Золотой Иерусалим. окончание

Лев Израилевич
        Кафоликон. Центральный Греческий Придел.
        фото с сайта: jerusalem-korczak-hom.com

Ещё римские императоры обещали евреям восстановить Храм. Однако к великой скорби избранного народа обещаний своих не сдержали. Мало того, святой для евреев город они превратили в центр язычества.

За семь веков до мусульман на горе Мория, на месте Второго Храма, римляне возвели своё святилище. В честь императора Адриана. В городе появились языческие храмы Венеры, Юноны и Минервы. Были сооружены две триумфальные арки.

Иерусалим переименовали в Элию Капиталину. Обнесли стеной. Над одними из ворот этой стены была установлена скульптура головы свиньи. Эмблема X римского легиона, покорившего город.

Но, несмотря на все усилия захватчиков, изменить облик города они не смогли. Иерусалим для евреев всего мира всегда оставался святым местом. Центром духовности, куда они всегда стремились вернуться. Хотя бы в качестве паломников.
 
От гигантского сооружения Второго Иерусалимского Храма до сегодняшнего дня сохранилось всего лишь 156 метров западной стены. Теперь её называют Стеной Плача.

В какой-то мере она исполняет функции Храма. Правда, так было не всегда. До середины XVI века евреи предпочитали молиться у более величественной восточной стены Храма. И только в XVI столетии западная часть стены стала главной иудейской святыней.

Впоследствии именно её назвали Стеной плача. Согласно иудейским канонам каждый правоверный  еврей должен придти сюда не менее трёх раз в год, чтобы помолиться и изъявить искреннюю скорбь по разрушенным Первому и Второму Храмам.

Как-то в Париже во время экскурсии гид рассказал нам такую легенду. Однажды Наполеон в день девятого ава, когда все религиозные французские евреи скорбели по разрушенным Храмам, проезжал со свитой по столице.

 Увидев возле одной из синагог плачущих евреев, он спросил у сопровождавшего его генерал-адъютанта: «Почему плачут эти люди?». Послали узнать. Когда посланец вернулся, и объяснил причину скорби, император задал ему ещё один вопрос: «А когда это случилось?». Узнав, что иудейские храмы были разрушены ещё до новой эры, Наполеон задумался, а потом сказал: «Это люди истинной веры, если они плачут по трагедии, произошедшей так давно»

К Стене Плача может подойти человек любой нации и вероисповедания. Даже атеист. Женщины подходят к правой стороне Стены, мужчины – к левой. Есть некоторые ограничения по части одежды. Дамы, молодые и старые, должны по возможности полнее прикрыть свою наготу. Мужчины прикрывают только голову. Кипой, шляпой либо другим головным убором.
 
Если желания помолиться не возникло – не беда! Можно обратиться к Всевышнему письменно. С просьбой или покаянием. Для этого всего лишь нужно заранее написать записку, и вложить её в расщелину между камнями.

 Кто его знает, каким образом почта попадает на небеса. Но точно известно, что иерусалимский муниципалитет выделил для захоронения записок, которые дворники периодически извлекают из расщелин, специальный земельный участок.
               
Первый и Второй Храмы были воздвигнуты на горе Мория. Или как её называют теперь Храмовой горе. Точного определения слова «Мория» я не нашёл. Но библейская этимология трактует его так: «Господь указывает или усматривает место, которое предназначено стать высшей святыней Израиля».

 В народе это слово толкуется иначе. А именно, как страх перед Богом. На этом месте молился праотец Яков, с трепетом сказавший: «Как страшно это место!» Страх был вызван видением строительства Храма и последующим его разрушением. Потом Якову привиделось и его восстановление. Однако страх был сильнее чувства радости.
    
Иерусалим – город трёх религиозных святынь. Про главную иудейскую святыню я вкратце рассказал. Что касается христиан, то местом пребывания бога для них стала церковь  Гроба Господня. Её называют также  храмом Воскресения Христова. Храм был заложен византийской царицей Еленой в 326 году. Современное здание построено в 1130-1149гг.
 
Рядом с церковью Гроба Господня находится святая для христиан гора Голгофа. Во времена Христова здесь казнили преступников распятием на кресте. Такая казнь тогда  считалась позорной смертью. Осуждённый сам тащил на Голгофу крест, на котором затем его распинали.

Иисус Христос тоже преодолел этот путь. Теперь его называют Скорбным Путём или Виа Долороса. Он начинается у Львиных ворот, и заканчивается у Гроба Господня. Это небольшая часовня из розового мрамора, расположенная посреди церкви Гроба Господня.
               
Мусульманские святыни расположены на Храмовой горе. Это мечети Омара и аль-Акса. Мечеть Омара названа в честь мусульманского завоевателя Иерусалима. У неё есть ещё одно название. «Куббат ас-Сахра», что означает купол над скалой. Мечеть аль-Акса у мусульман считается третьей по святости. После святых городов Мекки и Медины. Её название с арабского переводится как «крайняя» или «удалённая».
               
В XIX веке Россия построила в Иерусалиме так называемое Русское подворье. Это один из старейших районов в центре Иерусалима недалеко от Старого города, часть Русской Палестины. Здесь находятся Свято-Троицкий собор, Русская Духовная Миссия и несколько подворий для приема паломников. Общая площадь участка около 7га.
 
До начала шестидесятых годов XX века весь этот комплекс принадлежал СССР. В 1964 году все здания Русского подворья за исключением Свято-Троицкого собора, здания Русской Духовной Миссии и Сергиевского подворья были проданы советским правительством государству Израиль по так называемой «Апельсиновой сделке». После развала СССР Россия оспорила законность сделки. Почти 15 лет шли переговоры. В прошлом году Россия, вроде бы, выкупила, наконец, своё былое имущество.

Я неоднократно бывал в Иерусалиме. И каждый раз казалось, что попадешь сюда впервые. Еврейская столица производит ошеломляющее впечатление. С незапамятных времён пророки, мудрецы и поэты наделяли Иерусалим всевозможными эпитетами.

Так они выражали любовь, надежду и глубочайшее уважение своего народа к главной иудейской святыне. Вот только некоторые из этих эпитетов: «святой город», «город Бога», «город Справедливости», «Вершина Мира» и т.д. и т.п. А всего у Иерусалима имеется семьдесят названий, упоминаемых в Библии.

Ровно столько, сколько существует имён у Бога. Дело в том, что религиозная иудейская традиция запрещает произносить вслух подлинное имя Бога. Вот ему и придумали семьдесят псевдонимов.