Университеты учителя Урванцева

Ирек Фатхелисламов
                Виктор Дмитриевич Урванцев трудовую деятельность начал в 1965 году в Жилёвской средней школе учителем физической культуры, а когда образовалась вакантная должность историка, с большим энтузиазмом взялся  вести и предмет. Приход в школу молодого человека с опытом армейской службы решил ещё один вопрос - о военном руководителе. Возможностей проявить себя было много, и молодой педагог с головой ушёл в работу…

                Он ровесник нашего города. Родился в 1939 году в Ступине. Родители - выходцы из крестьян, уроженцы деревни Починки, Сусанинского района Костромской губернии. В начале 30-х годов переехали в Подмосковье. Отец работал портным, а мать трудилась уборщицей. Когда началась Великая Отечественная война, Виктор с сестрой и мама остались одни, без кормильца. До конца войны отец считался без вести пропавшим. Оказалось, что всё это время он находился в немецком плену, откуда его в 1945 году освободили американцы.
                Роль сестры в жизни Виктора была огромной. После ухода из жизни родителей она помогала ему во всём, а он как мог, помогал ей. Когда её не стало, он как будто осиротел…
 
               - Профессию «педагога» я не выбирал, и даже не мечтал о ней, - удивляет меня Виктор Дмитриевич, учитель 45 - летним стажем, отвечая на вопрос: «Не по призванию ли стал педагогом?». – Всё произошло спонтанно, в последние месяцы службы в армии. Тогда вышел совместный приказ министра обороны и министра народного образования о подготовке для поступления в высшие учебные заведения солдат и сержантов последнего года службы, имеющих среднее образование.  Более трёх месяцев, без отрыва от службы, мы, будущие абитуриенты, грызли гранит науки. Как выяснилось, запасы знаний, полученные в школе, были весьма скудными. В ходе учёбы нам выдали справочник высших учебных заведений страны. Благодаря справочнику я впервые узнал о Московском областном педагогическом институте им.  Н.К.Крупской...    
                - Виктор Дмитриевич, расскажите немного о годах армейской службы.
                - После окончания средней школы в 1958 году меня призвали в Советскую Армию. Попал служить в войска ПВО страны. В городе Дербенте меня выучили на радиотелеграфиста и назначили в штат передвижной радиостанции. За годы службы приобрёл хороший опыт, тал радиотелеграфистом первого класса. Кстати, давайте напомним нормативные требования для радиотелеграфиста первого класса. Передача скольких телеграфных сигналов кодом Морзе в минуту является нормой? Необходимо было передавать 24 цифровых или 28 буквенных сигналов. У меня наилучший результат  30 и 35 сигналов соответственно.
                - А на приём?
                - Принимал 32 цифровых сигналов Морзе кода, при норме 28.
                В части наш герой продолжал заниматься вольной и классической борьбой. Этими видами борьбы он увлекался в годы учёбы в средней школе № 2, посещал спортивную секцию на стадионе «Металлург».  Также играл в футбол, в хоккей и в настольный теннис. Одним словом, спорт был неотъемлемой частью всей его сознательной жизни.
                - После полугода службы я уже стал чемпионом Дербента по вольной борьбе, - продолжает рассказ Виктор Дмитриевич. Не прошёл и год, меня перевели в Прибалтику, в город Лиепая. На новом месте  службы любимый  вид спорта  я не забросил. Занимался в спортивном клубе военных моряков, участвовал в войсковых и городских соревнованиях. Повторяя свои достижения в Дербенте, чемпионом города стал уже в Лиепае. Три года срочной военной службы пролетели незаметно.  Пришло время поступать в институт. По этой причине в августе месяце меня досрочно демобилизовали. 
                - И куда же Вы подали заявление?
                - В Московский педагогический институт им. Н.К.Крупской. Если рассуждать здраво, то мне, как спортсмену - разряднику, нужно было поступить на факультет физической культуры. Но, оценив свои возможности, подал документы в исторический факультет.
                - Вас привлекла карьера историка?
                - На историческом факультете надо было сдавать меньше экзаменов. Мои скромные теоретические знания не позволили бы наравне состязаться с другими абитуриентами по всем пяти вступительным экзаменам на факультете физической культуры. Но всё-таки я добился своей цели, как говорится в поговорке, «не мытьём так катанием». Параллельно с учёбой на истфаке, посещал занятия на факультете физкультуры.
                -И получили ещё одну специальность?
                - Так точно! По окончанию вуза получил два диплома по специальности «Учитель истории и обществоведения» и  «Учитель физкультуры».
                - Виктор Дмитриевич, расскажите о годах работы в школе № 4.
                - Это самое интересное время моей педагогической биографии.
                Работа военного руководителя принесла мне много радостных переживаний. За отличные результаты в военно - патриотической работе школа удостоилась высокой награды - шашки бойца Первого гвардейского кавалерийского корпуса генерал - майора (в годы войны дослужился до генерал - полковника.-И.Ф.) П.А. Белова. Юноармейцы нашей школы дважды защищали честь города на областных соревнованиях Всесоюзной пионерской военно - спортивной игры «Зарница». Показательно то, что для дополнительных занятий с ребятами при помощи командования местной воинской части в школе был оборудован класс радиотелеграфистов. В условиях средней школы я готовил ребят для службы в подразделениях связи.
                - Вот как раз этого и требует Президент РФ сегодня, - отмечаю я. -  В условиях сокращения сроков срочной службы до года призывники должны прийти в армию, имея военно - учётную специальность. «Есть такая профессия - Родину защищать», - говорил один из героев замечательного кинофильма «Офицеры»…
                - Не подсчитали, ради интереса, сколько ваших воспитанников поступило в военные учебные заведения?
-  Чуть более 30 выпускников школы, стали офицерами, - отвечает учитель. - Если задуматься по происшествию прожитых лет, то уроки по начальной военной подготовке для будущих защитников Отечества стали  школой подготовки для службы в армии.
                Даже летом Виктор Дмитриевич трудился вожатым в пионерских лагерях. С собой брал сына и дочь, чтобы они не только отдыхали, но и наблюдали за профессиональной деятельностью отца.
                - Вашим следующим местом работы стало медицинское училище…
                - Именно так.  С 1986 года работаю в медицинском училище преподавателем физкультуры, принимаю посильное участие в подготовке средних медицинских кадров для города и района.
                - Много лет на одном месте и ежедневно одна и та же работа... Не скучное ли это занятие?
                - Все 45 лет я с удовольствием хожу на работу. Каждая новая встреча с учениками приносит мне радость. Представляете, за это время ещё ни разу не усомнился в правильности выбора профессии учителя! С годами выработалось и профессиональное учительское кредо. Оно у меня звучит так: «Всё что знаешь, и умеешь, передай тем, с кем работаешь».
                - Вы же были и депутатом? – задаю я очередной вопрос.
                - В начале 90 - х годов мне было оказано большое доверие. Мою кандидатуру выдвинули в депутаты городского совета. Здесь я исполнял обязанности председателя комитета по здравоохранению и спорту.
                - Извините за не скромный вопрос: «Вы ветеран труда?»
                - К сожалению, нет. За 45 лет работы на педагогической ниве до этого
 звания ещё не дослужился, - говорит нарочито серьёзным видом ветеран и тут же от души смеётся. -  Юмор лечит душу! Когда смеёшься, то молодеешь душой, не думаешь о жизненных невзгодах!
                Не парадокс ли, что человек трудившийся всю свою сознательную жизнь, не получил звания ветерана труда. По ныне существующему законодательству ветеранами труда являются: лица с трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, награждённые орденами и медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде. Как я выяснил, у учителя с 45 летним стажем нет ни орденов с медалями, ни почётных званий, а также Почётной грамоты федерального министра… Из нашего разговора я понял главное: ни в медалях счастье у моего собеседника, а в посеянном добре в душах учеников, в их умении бережно относиться к своему и чужому здоровью. Тем более, что для будущих медиков  понятие «здоровье» приобретает ещё и профессиональное звучание...
                - Виктор Дмитриевич, а в свободное от работы время, чем занимаетесь?
                - Я люблю животных: развожу кроликов, кур, аквариумных рыбок. Кроме них, у нас дома живут собака и два кота. У меня есть и хобби: собираю декоративные пивные кружки.
                - Какие книги читаете?
                - В основном на историческую тему...
                - Есть у Вас любимые артисты?
                - Обожаю Черкасова, Тихонова, Ульянова и многих других. Из зарубежных  киноартистов, моими кумирами являются  Ричард Гир, Стивен Сигал, Ван Дам.
                - Что хотели бы пожелать читателям?
                - Всем желаю добра и здоровья…
                А мы в свою очередь, в год учителя желаем Виктору Дмитриевичу долгих лет жизни и дальнейших успехов в его нелёгком педагогическом труде. Как говорил древнегреческий поэт - комедиограф Менандр: «Живёт лишь тот, кто не для одного себя живёт». Это в полном смысле слова относится и к нашему герою - Учителю с почти полувековым стажем…