Червяк сомнения

Таня Устоева
Нарисовал один художник картину. В духе примитивизма. И выставил на всеобщее обозрение. В галерее. В приличной такой галерее. Для эстетов. Простая публика туда редко ходила. Хотя и ее тоже пускали. Но та туда не рвалась. Во-первых, от метро далеко. Во-вторых, парковка рядом платная, а так просто не поставишь – одни охранники кругом да Мерседесы с Ауди. А в третьих, и картины так себе. Ничего не поймешь. Пятна всякие и мазня. Ни березок родных, ни осин - одна порнография, как выражалась прежняя соседка  художника по подъезду, лимитчица с красильной фабрики. Потом ее «расселили»  и теперь рядом с художником жили «новые русские».
На картине художник изобразил зеленое яблоко  лежащее на оранжевой тарелке. И все, больше ничего. Так он ее и вывесил. Безо всего  и без подписи. Это раньше художники все подписывали типа «Битва при Ватерлоо»  или «Вид из окна». А потом уже «Этюд № 6», А теперь уже мало кто картины подписывает, так только иногда, сзади  на холсте, чтоб самому не забыть, чего нарисовано. Вдруг биографы интересоваться начнут.
И вот презентация. Все, как всегда. Шампанское с фруктами в шоколаде на палочках  и банкиры с эскортом.  Дамским - который за деньги эскортирует. Фирмы такие есть. Многие пользуются. Кто при деньгах, конечно. Ходят  и обсуждают.
Вот и возле Петиной картины народ образовался. Один заявил, что творец всегда изображает себя в своем творчестве. Типа, что Флобер утверждал, что  «Мадам Бовари это я».  Ну, и целая дискуссия возникла. Один стал утверждать, что художник – это яблоко. Обычное российское зеленое яблоко, малость корявое и не слишком чистое. Другой начал спорить, что ничего подобного. Что художник солнцепоклонник-язычник и поклоняется дневному светилу.
-Смотрите, какая у него тарелка эффектная. Большая и ярко-оранжевая, прямо светится. Явно, что художник с помощью такого простого метода совершает обряд поклонения Гелиосу.
-Нет -  воскликнул третий – Вы не сможете меня убедить в такой ерунде. Автор картины явно изобразил себя в виде червяка. Как бы червяка сомнения. Я прямо чувствую, какой он толстый, липкий и прожорливый.
Первый спорщик спросил:
-Ну, и где твой червяк? Ни входа в яблоко, ни выхода. С чего ты взял, что там червяк живет.
Третий банкир рассмеялся:
-Интуиция. Помнишь, неделю назад у меня кредит Жорик просил, а я не дал. Соврал, что денег нету. А Витек дал. Ну, и где они теперь оба?
Мужики грустно покачали головами. И второй спросил:
-А почему ты ему не дал?
Третий ухмыльнулся:
-Интуиция. Вот прямо чуял, что его скоро  посадят, а фирму рейдеры на клочки растащат. Так и тут. Вы вглядитесь получше в это яблоко и почувствуете, что там живет червяк.
Первый и второй банкиры внимательно посмотрели на картину и воскликнули в один голос:
-Е-мое, точно! Вон же  в самом низу пятнышко. Ну, ты даешь! Как же ты его углядел?
Третий усмехнулся:
-Опыт большой. Давно тружусь в российской действительности. Вот и видишь все. И то, чего есть  и то, на что тебе как бы намекают.
Мужики переглянулись.
Третий сказал:
-Все, покупаю картину. Буду по ней заместителей себе подбирать. Кто увидит червяка - беру, кто нет, выгоню к чертовой матери.
Позвали художника. Стали цену обговаривать. Договорились, и тут первый не выдержал  и спрашивает:
-А что Вы хотели сказать этой картиной?
Посмотрел Петя на него грустно и говорит:
-А это я изобразил свою детскую мечту. Давно хочется жить не в нашей действительности. А в другой. Более, так сказать, ароматной.
Мужики переглянулись  и сразу вспомнили старый анекдот. Старый-престарый. И довольно пошлый. Про червяка.
Хотя и правильно отражающий суть.
Это Наша Родина, сынок.
Наша Раша.

АНЕКДОТ
Для тех, кто его не знает. Вдруг такие имеются.

Сидит семейка червяков в дерьме. И сынок спращивает:
-Папа! А почему мы тут живем? Другие вон кто в яблочке, кто в персике.
А отец ему отвечает:
-Потому, что это наша Родина, сынок.