдруг становится даже ярче жизни (такой, какой бывает жизнь лишь в ИНЫЕ моменты) – тогда можно говорить, что труд увенчался успехом. И тогда сам демиург, и его помощники могут спокойно отдыхать на лаврах. Но случается, конечно, и такое, что фильм так и остаётся Големом. Тогда, через некоторое время, об этом фильме неизбежно забудут. Время – вот лучший и самый непредвзятый критик.
 
Создатели «Тюдоров», повторюсь, без сомненья, опирались на то, что было открыто до них. Традиции Британского (Шекспировского) театра, тем более, что и Майкл Хёрст (*Демиург «Тюдоров»)) ) специалист шекспировских постановок, того времени.
Но для русского человека в фильме ясно видятся и другие традиции, прежде всего работ Андрея Тарковского. Пожалуй, ярче всего в решении женских образов. Что такое женщина у Тарковского? Чаще всего, Она не добра – и не зла.  Она подобна самой природе, и выражение этой природы. Она – стихийна, и потому Её нельзя не любить, но и винить её за что-то – тоже нельзя. Женщина есть Живия и «живот», есть мать и сама жизнь, сама интуиция. А мужчина – он и ребёнок, но и Демиург. Он – Зевс, нисходящий дождями на Гею (… и… тысячи других женских персонажей).

И король Генри он, как всякий король (средневековый и абсолютный монарх) уподобляет себя, как минимум, Зевсу. Женщины для него как выражение и олицетворение всей земли, которой он владеет. И даже странно было бы увидеть средневекового монарха менее любвеобильным, и менее страстным и противоречивым в своей любви! Человек той эпохи это не изнеженное городское существо, со стёртыми границами половой принадлежности. Человек Средневековья был страстным, противоречивым, порывистым. Куртуазность наносила лишь ВНЕШНИЙ лоск на придворные отношения, этикетный. Господин, без сомненья, был властителем своей земли – и своих подданных. И король Генри не был слишком набожным человеком, идеалистом, или фанатиком веры, чтобы усмирять свою плоть (как это делал его друг и учитель Томас Мор).
Ответ на вопрос – а не слишком ли много секса в «Тюдорах»? – заключается, на самом деле, в ответе на другой вопрос: а насколько это красиво и уместно? И здесь можно с уверенностью ответить – ВСЕ эротические сцены в фильме красивы и уместны. Любой профессиональный художник скажет, что пластика человеческого тела тоже является СЛОВОМ.
 
Джонатан Рис-Майерс (*Генрих VIII) свободно чувствуете себя в обнажёнке. У него пластичное и выразительное тело, актёру ВАЖНО чувствовать себя свободным. Конечно, это труднее на сценической площадке, под камерами, чем в художественной мастерской. В художественной мастерской всё-таки складывается некий узкий круг, можно сказать, друзей, профессионалов-художников, которые стремятся создать комфортную атмосферу для модели. Но свободное, пластичное движение и в обнажёнке – это профессионализм! Чтобы свободно чувствовать себя в ню нужна смелость, определённая свобода духа. Если уж разделся перед камерой – так к чему  стесняться?!, сковывать свои движения?! Это распространённая ошибка многих, даже очень красивых моделей. В постановке ню очень важно соблюдать чувство меры, чтобы красивая эротика не перетекла в некрасивую порнографию. Повторюсь -- человеческое тело это красиво, сие известно всем скульпторам и художникам со времён Древней Греции и Эпохи Возрождения. И человеческое тело должно быть красивым – потому что оно вместилище нашей души. Да и возможно ли было б представить себе короля Генриха и «Тюдоров» без эротических сцен! Совершенно невозможно.  Сам Джонатан говорит так о своей работе:
« Кор. : -- Со временем становится легче изображать секс перед камерой?
Дж.Р.-М.: --Это с самого начала не было для меня трудным. Я слежу за собой, и поэтому не чувствую неуверенности в отношение своего тела. Когда работает камера, не время быть стеснительным, но когда произносят: "Снято!" – ты укрываешь свою партнершу халатом и стараешься вести себя настолько уважительно, насколько возможно. Я всегда чувствую себя совершенно свободно. В дождливый день в Дублине есть занятия и похуже, чем прыгнуть в кровать с хорошенькой актрисой.» (*Интервью Parade.com, 01.04.2009)

  То, как король Генри относится к своим любимым женщинам, и выражается через пластику, в своём апогее – в эротических сценах. Они тоже служат своеобразным ключом к тем женским образам, которые окружают Генри. Потому что никогда мужчина и женщина не бывают более близки и открыты друг перед другом, чем там, в супружеской постели. С этого Одиссеева центра дома проистекают все радости, и все печали… Супружеская постель центр «семейного древа», и, к счастью, прошло то время, когда об этом нужно было говорить иносказательно и полунамёками.
 
Мысль семейная (как в эпопее Толстого) важнейшая, и одна из связующих тем «Тюдоров». Помимо семейных и внесемейных союзов Генри, перед глазами зрителей проходят и другие счастливые (и не счастливые) пары. Герцог Сафолк, Томас Мор (образчик семьянина-христианина), да и сам кардинал Уолси! В размышлении над проблемами этих союзов решается всё один и тот же вечный вопрос – счастья.

В русской литературе Л.Н.Толстой посвятил много страниц этому вопросу, именно СЕМЕЙНОГО счастья. Ответ на него всегда был сложен, не окончателен, потому что человеческие отношения – динамичны. Они не застывают на какой-то одной точке счастья, но постоянно меняются. Толстой показал всю сложность и красоту этих перемен, тонких переходов чувства.
В «Тюдорах» следуют той же традиции. Всё динамично и неоднозначно, НЕТ простых и ясных ответов хорошо-плохо. Да, король Генри несчастлив и одинок, несмотря на то, что он великий, абсолютный монарх. Король Генри совершает ошибки, и страдает, и расплачивается за свои поступки, порой весьма жестокие… Как всякий живой, обычный человек – НЕ полубог. Джонатан Рис-Майерс прекрасно показал это.

Мысли семейной служат и любовные сцены тоже (и было б странно, если б не служили!). Если проследить количество эротических сцен в связи жена – псевдожена – любовница, то можно выстроить почти математический график. Много эротических сцен связано с Анной Болейн, с Катариной Говард. Это два персонажа даже родственно (исторически) связанные друг с другом (*см статью о Катарине Говард). В фильме между двумя этими героинями постоянно проводят параллели.

Но те женщины, с которыми Генри был истинно и глубоко счастлив, с ними как раз связано мало эротических сцен. Именно там, где духовность отношений ставится выше плоти, там появляется истинность чувств. И далее, как развитие этой истинности – СОЗИДАТЕЛЬНОСТЬ. В сценах, связанных с Джейн Сеймур --  самой любимой, истинной женой, выразительницей самого светлого счастья – эротических сцен нет. Более того, когда для Генри и Джейн наступает первая брачная ночь, король говорит приближённым (и словно бы зрителям – тоже): «Теперь мы останемся одни». Таким образом утверждая мысль, что истинные отношения принципиально НЕ публичны, что это трепетность и ТАИНСТВО ДВОИХ. Ведь это чудесное таинство служит, прежде всего, появлению новой жизни. Самому великому чуду в мире.
Во многих, счастливых и не счастливых браках Генри, утверждается та мысль, что истинность отношений – в их созидательности, венец чего появление на свет ребёнка. Божий дар, божья искра, рождённая из соединения духа и плоти родителей. И, может быть, даже в большей степени единения духа.

В сценах, связанных с Джейн Сеймур много почтительного, спокойного любования Генри своей женой – но при этом очень глубокого, до МОЛЧАЛИВОСТИ. И та прекрасная сцена, очень целомудренная и, одновременно глубоко интимная – когда Генри видит, как Джейн моет голову – эта сцена почти дословно (если можно так выразиться) взята из картины Тарковского «Зеркало» (включая даже то, что героиня фильма Тарковского – светловолоса). Генри любуется ВСЕМ в своей жене. И сама вода, в данном случае, волосы, погружённые в воду, и особенно красота женских рук – всё это очень лаконично, и очень красиво. Без слов. Символ воды – очищения, и чистоты супружеских отношений, освящённых Богом и людьми. Символ воды – это так же и околоплодные материнские воды, их будущего ребёнка. Но если Джейн действительно чиста, незапятнанна (это подчёркивается сценой с лебёдушкой – и ПОЕДАНИЕМ потом Генри этой лебёдушки… Так жестокий Хронос (Время) поглощал своих детей…), то Генри, увы, не может сказать о себе того же. Он всей душой хотел бы подойти к этому сокровенному и счастливому супружескому ложу чистым, но уже не может этого сделать. И вода в сцене, когда Генри как бы ритуально омывается в фонтане, -- вода в том фонтане, увы, грязна и заболочена.

Линия Анны Болейн (и её история) прямо противоположна линии Джейн Сеймур.   К счастью, режиссёр фильма сумел найти и противопоставить (традиционно) мощной ирландской харизме Джонатана Рис-Майерса так же достаточно сильную и харизматичную актрису Натали Дормер. Вся история Генри и Анны – история ПОКОРЕНИЯ и СОПЕРНИЧЕСТВА. Самой главной чертой характера Анны (как всех Болейнов вообще, в особенности отца) – является честолюбие. Ради своих честолюбивых планов Анна отбивает Генри у законной жены, в немалой степени из чувства уязвлённого женского самолюбия. Она соперничает со всеми – с Катериной, с церковью, с мнением народа, и, в конце-концов, с самим Генри. В одной (из многочисленных) эротических сцен Анна, подобно яростной пантере, оцарапывает до крови спину Генри. Ей нужно властвовать, и в постели тоже. Весь вопрос в том, как долго Генри, сам человек крайне властный, сможет терпеть такое. Это союз двух равных, в своей тигриной стати. Красивый союз, только ради прихоти своей (вот как творится история!) перестроивший всю Европейскую политику! Но союз противоположный мысли семейной. Принципиально противоположный.
 
Роман Анны и Генри пропитан КУРТУАЗНОЙ традицией. Он начинается со сцены взятия Замка Любви, в которой в первый раз ловкий, расчётливый Болейн устраивает встречу своей дочери и короля. Фигура Болейна-отца, пожалуй, отвратительнее всех в фильме (и как этот образ похож на князя Куракина-отца из «Войны и мира»!, так же как образ Анны имеет явные переклички с Элен). И даже одинокая, в старости смерть Болейна не вызывает к себе сочувствия.

 Анна вовсю использует «науку любви» -- куртуазию, которой научилась при французском дворе – чтобы завлечь Генри. Она долго играет с ним, долго томит его, и тем самым всё больше и больше разжигает желание плоти. Генри любит. Анна – не любит. Она полюбит своего МУЖА, потом – и в полной мере сама испытает те страдания, которые безжалостно уготовила своей сопернице Катерине Арагонской.
В образе Анны отразились мотивы из «La Belle Dame Sans Merci» Китса -- Жестокая Прекрасная Дама (*см. статьи о Китсе). Дух страсти, дух дикой природы. И одно из первых, какое-то яростное совокупление Генриха и Анны происходит в окружении очень кельтского леса… Болейн-старший говорит дочери, наставляя – «Ты сможешь его увлечь, в тебе есть загадка».

Позже Генри, поддавшись страстности своей натуры, жестоко отомстит Анне за её (изначальный) обман, но чувства их всё же стали истинными, и союз этот принёс Англии в будущем великую королеву Елизавету.
 
В художественном решении образа Анны, в тех сценах и ракурсах – с наклонённой головой, в полупрофиль, с открытой стройной шеей – угадывается невольная схожесть с Анастасией Вертинской (маленькая княжна в «Войне и Мире»). Хоть роль Анастасии была эпизодической, она сыграла её настолько ярко, что запомнилась лучше некоторых главных героинь. И этот разрез глаз Вертинской, подобранный, подчёркнутый в Анне… Натали Дормер хороша, загадочна, яростна… Но Анастасия Вертинская утончённее. Впрочем, для образа Анны Болейн и не нужна утончённость.
 
Одна жена сменяет другую… И всё же это не просто мыльно-пузырная жвачка семейных склок. Каждая женщина Генри – выразительница своей идеи, своей линии. Джейн Сеймур – семейной, Анна Болейн – куртуазной, страстной… Катарина Арагонская – мысли христианской, о том, что: а ДОЖЕН ЛИ человек стремиться ТОЛЬКО к счастью в жизни?, и, опять же, ЧТО такое счастье?...  Она находит счастье даже в страдании, и в служении. 
Катарина (как позже признаёт в глубине души Генри) была истинной королевой. Джейн Сеймур не была королевой, её не успели короновать. Катарина Арагонская (*актриса Мария Дойл Кеннеди ) была. Всё её поведение – величественность и достоинство, а смерть – христианское возвышенное мученичество.
 
Говоря о Средневековье мы никогда не сможем отойти от темы веры, и христианства. Это и в «Тюдорах» -- одна из главных тем (но не в нашем нынешнем обзоре), тесно связанная с сюжетной линией кардинала Уолси и писателя-гуманиста Томаса Мора.
 
Генри слишком ослеплён страстью, он ничего не видит, рассудок его затуманен, и даже сердце затуманено (бешеным зовом плоти). Он совершает непростительный проступок – разлучает мать и дочь. Впрочем, жестокость Средневекового воспитания в том, что детей рано отрывали от семьи. В десять лет ребёнок уже не считался ребёнком, часто его отдавали в пажи или ко двору знатной родственницы (как случилось с Катариной Говард). В пятнадцать лет это был уже взрослый человек. Сам король Генри, волей случая, взошёл на престол в четырнадцать.

Ещё раньше, в младенчестве, знатные дети отрывались от материнской груди, отдавались кормилицам. Так что и матушку свою помнили с трудом, не говоря уж об отце. Но разве может даже самая лучшая воспитательница заменить малышу мать! Так получилось с первым (внебрачным) сыном Генри. Страдала мать – страдал и ребёнок, тоже… Но такова была традиция, взрослеть рано, взрослеть в чужом доме.

Глубокая вера помогала Катерине Арагонской нести крест, выпавший на её долю. И последнее письмо Катерины к своему законному мужу заставляет Генри очнуться, как в движении маятника – обратить взгляд снова к душе от плоти. Приняв страдание, Катерина выполнила свой последний долг. И, без её жертвы, Генри не испытал бы всего того счастья, что было потом с Джейн Сеймур. Катерина была и супругой – и, словно бы, матерью для Генри – в некоем духовном его перерождении, в его воспитании, как монарха. В фильме проводится явная параллель между образом Катерины и Джейн Сеймур, в первую брачную ночь Джейн прячет под рубашкой, на груди нательный крест Катерины Арагонской – духовно принимая на себя её СЛУЖЕНИЕ, которое, нужно сказать, не было лёгким. Даже для неё – жены искренне и горячо любимой Генрихом.

Дальнейшая история личной жизни короля Генри, после смерти возлюбленной Джейн, это история СТАРИКА, несмотря на относительно молодой возраст монарха.
Так уж сложилось, что во время съёмок второго сезона «Тюдоров» исполнителя главной роли, Джонатана Рис-Майерса, постигло семейное горе – внезапная смерть матери. Джонатана и его младшего брата, Алена, воспитывала только мама, Джеральдина О`Киф (Майерс). Известно, что Джонатан почти каждый день созванивался с матерью, и обо многом с ней советовался, на протяжение всей творческой карьеры (начавшейся рано, в подростковом возрасте). Об инциденте 2007 года, в аэропорту -- «Через два дня после инцидента мать актёра, Джеральдина "Джери" Майерс-О'Киф скончалась после непродолжительной болезни.(…)В настоящее время идут съёмки второго сезона «Тюдоров», в Ирландии (Рис-Майерс играет Генриха VIII )» ( * Dailymail, от 5 декабря 2007).

 Эта внезапная смерть была глубоким горем, страшной потерей для него. Но съёмки «Тюдоров», конечно же, необходимо было продолжать. Джонатан позже, в интервью, говорил :«Роль Генриха была одной из самых захватывающих ролей в моей карьере и моей жизни. У меня была невероятная возможность воплощать этот характер в течение ряда лет, и возможность расти вместе с ним. В конце концов «Тюдоры» отточили моё актёрское мастерство. И я рад, что могу сказать это. Я не хотел потерять этой работы» Пресс-конференция в Лос-Анджелесе.» (*DEC 15, 2009 ). Но какие трудности и боль пришлось ему преодолеть, об этом можно только догадываться… И – он справился. Мир увидел «Тюдоров», и короля Генриха в исполнении Джонатана Рис-Майерса. «Воплотив в кинематографе соблазнительного, похотливого, беспощадного и великого британца, Джонатан получил самые высокие оценки своей творческой работы. Его игра ярче жизни. Он показал зрителям опасного, чрезмерно амбициозного и, к сожалению, очень одинокого человека.» (*DEC 15, 2009 )», так позже писали в прессе, когда несколько улеглась шумиха историков по поводу «несоответствия исторической правдивости» во внешности (особенно пожилого) Генри.
 
Как семейная ситуация исполнителя главной роли отразилась на образе Генри? Андрей Тарковский писал когда-то в своём Дневнике : «Успех «Зеркала» меня лишний раз убедил в правильности догадки, которую я связывал с проблемой важности личного эмоционального опыта при рассказе с экрана.  Может быть, кино — самое личное искусство, самое интимное. Только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии. "(*А. Тарковский). Нельзя не согласиться с этим мнением гениального режиссёра. И ещё одно высказывание, замечательного британского актёра, Тимоти Далтона: «Режиссёр всегда ждёт актёрской импровизации». Без сомненья, творчество и напряжённая работа над фильмом помогли Джонатану приглушить чувство скорби в душе. Но, и в обратной связи, это чувство скорби не могло (хотя бы и подсознательно) не вылиться в каких-то сценах.
 
Одна из самых сильных серий «Тюдоров» это сцены затворничества Генри после смерти Джейн Сеймур. Всё в этой серии решено в чисто-шекспировских традициях, когда Шут занимает, дурачась, место Короля. И вот – уже возводится нереальный дворец Грёз, и вообще грань между Жизнью и Смертью, Сном и Реальностью – размывается до крайности. Остаётся только эта почти что призрачная комната в Башне (далеко от людей и всего земного), и призрачный старый Шут…, и… призрачный Король… Вернее было б сказать – король похожий на призрака… Безумие Шута (а зрителю-то понятно, что это не безумие, а, напротив, глубокая мудрость искренней поддержки друга) откликается на безумие и горе короля. И появление Генри потом, перед своими друзьями и сподвижниками после полугодичного заточения – это появление Шекспировского Призрака! С усилившейся хромотой, да что там говорить! просто едва волоча ноги!, в неряшливом чёрном костюме – это появление уже старого человека, несмотря на молодость лет.
 
Вообще тема Смерти, и и сцены смерти – сильнейшие в «Тюдорах». САМО ВРЕМЯ делало острее и ярче эту тему. Были публичные смертные казни, которые в фильме показаны со всей допустимой реалистичностью. Да и война была другой. Нынешняя война – не война, но безумие, благодаря изобретению нового оружия. Но средневековый воин сталкивался со своим противником лицом к лицу, видел, слышал, чувствовал смерть. «Дж. Р.-М.: --Я вообще думаю, что он (*Генри) был менее лихим парнем, чем считали люди. Он видел много суровых, много пугающих событий, когда совсем мальчиком жил при дворе. Его отец подавлял восстание – а Генри со своей матерью был заперт в Тауэре в течение семи дней, в неведении, чем всё закончится. Он видел смерть в своём окружении – многих, включая смерть собственного брата» (* из интервью Дейли Мейл ).
 
В «Тюдорах» все сцены смерти решены очень реалистично, и их немало – казни, военные действия, пытки… Апогей Царства Смерти появляется как раз во втором сезоне, это, конечно же, Чума. «Царица грозная Чума…». Царица Средневековья, которой позже в мировой литературе было посвящено столько великих произведений! Одни из самых ярких – рассказы Эдгара По. Под Чумой в Средневековье подразумевали мор, или любую пандемию вообще, потому что медицинские знания того времени (в Европе) были крайне скудны. Сцены разнообразного «лечения», а попросту откровенного и ужасающего невежества тех врачей – так же показаны со всей реалистичностью. Так что сам король Генри, как человек образованный и воин, подчас является лучшим лекарем, по крайней мере, безошибочно ставит диагноз.

В Средневековье сама жизнь воспринималась ярче именно потому что тесно соседствовала со смертью. Человеку постоянно грозила война, грозила Чума, грозила Церковь (вечными муками, и, мыслилось что уже близким приходом Судного Дня). Из пятнадцати детей в семье мог выжить только один. Многие  женщины умирали во время родов или  от родильной горячки… Потому отношение человека к жизни в те века было не таким, как теперь. Потому обращение к эротике, к любви (или Жизни в самом ярком и животном своём проявлении) – было как ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ Смерти – ярче и яростнее. Должно было так быть. Не все люди могли так же, как христианин и гуманист (и фанатик веры) Томас Мор, спокойно воспринимать вид смерти. Так по-философски.

Сцены Чумы в «Тюдорах», опустевший город, трупы, трупы и трупы умерших от неизвестной болезни  -- это сцены Красной Смерти из рассказов По, сцены зачумлённого Лондона… Они совершенно фантасмагоричны. Генри видит своего двойника… Генри внутренне-чужд религиозному фанатизму (хотя это, возможно, принесло бы ему какое-то душевное облегчение) –  Генри человек действия, и предпочитает бороться с Чумой физически, реально. Вплоть до того что просто изнуряющими физическими упражнениями.
Но именно преодолев ИСПЫТАНИЕ СМЕРТЬЮ любовь Анны Болейн и Генриха обретает истинные черты любви – а не просто плотского влечения.

Испытание Смертью проходят все герои «Тюдоров», все без исключения. Это самое суровое испытание, но яснее всего показывающее суть человека, часто скрытую от глаз в обыденной жизни.  Болейн-отец – оказывается  пуст и бездушен, Болейн-сын – труслив, Анна Болейн – мужественна, смела, Томас Мор – сподвижник веры, Катарина Арагонская – величественна. Катарина Говард (в ночь перед казнью) напоминает слегка помешанную девочку-нимфоманку, которая примеривается к плахе словно бы к новой игрушке (игрушкой для неё была и корона…). Герцог Сафолк, с его последними словами и последним визитом во дворец, к другу (не просто королю) – «Если король завёт меня – как я могу не прийти» -- рыцарственное служение сюзерену, и рыцарское товарищество.
 
Соприкосновение со смертью – как некий МАРКЕР НА ИСТИННОСТЬ – в этом тоже традиции Толстого, развитые в мировой литературе. Перед лицом смерти невозможно лгать – вот в чём правда. Все приходят к этому порогу, и короли, и шуты, и вельможи, и простолюдины, и священники… Перед Её лицом равны ВСЕ.
 
И Генри, несмотря на все совершённые ошибки, несмотря на противоречивость своего характера – встречает смерть достойно. Как воин. В этом и есть его оценка как ЧЕЛОВЕКА, что важнее его оценки как монарха и исторической личности (для художественного произведения).
 
Играть пожилого Генри, со всеми, уж сильно обременявшими его болезнями, по слова Рис-Майерса, было очень тяжело. На лицо актёра делались накладки, что мешало мимическим мышцам. И приходилось сильнее подавать эмоции, движение, чтобы «пробить» эту маску.  И, конечно, Джонатану, человеку молодому, необходимо было вжиться в образ больного старика.
Вообще, британский кинематограф всё больше и больше завоёвывает лидирующие позиции. Всё-таки Шекспировская школа! Интересно воссоздание эпохи, интересно смотреть на костюмы, на декорации, на все эти «мелочи» быта. В деталях, порой, самая соль! Оставлять актёра без этой «опоры» -- на красивый костюм, на предметы – просто жестоко. В фильме «Тюдоры», «Лев Зимой» постоянно любуешься этими прелестными мелочами, так же как чудесными картинами английской природы. Это красиво. И это нравится, это лежит к душе. Ведь через пейзаж, через окружение (натюрморт) тоже  выражаются чувства героев, как в книгах.

К примеру, в последних сценах «Тюдоров» -- Рис-Майерсу пришлось нелегко! И, конечно, помогали детали. Вот – открывается резной секретер, достают пенсне (оказывается, изобретение того времени), Генрих берёт пенсне – и видно, что это рука человека, поражённого тяжёлой болезнью. И всё. Всё лаконично! ОСОБЕННО выразительны руки (об особой выразительности пластики человеческих рук можно услышать ото всех художников).

Именно образ Генри в немолодом возрасте вызвал больше всего нареканий со стороны историков:« Д-р Борман специалист по изучению Тюдоров, говорит: «Я была настроена очень негативно к этому фильму, с его нереально-красивыми актёрами, вычурными костюмами и запутанной сюжетной линией. Но, начав смотреть, почувствовала странное притяжение,-- говорит она -- Моя оценка «Тюдоров», как исторической драмы, значительно выросла. Да, возможно, сценаристы вольно истолковали некоторые факты. Но им с успехом удалось воссоздать атмосферу интриг, скандалов и предательства при дворе Генриха VIII»

Дэвид Старки был одним из самых яростных критиков фильма, охарактеризовав его, как «ужасный, изобилующий неточностями». Д-р Старки, специалист по периоду «Тюдоров», говорил, что это позор ВВС и растрата государственных денег. Д-р Старки говорил, что был шокирован, что в последних сериях «Тюдоров» Генрих VIII не набирает вес – и это сделали для того, чтобы сохранить сексуальность образа.
Известно, что Генрих (он умер в 1547 году) в пожилом возрасте был огромен, охват его туловища составлял 54 дюйма (*1 дюйм – 2,54 см, т.е где-то полтора метра!) в конце жизни его поднимали слуги, чтобы посадить на лошадь.

Но д-р Борман отвечает, что «Хотя Рис-Майерс вообще очень мало похож на безобразно-располневшего рыжего монарха, но он обладает яркой харизматичностью, и прекрасно показал властность Генриха, державшего 40 лет страну в узде. Этот фильм, несомненно, пробудит у зрителей интерес к истории Англии.» (* статья Эндрю Хау 10 августа 2009)

Претензии историков Джонатан не раз парировал в своих интервью, с немалой долей присущего ему ирландского юмора:
«--Я смеялся как никто другой! Я думал, они (*режиссёры фильма) хотели чтобы я поправился на 200 фунтов и отрастил бороду! Но потом я получил объяснение, что должен сыграть другого, современного Генриха. У меня есть роли, и режиссёры фильма, конечно, видели их, когда решили выбрать меня."
« --Вам понравилась роль Генриха VIII?
--Исполнять эту роль было трудно, потому что я никогда не смогу выглядеть так, как выглядел Генрих. Но я сказал режиссёрам, что если они хотят, чтобы я отрастил красную бороду, покрасил волосы в рыжий цвет и располнел, то пусть лучше пригласят на эту роль кого-нибудь другого.  Реальность такова, что зрителям вряд ли будет приятно видеть в сериале безобразно-разжиревшего парня. Я имею ввиду, что вряд ли кому-нибудь будет приятно смотреть, как такой парень занимается сексом.» (* из интервью )

Ведь Человек не только тело, но и дух. И что важнее в создании образа – показать ли достоверно телесную оболочку персонажа, или показать его дух, через эмоции, через характер? Ответ очевиден – показать личность и индивидуальность героя. Хотя, без сомнения, создатели сериала пошли в этом вопросе на определённый риск. Но риск увенчался успехом, и потому – был полностью оправдан. Часто просто невозможно найти актёра нужных физических данных для определённой исторической личности. К примеру, Пётр I , абсолютный монарх и реформатор, – был человеком более чем двухметрового роста, и очень худым (* наш фильм «Пётр I», 1938).  И где же найти такого актёра!, и как прибавить актёру рост – поставить его на высокие котурны? если уж придерживаться исторической достоверности? А уж цвет волос – это вообще не так важно. Волосы можно покрасить, кто сказал, что мужчины в средние века не красили волос? Красили (хной и басмой, традиции привезённые рыцарями с востока)! Например, пользование ароматами ввели в моду именно мужчины. Волосы могут попросту поседеть… В данном случае, к счастью, на роль Генри не пригласили негра или азиата (из  чувства политкорректности) – и то уже хорошо.
 
Волны счастья-несчастья в семейной жизни Генри подобны маятнику. Катарина Арагонская (созидание) – Анна Болейн (разрушение); Джейн Сеймур (апогей созидательной любви), Анна Клевская (поначалу воспринятая враждебно, но подарившая королю чувство созидательной любви-дружбы…) – Катарина Говард (женщина-дитя, принесшая горе и страдание). И снова маятник ушёл в сторону созидания, собирания семьи, детей, примирение дочерей с отцом – все эти добрые дела совершает для своего супруга Катарина Парр.
Возвращаясь к мысли семейной, вновь доказывается, что супружеские чувства противоположны страсти. И, возможно, как писал Тургенев (о счастливой семейной паре в одном из своих романов) : «ДОЖИВУТ и до любви». Что в семейных чувствах тоже нет статики, что любовь семейная должна прирастать и приумножаться на принципиально не-эгоистической основе – ради служения семье, и людям вообще.
 
В пожилом Генри уже меньше страстности, но больше истинной мудрости. Он постоянно борется со своей болезнью, и борется мужественно. Современные врачи предполагают, что это было редкое генетическое заболевание (ведь все короли на протяжение веков женились на своих сёстрах-кузинах…). Страдания, кроме изменения личности короля в иные моменты (когда он чисто по-человечески уставал от этой борьбы), не могли не придать мыслям Генри строгости и возвышенности. В конце жизни он уже не считает себя почти что полубогом, воспитанным для изменения всего мира (подобным Великому Александру. Таким хотели воспитать его учителя-гуманисты – Томас Мор и кардинал Уолси… А вырос – абсолютный и ни от кого не зависимый монарх). Нет, в конце жизни Генри прекрасно понимает, что он самый простой человек. И – он исполняет свой королевский ДОЛГ с настоящей, возвышенной простотой. Сам Генри, будучи человеком тяжело больным, выходит к страждущим калекам, к народу, чтобы совершить традиционное  королевское рукоположение, и подарить ИМ надежду. Ведь по  традиции, ещё со времён Артуровских легенд, король мог исцелить рукоположением. Если они верят, и если эта вера может облегчить хоть сколько-то их страдания, то пусть так и остаётся.
 
В последнем супружеском союзе Генри уже совсем нет страсти, но есть вера, поддержка, сострадание… и любовь, да… любовь супружеская, спокойная и сильная. Образ Катарины Пар – образ эмансипированной сильной женщины (той женщины-англичанки, которая появится на страницах книг в будущем). Она хорошо образованна, умна, она пишет книги. Она становится доброй мачехой для детей своего супруга, выполняет истинно-женские, семейные обязанности. Слова «долг» и «обязанность» в этой поре жизни Генри становятся ключевыми. Но оказывается, что и они могут быть приятны! Что и отдавать – приятнее чем брать! И Генри привлекает в Катарине спокойная мудрость женщины, перенёсшей много страданий. Из дружбы вырастает глубокое чувство. Генри нужна жена – не подружка, не любовница, а жена, данная Богом подруга. «Да будь я даже знатный лорд, живи я в роскоши и неге – одним, ОДНИМ я был бы горд ВСЁ разделить с любимой Мэгги» (Р.Бёрнс).
 
На женщинах держится вся интрига фильма. Женщина – по крайней мере, внешняя причина перемен в истории -- как вышло с Анной Болейн, и Реформащией. Прекрасные Дамы постепенно освобождаются от патриархальных оков, и движутся в сторону эмансипации (как умная и свободолюбивая жена Джона Сеймура). Или предпочитают поддерживать традицию, то есть семью и мужа, выразительницей чего ярче всех стала исполненная достоинства, истинная королева Катарина Арагонская.

Но женщины -- это не только жёны или любовницы, это и дочери. В "Тюдорах" мы видим становление будущих королев -- Марии и Елизаветы. Елизаветинское время стало расцветом английской истории, "Английский Ренессанс". Но Марию несправедливо обижают, приписывая ей то, чего не было. А именно, устойчивый эпитет "Кровавая". Он есть, этот эпитет, но кто его закрепил за Марией? -- протестанты, те, кто ненавидел католиков. А Мария была убеждённой католичкой. Царствование Марии НЕ было более кровавым, чем царствование Елизаветы или Генриха, если опираться на исторические факты.

Мы видим в каких условиях проходило становление двух будущих королев. Великих королев, сделавших много для Англии. Две совершенно разные девочки, рождённые от двух СОВЕРШЕННО разных женщин, чьё влияние на себя, они, конечно, испытали, чья судьба отразилась в их душах. В фильме Мария показана почти ангелом, добродетельной и прекрасной девушкой, настолько чистой и строго воспитанной, что это, наконец, помогает ей вернуть любовь отца. Как старшей в семье, ей досталось больше горести и испытаний, но девочка (ещё ребёнок) не обозлилась на свою сестру, и когда Елизавета перестала пользоваться милостью короля, не бросила её на произвол судьбы. Вера давала Марии постоянную духовную опору в жизни -- так же как её матери, королеве Екатерине Арагонской.

Та неприязнь отца к матерям, которая тенью пала на детей (а ещё говорят, что дети не в ответе за проступки родителей! ), со временем сгладилась, прошла. Генрих увидел в них просто своих дочерей. И вернул им любовь. Да, любовь матери -- она есть всегда, она рождается с рождением ребёнка и не иссякает (у нормальных матерей), любовь матери - защитная Эгида ребёнка. Но любовь отца нужно заслужить.

Необходимо отметить, что в каждом сезоне «Тюдоров» у Рис-Маейрса были блистательные партнёры, с которыми легко и интересно было работать – это чувствуется. О женских персонажах уже говорилось. Но весь первый сезон рядом с молодым королём Генри был великолепный кардинал Уолси. В исполнении Сэма Нила кардинал Уолси получился человеком сложным. Гуманист – но царедворец, хитрый политик, и не менее Генри тщеславный человек. В игре Сэма Нила чувствуется (невольное) мягкое соперничество с феерической харизмой молодого ирландца. И Нил соперничает успешно! Его кардинал Уолси – фигура очень запоминающаяся. Соперничество Сэма Нила может быть выражено той фразой, которую написал Василий Жуковский под своим портретом (в подарок) для Александра Пушкина – «Победителю ученику от побеждённого учителя». Такое соперничество в игре, думается, обоюдно-приятно для хороших актёров.

Система мужских персонажей, линия кардинала и гуманиста Уолси, великого писателя-гуманиста Томаса Мора, лирического поэта и поэта-сатирика Генри Суррея (ок.1517-1547), поэта Томаса Уайета (1503 - 1542), и абсолютно противоположного Уолси Кромвеля – это отдельная и очень обширная тема. Но не отметить игру, воплотивших их актёров, невозможно.
Так же как невозможно не отметить игру Генри Кэвэла – герцога Сафолка. Наравне с королём Генри он находится в кадре почти постоянно. Кэвэл избрал другую тактику – не соперничество, но оттенение. На протяжение всего фильма он является двойником Генри. Да и сам типаж Кэвэла более мягкий, более положительный. Он просто очень красив, правильно-красив. Но волна эмоциональности, и, часто, яростной харизматичности Джонатана всё-таки перекрывает мягкую, иногда довольно тонкую игру Кэвэла. Он (в отличие от Джонатана) положительный герой и в жизни тоже – юноша из престижной английской школы, с правильными чертами лица, словно канонический сэр Ланселот!

Возвращаясь к основной теме, мы вновь обратимся к разговору о смерти. Потому что последние серии «Тюдоров», конечно, пропитаны этим ожиданием. Король Генри тяжело болен, он умирает. «Многие историки считают, что тяжкие страдания, которые испытывал Генри, повлияли на его личность, сделав его очень подозрительным, да и просто тираном, в последние годы жизни. Эта тема освещается в последних сериях фильма.» (* из интервью с англ. историком по периоду Тюдоров )
    
Генри оказывается перед лицом своего Последнего Испытания. И он ведёт себя достойно, как настоящий воин, как любящий муж и отец.
Хотя вопрос веры в фильме центральный, но в итоге он вуалируется, НИКАК  не поясняется. Генри видит Смерть, и падает под её косой, как падает воин на поле боя, открыто, без трусости. А что ожидает дальше его душу – рай? ад? и есть ли там вообще что-нибудь, потом?... Это остаётся за кадром.

 «О скромный, маленький цветок,
Твой час последний недалек.
Сметет твой тонкий стебелек
Мой тяжкий плуг.
Перепахать я должен в срок
Зеленый луг. (…)

Такая участь многих ждет...
Кого томит гордыни гнет,
Кто изнурен ярмом забот, -
Тем свет не мил.
И человек на дно идет
Лишенный сил.

И ты, виновник этих строк,
Держись, - конец твой недалек.
Тебя настигнет грозный рок -
Нужда, недуг, -
Как на весенний стебелек
Наехал плуг».   
          (Р.Бёрнс «Горной маргаритке, которую я примял своим плугом»)
………………….


Интересная, живая актёрская работа всегда увлекательна и для зрителя. И, конечно, вдвойне приятно актёру, по окончании этой сложной работы, услышать от режиссёра даже не похвалу, нет, но простую и чёткую констатацию факта: « -- В конце прошлого сезона Майкл (*Майкл Хёрст, создатель сериала) сказал мне «Я думаю, вы сделали это!». Я спросил «Что?» и он ответил «Вы создали короля таким, каким мы его видели»" (* Из интервью с Джонатаном)
И вот уже тысячи зрителей смотрят «Тюдоров», спорят и размышляют о короле Генри, изучают английскую историю, интересуются поэзией Суррея и Уайета, читают Маккиавелли и «Утопию» Томаса Мора… Сопереживают персонажам фильма, и задумываются над их жизнью, над их проблемами – есть ли для кино лучшая судьба! Ну а Демиурги сего могут со спокойной совестью и вполне удовлетворённой улыбкой сказать (фразой Пушкина) – «Окончен тяжкий труд!».  И пожелать нам приятного просмотра. 

………………………………


ССЫЛКИ, ЛИТЕРАТУРА:
* «Война и Мир» (1968), Сергей Бондарчук.  По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

* «Зеркало» (1974), Андрей Тарковский.

* «Мартиролог» Дневники Андрея Тарковского, сайт http://tarkovskiy.su (активную ссылку можно посмотреть в Lillia-V). Великолепный сайт!
   
*«Пётр Первый» -- фильм по роману Алексея Толстого, получивший Сталинскую премию (*1938, фильм восстановлен в 1965 году на киностудии «Мосфильм»)
* Лилия Внукова «Джонатан Рис-Майерс Jonathan Rhys Meyers, Тюдоры» (некоторые переводы статей, некоторые биографические данные, искажённые журналистами поп-изданий)
http://www.proza.ru/2011/09/14/1533
*Лилия Внукова «Из Blackmore s Night Catherine Howard s Fate» (перевод статьи из англ. Вики)
http://www.proza.ru/2011/02/16/414
*Лилия Внукова «Джон Китс Жестокая Дама, не знающая милосердия», мой перевод баллады Китса (и другие переводы той же баллады)
http://www.proza.ru/2011/08/25/499
«Книга Крови Book of Blood 2008», упоминание о балладе Китса http://www.proza.ru/2011/06/08/1208

Стихотворения Р. Бёрнса в переводах С.Я Маршака
Разнообразный материал из книг курса «Зарубеж. лит-ра средних веков», о средневековье и писателях того периода.
Альбом с фотографиями к статье (и вообще Джонатана, из разных фильмов), можно посмотреть на моей страничке ВКонтакте. Разнообразный собранный материал – в дневнике, ссылка Lillia-V.
…………………………………………………………



ПРИЛОЖЕНИЕ – выдержки из разных интервью Джонатана Рис-Майерса о «Тюдорах» из англояз. источников, переводы Кицунэ (*ник-нэйм)) – форум ; Оксаны Куманской, Галины Немченко, Лилии Внуковой (из группы ВКонтакте):

Мой перевод интервью с создателем "Тюдоров", Майклом Хёрстом, от 30 января 2012, где он много интересного рассказывает о создании фильма, о своей работе с актёрами  http://www.proza.ru/2012/02/01/1023

 «Sexy» Tudors возвращаются на экран» Эмма Джонс
BBC News, 1 августа 2008 года
 «Генри никогда не должен был стать королем, -- поясняет Рис-Майерс --Он был запасным, он был как Принц Гарри теперь. Его старший брат Артур, как наш Уильям – ОН должен был быть королем, но он умер. Генриху было 14. Даже сегодня трудно ожидать появление человека, который смог бы справиться с этой ношей в таком возрасте».
«Tudors приобрел много поклонников в Северной Америке – но Рис-Мейерс предупреждает, что людям не следует заменять фильмом урок истории, так как фильм сосредоточен на личности, а не на политике.
«Мы хотели сделать фильм, который люди бы захотели смотреть 40 часов. А это было бы невозможно сделать если бы я появился с избыточным весом, грузным мужчиной, таким каким изобразил короля на своих портретах Гольбейн. Я должен опираться на его личность, и я должен был глубоко изучить его недостатки как человека». (…)
Рис Мейерс настаивает на том, Генрих VIII очень увлекательный персонаж, но он не играет его стереотипно -- как веселого монарха Англии, любящего пожевать куриные ножки.
«Вы спросите меня вижу ли я Генри хорошим парнем? -- спрашивает он, --Я не играю его хорошим человеком. Я думаю, он был умный человек, и очень харизматичный, неукротимый, но его плохие дела перевешивают его хорошие. Он причинил своей стране много боли с Реформацией. Люди вынуждены выбирать между головой и сердцем, выбирать свой путь или путь папы, и Бог помогает им если они выбрали путь папы.» (…)
« -- Это просто факт, что Генри хочет молодую, более красивую жену, которая может родить ему сыновей, и это нормально для человека, который привык получать все, что он хочет просто по праву рождения.»
…………..
«Д-р Борман, специалист по изучению Тюдоров, говорит: «Я была настроена очень негативно к этому фильму, с его нереально-красивыми актёрами, вычурными костюмами и запутанной сюжетной линией. Но, начав смотреть, почувствовала странное притяжение,-- говорит она -- Моя оценка «Тюдоров», как исторической драмы, значительно выросла. Да, возможно, сценаристы вольно истолковали некоторые факты. Но им с успехом удалось воссоздать атмосферу интриг, скандалов и предательства при дворе Генриха VIII»
Дэвид Старки был одним из самых яростных критиков фильма, охарактеризовав его, как «ужасный, изобилующий неточностями». Д-р Старки, специалист по периоду «Тюдоров», говорил, что это позор ВВС и растрата государственных денег. Д-р Старки говорил, что был шокирован, что в последних сериях «Тюдоров» Генрих VIII не набирает вес – и это сделали для того, чтобы сохранить сексуальность образа.
Известно, что Генрих (он умер в 1547 году) в пожилом возрасте был огромен, охват его туловища составлял 54 дюйма (*1 дюйм – 2,54 см, т.е где-то полтора метра!) в конце жизни его поднимали слуги, чтобы посадить на лошадь.
Но д-р Борман отвечает, что «Хотя Рис-Майерс вообще очень мало похож на безобразно-располневшего рыжего монарха, но он обладает яркой харизматичностью, и прекрасно показал властность Генриха, державшего 40 лет страну в узде. Этот фильм, несомненно, пробудит у зрителей интерес к истории Англии.»
«Многие историки считают, что тяжкие страдания, которые испытывал Генри, повлияли на его личность, сделав его очень подозрительным, да и просто тираном, в последние годы жизни. Эта тема освещается в последних сериях фильма». 
(*Эндрю Хау 10 августа 2009  Ведущие историки говорят: Историческая действительность  в «Тюдорах» недостоверна.)
……………………
«-- Нет, нет. Я никогда не выбираю роли непременно положительные, – только те, которые интересно играть.» ( *25 мая 2009, Guillermo Trejos Cob для "Puntarenas Magazine")
«Воплотив в кинематографе соблазнительного, похотливого, беспощадного и великого британца, Джонатан получил самые высокие оценки своей творческой работы. Его игра ярче жизни. Он показал зрителям опасного, чрезмерно амбициозного и, к сожалению, очень одинокого человека.» (*DEC 15, 2009 Почему Генрих VIII Тюдор вовсе не толстяк. )
……………
«В реальной жизни Генрих VIII был толстым и грубым английским королем , чьи наклонности были слишком пугающими, а характер – слишком взрывным, чтобы кто-либо мог сказать ему, насколько толст и груб он в действительности. Но ирландский актер Джонатан Рис Майерс, играющий Генриха в популярной драме "Тюдоры", вылеплен из другого теста. Он дружелюбен, красив, у него точеные скулы (тридцатиоднолетний актер является лицом Versace и парфюма Hugo Boss), в придачу к своей несомненной экранной притягательности, умеет петь (он исполнил две песни в "Velvet Goldmine") и может быть замечен вами в ближайшем супермаркете "Wal-Mart".» (*Интервью Time Out New York)
……………………………
«-- Вас иногда критикуют за физическое несходство с Генрихом, имевшим, например, рыжие волосы.
-- Я играю его по-своему. Я мог бы перекрасить волосы в рыжий цвет и набрать лишний вес или надеть костюм с толстинками. Но тогда роль стала бы чем-то, что уже делали другие актеры. Я надеюсь, что создаю свой собственный образ Генриха. Я должен был изобразить его амбиции более мощно, чем кто бы то ни было.» ( *Интервью Parade.com, 01.04.2009 )
«--Фаны сериала, с нетерпением ожидающие любовных сцен, не будут разочарованы. Со временем становится легче изображать секс перед камерой?
--Это с самого начала не было для меня трудным. Я слежу за собой, и поэтому не чувствую неуверенности в отношении своего тела. Когда работает камера, не время быть стеснительным, но когда произносят: "Снято!" – ты укрываешь свою партнершу халатом и стараешься вести себя настолько уважительно, насколько возможно. Я всегда чувствую себя совершенно свободно. В дождливый день в Дублине есть занятия и похуже, чем прыгнуть в кровать с хорошенькой актрисой.» ( * --- )
«-- Вы не только лично снимались в сексуальных сценах, но и сами выполняли трюки?
-- Я ездил верхом, в основном. Мне не разрешали участвовать в финальных моментах рыцарских поединков, чтобы я не получил серьезных травм. Я люблю физические упражнения. Это было хорошее время для мужчин, знаете ли. Я интересуюсь спортом и часто хожу в спортзал, так что с этим у меня все было в порядке. Я получал особое удовольствие от этой части жизни Генриха; было бы глупо, если бы он только сидел на троне, ел, пил и, конечно же, занимался сексом.» (* ---- )
……………………………………………….
«-- Да, Генрих VIII даже близко не был так красив, как вы. Он, к тому же, был далеко не лучшим человеком.
 -- Боже, конечно, он не был лучшим человеком. Многие его поступки просто смешны. Некоторые из них действительно ужасны. И он совершил несколько глупых политических ошибок: так, ему нельзя было разводиться с Екатериной Арагонской. Он мог избежать множества проблем.» (*Интервью Time Out New York)
«-- Просматривая сериал, мы буквально погружаемся в ту эпоху: костюмы, беседы, манера вести себя...
-- Все это лишь вымысел. Если бы мы делали то, что делал Генрих, телесериала не вышло бы, это слишком скучно. Генрих проводил в церемониях по три-четыре часа каждое утро, просто завтракая или отправляясь в ванную. И вспомните, что Генрих VIII был первым королем, кто завел ванную у себя в замке. Люди той эпохи не могли похвастаться чистотой. Это может выглядеть чудесно на хорошем 68-дюймовом экране, но в реальности 16-й век был очень грязной, зловонной и сифилитической эпохой. Очень грязной.» (* --- )
……………………………
Видео-интервью с Джонатаном о «Тюдорах» Часть I A Sit-Down with Jonathan Rhys Meyers

«Беседуя с Джонатаном Рис-Майерсом:

-Что вы ожидаете от третьего сезона «Тюдоров»?
--Вчера мы сняли, как Генри познакомился с Джейн Сеймур, а сегодня – день после её смерти. Слишком необычная неделя съёмок. Один день – свадьба, другой день – смерть.
 
--Почему в этом сезоне Генри находит тьму вокруг себя?
--Кульминация всего следующая: король всегда вспоминает своё детство, помнит себя ещё ребёнком, и ещё он осознаёт всю ответственность за сотворённые смерти. Незаживающая рана на ноге влияет на его рассудок.
Он должен быть властным, и не найдётся другой силы, которая бы его остановила. Он становится старше, и тщеславие оказывает свой эффект на все его действия, он наслаждается властью единственного, абсолютного монарха.
 
--Что отличает вашего Генри от других, ранее сыгранных?
--Не только я воплощал на сцене этот образ. Генри играли многие – Ричард Бартон, Чарльз Лордон, Роберт Шоу.
Но мы попытались привнести что-то новое. Играя, я пытался отгородиться от дикого и невероятно вспыльчивого образа короля,… подбираю слова, чтобы описать его… Я же хотел привнести в этот образ что-то не поддающееся контролю, что психологически методично вырисовывало бы его лучшие качества,  ну, скажем, как танцора. Первый сезон показал избалованного короля, хотя Генри и является самым невероятно-избалованным королём в истории.
Во втором сезоне мы постарались упростить череду событий, сделав, так называемую, танцевальную историю. Сначала вырезали период в семь лет, потом добавили эти семь лет. Это ведь телевидение, и мы делали шоу, чтобы было понятнее зрителям.

--Как Генри показан с точки зрения исторического деятеля в этом сезоне (его борьба)?
--Восстание на севере, церковная реформация. Реформация Генри церкви имеет две цели – первая, он верит, что он защитник веры, что он избран Богом. И то, что король может повелевать и заботиться о душах своих людей, а не Папа Римский.» (* перевод интервью Оксаны Каплуновой)
http://www.youtube.com/watch?v=vVXopUo9njI&feature=colike

..................

Перевод  видео-интервью с Джонатаном о «Тюдорах», на Ютубе ( A Sit-Down with Jonathan Rhys Meyers , Часть I)

«В этом интервью Джонатан очень интересно ведёт беседу, подкрепляя свои мысли эмоциональной подачей, мимикой, взглядами и жестикуляцией. Ирландский акцент – самый мягкий в английском языке, он слушается очень приятно. 

«--Где мы найдем Генри в начале последнего сезона?

- В начале конца последнего сезона, возможно, это последний год перед его смертью.
В конце 3 сезона -- к началу 4го сезона он в последний раз видит Кэтрин Говард. Уже явно заметны все его проблемы со здоровьем, болезнь ноги, сифилис, другие недуги, бесконтрольность рассудка.

Опишите его отношения с Кэтрин Говард.

--Это очень странные отношения, нет тех проблем, какие были в союзе Генри и Анны Болейн, это и не те прекрасные отношения с Джейн Сеймур, и не радостно-короткий брак с Анной Клевской. Конечно, пожив с этой юной девушкой, он понял, что и года уже не те, и он не может так наивно отменить развод и в пятый раз.  Что его наивность (доверие) по отношению к Кэтрин не смогла облегчить всех недобрых её замыслов.

--Почему он убил Кэтрин?

--Она изменила. Если вы хотите выжить при дворе 16 века, будьте верны (*сильному), Кэтрин не имела никаких других целей, кроме секса. Пятьсот лет назад человечество не отличалось от нас. Такие вещи, как сексуальная безопасность, сексуальная зависимость, войны, похоть, алкоголь, деньги – этот человеческий опыт совсем не изменился. Ничего не изменилось: ни радость, ни боль, ни горе, ни печали, ни ужас, всё это при нас! Кэтрин  Говард была зависима от этого всего, от секса и власти, но она нравилась Генри, пусть он не так сильно её любил, испытывал страсть. У него не было выбора – сохранить ли ей жизнь, он был вынужден её убить.

 --Как Генри был вовлечен в отношения с Анной Клевской?

--Эти отношения были достаточно неоднозначными. Для этой коренной немки Англия казалась дикой страной. В ней можно было б увидеть достаточно привлекательную особу,
больше, чем просто легкомысленную болтушку. Но она, конечно, женщина, и временами очень привлекательная!»  (* перевод Оксаны Каплуновой )
 
http://www.youtube.com/watch?v=5pv3FTPrMKY&feature=colike


................
« (об инциденте в аэропорту, в 2007 году) «Через два дня после инцидента мать актёра, Джеральдина "Джери" Майерс-О'Киф скончалась после непродолжительной болезни. Актёр Колин Фаррел и режиссер Нил Джордан были среди сотни скорбящих, которые засвидетельствовали свои соболезнования на отпевании, в графстве Корк. Джеральдина О'Киф скончалась в возрасте пятидесяти лет, в университетской больнице Милосердия, в Корке, во вторник утром (…) В настоящее время идут съёмки второго сезона «Тюдоров», в Ирландии (Рис-Майерс играет Генриха VIII )» ( * Dailymail, от 5 декабря 2007)
...............
«--Ваша роль Генриха VIII превратила вас в настоящий секс-символ! Вы это ощущаете?
--О, нет!!! И моя мама тоже, кстати, так не думала. У нас с ней был разговор на эту тему. И она сказала: «Даже и не думай брать такие вещи в голову». (Смеется). Я думаю, что очень лестно представлять себя именно таким, но я не принимаю это всерьез. Тем более, что уже завтра все может измениться.» (*25 мая 2009, Guillermo Trejos Cob )
...........

Вобще, положительные отзывы коллег по работе, это большое дело. Бывает что актёр красив -- но работать с ним в паре невозможно, он не чуткий, не может "ловить" своего партнёра, (как это говорят -- деревянный )). О Джонатане все его "жёны" из "Тюдоров" отзывались, как о великолепном актёре, с которым работать легко.

Натали Дормер говорила в одном из своих интервью: "...у Джонатана много качеств, отражающих историческую фигуру реального Генриха 8. История и сценарий естественным образом покорились силе Джонни, потому что он невероятно харизматичный, опьяняющий человек с бешеной энергетикой. Он невероятно обаятельный и атлетичный. Когда ты знакомишься с ним, он поражает эрудицией. Существует множество параллелей между историческим Генрихом и Джонатаном Рис Майерсом. Во всем его репертуаре присутствуют колебания и крайности в эмоциях, что, несомненно, превосходно передает натуру Генриха. Он будет доводить всё до предела, однако же сохранять эмоции под контролем. Работа с ним - настоящий подарок, и в тот момент, когда ты с ним, всё, о чем ты беспокоишься, это твоя собственная игра". (*Натали Дормер)

Анабель Уолис (играла третью жену Генриха VIII  – Джейн Сеймур):
"Джонни - удивительный. Он настолько правдоподобно играет тирана, но большинство людей даже не догадываются, каким смешным, забавным он может быть. Он заставляет всех смеяться и создает невероятно располагающую и комфортную обстановку, особенно для актеров, вновь прибывающих на съемочную площадку. Однажды он спросил меня, вкус каких чипсов я ненавижу больше всего. Задумавшись, я сказала: «Хммм... Я думаю, я бы сказала, что со вкусом сыра и лука – это самое отвратительное». Следующей сценой, которую мы должны были снимать, была сцена нашего с ним поцелуя. И когда он наклонился, готовый поцеловать меня – КОНЕЧНО же, его рот был полон чипсов с ароматом сыра и лука. «Спасибо, Джонни!!! Ооооочень смешно!!»

Рассказал нам один из сотрудников съемочной площадки в «Тюдорах»:
«Да, конечно, об этом много говорят. У него есть свои демоны, и он пытается справиться с ними так, как он умеет. Я не смог бы справиться и с половиной того, что пишут о нем и его жизни. А еще я могу сказать, что он совершенно потрясающе обходится с детьми. Если на съемочной площадке присутствуют дети – он так хорош с ними. Он всегда опускается и разговаривает с ними лицом к лицу, делает все, чтобы они получили автографы и вообще делает все, чтобы они получили все, что захотят. Он такой удивительный»
 
Создатель «Тюдоров» Майкл Херст говорит, что он был счастлив, что Джонатан согласился играть Генриха:«Никто не знает чего ожидать и что идеально подходит для Генриха. Но я могу сказать, что Джонни сыграл идеально того Генриха, которого я создал. Я не представляю себе лучшего актера в роли Генриха. Я очень люблю его. И если вы меня спросите «Считаете ли вы, что Джонатан действительно – король? Я отвечу вам, посмотрите следующий сезон – и вы не спросите меня так!» (из блога **)
 
«Роль Генриха была одной из самых захватывающих ролей в моей карьере и моей жизни, - заявил Рис Майерс в ходе пресс-конференции в Лос-Анджелесе -- У меня была невероятная возможность воплощать этот характер в течение ряда лет, и возможность расти вместе с ним. В конце-концов, «Тюдоры» отточили моё актёрское мастерство. И я рад, что могу сказать это». (*25 мая 2009, Guillermo Trejos )