Путевые записки. Венеция. часть1

Татьяна Минаева-Антонова
           Лагуна – участок  между побережьем Адриатического моря и островами на северо-востоке Италии. В прошлые времена это была удобная гавань для кораблей и служила естественной защитой от нападения. Островами Венеция отгорожена от Венецианского залива.
           Венеция расположена на 118 островах в северной части лагуны, это город на воде, построенный на сваях. Население около 330 тыс. человек живет на всех островах. Это туристический рай, ни один путешественник не откажет себе в удовольствии заглянуть в этот город-музей.
           Наш автобус остается на стоянке, а мы пересаживаемся на вапаретто – большой катер с  открытой площадкой и рядами кресел для сидений. Вапаретто движется медленно, можно рассмотреть близлежащие острова, но самым близкий к городу - остров Джу-декка. Ряд каменных, серых домов вдоль набережной однообразен, выделяется только церковь Реденторе (искупителя) построенная в ХVI веке в стиле позднего Возрождения в знак избавления города от чумы. Скромный фасад с портиком и четырьмя строгими колоннами, широкая лестница, спускающаяся прямо к воде. На острове совсем мало зелени.
            Сразу за ним следует остров Сан-Джорджо Мажоре, на котором величественно возвышается большой собор Сан-Джорджо Мажоре и оригинальная колокольня с вращающимися фигурами ангелов на вершине. Собор завораживает, от него невозможно отвести взгляд, но мы постепенно удаляемся от острова и приближаемся к городу с таким узнаваемым обликом с Кампанилой, тысячи раз виденным нами на иллюстрациях.
           Голубое чистое небо, камень и вода оливкового цвета… Венеция, залитая солнцем…
           Причаливаем на набережной Рива дельи Скъявони (славянская).
           - На этом месте мы будем встречаться в 22-00,- громким голосом сообщает нам гид на набережной.- Запомните: четвертый мостик от главной площади.
           На набережной мы заходим в стеклодувную мастерскую. Стекольное производство в Венеции началось еще в ХIII веке и секреты стеклодувов тщательно оберегались. Со временем стеклодувное производство было перенесено на остров Мурано из-за опасности пожаров в городе.
           Боковые стены и пол выложены красным кирпичом, в стене большой вентиляционное отверстие. На стене, у которой работает мастер, развешены полочки для инструментов и большой плакат Мерилин Монро в знаменитом белом платье, что выглядит несколько странным.  Чуть выше плаката  висит старинное ружье.  Вытяжной зонт расположен у самой печи, в нее вставлены несколько металлических стержней (туристов много!). Местный гид, невысокая худощавая брюнетка,  говорит на  русском языке с небольшим акцентом, приглашая нас к печи мастера.
           - Есть 2 способа изготовления изделий из стекла: выдувание и лепка. Сейчас мастер продемонстрирует вам второй способ.
           Мастер, невысокий плотный итальянец с пышными черными усами, ловким движением вынимает металлический стержень с  раскаленным стеклом, садится на маленькую скамеечку и, оперев на невысокий щит трубку, начинает щипцами вытягивать массу и придавать ей форму. В результате вырисовывается фигура лошади. Когда мастер устанавливает вздыбленную фигуру коня, гид комментирует:
            - Скульптура почти готова, сейчас температура стекла около 700 градусов. При такой температуре стекло считается холодным для работы, и потребуется около 2 часов, чтобы изделие остыло и стало безопасным.
            Мастер подносит изделие на столик, стоящий на середине мастерской. Присутствующие аплодируют, восхищенные мастерством стеклодува. Нас ведут в музей стекла, расположенный здесь же, где можно купить изделия из стекла, тут же фигурки лошади, изготовленные при показах, по 10 евро.
            Выйдя из мастерской, мы направляемся по набережной к главной площади. Проходя один из узких каналов, видим знаменитый мост Вздохов, упирающийся своими концами в здание тюрьмы Карчери и дворец Дожей. Легенда гласит, что, когда осужденных выводили из здания тюрьмы по этому ажурному мосту казнь, то они  бросали последний взгляд сквозь решетку окна мостика и вздыхали. Красивая и одновременно страшная легенда… В этой тюрьме из больших каменных блоков сидел Казанова, и ему удалось бежать, что при виде мрачного каземата кажется невозможным.
           Мы проходим мимо мраморного дворца Дожей с филигранным фасадом и элементами  венецианской готики. Ажурные мраморные аркады в два яруса придают дворцу воздушность и легкость. Его строили несколько столетий с ХII века. Здесь размещалась резиденция дожа и правительства. В центре здания богатый балкон для дожа с фигурой Венеции скульптора Виторриа над балконом.
            Выходим на набережную Моло, где у берега плавно покачиваются черные гондолы, и оказываемся на знаменитой Пьяццетте – площади между лагуной и площадью Святого Марка. Кто не мечтал хоть раз постоять на ней?! Перед нами две знаменитые колонны из монолитного гранита со скульптурами льва на одной и скульптурой святого Федора с драконом на другой. Эти колонны – своеобразные ворота города, символизирующие силу и непобедимость Венеции, были вывезены из Сирии. В давние времена между колоннами совершались казни, и это создало примету, что нельзя проходить между ними. Конечно, я не знала этого раньше и не помню, проходила ли я – ведь я несколько раз прогуливалась по площади.
            Площадь Святого Марка… Наполеон назвал ее самой красивой площадью Европы.  Площадь (176х82м) – место официальных церемоний и народных празднеств. Множество голубей полноправно разгуливает по площади, нисколько не пугаясь людей, наоборот, люди с опаской проходят мимо, предупрежденные гидом. Собор строился несколько столетий с ХI века, над его обликом работало множество венецианских мастеров и художников.
              Напротив дворца Дожей – здание библиотеки в стиле эпохи Возрождения. В ХVI веке ее строил знаменитый архитектор Сансовино. Здание с двумя рядами аркад и колоннами украшено  наверху скульптурами, оно очень гармонично сочетается с дворцом Дожей.
              Главное украшение площади – собор Святого Марка  с 5 куполами. Собор сложен из кирпича и обложен мрамором. Яркая и красочная мозаика на фасаде – знаменитая композиция «Страшный суд» заслоняет собой все скульптурные элементы, ты сосредотачиваешь все внимание на ней. Как будто алтарь вынесен прямо под открытое небо и вся площадь – это огромный собор…
              Мы идем под удары колокола на Башне Часов, что придает нашему шествию торжественность и символичность. На прямоугольном здании из четырех ярусов, над аркой расположен циферблат с отмеченными часами и лунными фазами, положением солнца среди знаков зодиака и датами. Прямо над циферблатом статуя мадонны и золоченный лев на фоне звездного неба.
              Подходим к главному символу города – колокольне Кампаниле – кирпичной квадратной башне высотой 98,6 метров с высоким шатром наверху, украшенным мрамором. На самом верху высится 5-тиметровая золоченная флюгер-статуя архангела Гавриила, переливающаяся в лучах солнца. Все 5 колоколов башни имеют свое предназначение: отмечают полдень, призывает людей на работу, сообщает о заседаниях и казнях.
             Справа от колокольни на постаменте для штандартов установлены 3 высоких флагштока с развевающимися знаменами: темно-малиновым флагом Венеции, с золотым крылатым львом флагом венецианского кардинала и красно-бело-зеленым флагом Италии.
             Входим в колокольню через массивные ворота Лонжетты – небольшой открытой галереи, построенной в ХVI веке архитектором Сансовино для защиты стражи дворца Дожей от непогоды.  Лонжетта декорирована разноцветным мрамором.
             Поднявшись на лифте на смотровую площадку колокольни, получаешь возможность обозревать со всех сторон всю Венецию и лагуну. Красота! Оранжевые черепичные крыши тесно стоящих старых домов, узкие каналы и возвышающиеся колокольни церквей – панорама города.
              С колокольни хорошо просматриваются золоченные башни, скульптуры святых и ангелов на крыше собора Сан-Марко, бронзовая квадрига несущихся лошадей, изготовленная еще в античные времена в Греции над мозаикой  «Страшный суд», скульптура богини Правосудия над ними. Фигуры мавров Башни Часов рядом с огромным колоколом, отбивающие каждый час, кажутся еще более загадочными.
             Слева от города виднеется маленький остров Сан-Микеле – городское кладбище. Остров мертвых с темными кипарисами и белыми стенами… Церковь Сан-Микеле ин Зола из белого камня  и кирпичная колокольня. Здесь нашли приют наши знаменитые соотечественники: Игорь Стравинский, Иосиф Бродский и Сергей Дягилев… На могиле Дягилева всегда лежат старенькие пуанты, как знак уважение за его заслуги в развитии русского балетного искусства за пределами России. И такого человека хоронили на средства поклонниц - своих у него просто не было...