Есть такая профессия

Ирек Фатхелисламов
                Трудовые будни 14 - летнего паренька Саши Воробьёва начались на Озёрском хлопчатобумажном комбинате, где работал шорником.
                - Только не думайте, что профессия эта связана со сбруями для лошадей, - предупреждает меня Александр Васильевич в самом начале нашей беседы. - Лошади здесь не причём. Моя специальность связана с хлопкосырьём.
                Когда началась Великая Отечественная война, Саше  было 15 лет. Он жадно слушал ежедневные сводки Совинформбюро о положении дел на фронтах, в советском тылу, на занятой врагом территории.
                - Занятия всеобуча для меня были какой - то отдушиной, - продолжает ветеран. (От автора: в соответствии с постановлением ГКО от 17 сентября 1941 года «О всобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», уже чере месяц во всеобуче  начали регулярно заниматься 2,5 млн человек).               
                - Когда вручали повестку в армию, мне уже было 17 лет, - говорит Воробьёв, - призыв в Вооружённые Силы воспринимали как чисто мужское дело.  Что касается занятий, то там  с нами занимались строевой, огневой и инженерной подготовкой. Думаю, вводив всевобуч, наши тогдашние руководители поступили мудро. Чего не скажешь  про нынешних чиновников, когда из школьной программы изъята такая дисциплина, как «Начальная военная подготовка». Я, например, идя в армию, уже умел стрелять из винтовки, разбирал и собирал её, знал некоторые приёмы рукопашного боя с оружием, метал точно в цель ручные осколочные и противотанковые гранаты, мог рыть и грамотно оборудовать щель для стрельбы стоя и другое. Всё это потом мне очень пригодилось.
                Поинтересовался, как сложилась его боевая биография?
                - Со сборного пункта военкомата прямая дорога лежала в Москву, а оттуда в учебное подразделение первого запасного полка связи, который находился в Сокольниках.  Нас, курсантов, в течении шести месяцев, готовили по специальности телефониста.
                Учёба нас закаляла нас, делала профессионалами в области кабельной связи. Представьте себе, какими качествами  надо было обладать, чтобы, прицепив на сапоги когти, лезть в любой холод на обледенелый столб, который был специально приготовлен в качестве учебного оборудования. Причём не просто забраться наверх, а произвести там определённую манипуляцию и при этом уложиться в норматив! После окончания учебы направили линейным надсмотрщиком в 450 - й отдельный дивизион связи, который находился под Воронежом, на окраине города Калач. Обеспечивали связью  Степной (с 20.10.1943 г. был переименован во 2 - й Украинский) фронт. Я заботился о бесперебойной связи на порученном участке. Несмотря на бомбёжки, обстрелы, пургу и холод, вовремя устранял  обрыв телефонного кабеля.
                Затем, из - под Воронежа, в составе фронта следовали в Венгрию. Войну закончил рядом с Будапештом.
                Вот так, как - то очень обыденно, и нарисовал войну старый солдат, бывший рядовой непобедимой армии страны Советов. По его словам выходит, что он ничего героического не совершал, выполнял лишь свой долг. Да, именно чувство долга зачастую, заставляло людей перебороть в себе и страх, и смертельную усталость, и в решающие минуты пойти в смертельный бой с врагом за Родину и за жизнь на Земле.

                Из досье автора:

                Александр Васильевич Воробьёв, 1925 года рождения, уроженец с. Отрадовка, Екатериновского района, Саратовской области. В ряды РККА призван Озёрским РВК Московской области в январе 1943 - го, демобилизован из Вооружённых Сил СССР в апреле 1949 - го. Служил телефонистом, воинское звание - рядовой. Прошёл боевой путь от Москвы до Будапешта.  Награждён орденом  Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда» и другими.
                В Ступине А.В.Воробьёв проживает с 1964 года. Его трудовая биография послевоенных лет связана с 54 - м цехом  Ступинского металлургического комбината.

                P.S.

                На днях, по рекомендации председателя Ступинского совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов Евгения Николаевича Борисова я посетил участника битвы под Москвой старожила Сушон Григория Абрамовича. Он участник ВОВ, инвалид 1 - й группы по зрению. Ветеран из дома не выходит, потому что около дома нет скамейки, чтоб присесть. При беседе (во время беседы присутствовал сын Анатолий) Григорий Абрамович жаловался на чёрствое отношение со стороны управдома. Вот уже в течение двух лет он кормит его одними обещаниями, вместо того, чтобы поставить беседку около дома инвалида (адрес ветерана: п. Белопесоцк, ул. Коммунстрой, д. 3, кв.13).
                Еще один участник битвы под Москвой - старожил Павел Александрович Буханов (проживает по адресу: ул. Калинина, д.23, кв.1),  добивался внимания со стороны начальника ЖЭУ - 3 также в течение двух лет. Начальник повернулся лицом к инвалиду только после выступления районной газеты «Ступинская панорама».