Банальная история

Медведева Ада
  Ура ,наконец-то каникулы!
Позади сессия и первый курс.
Мы счастливые и ошалевшие валяемся на пляже "Дельфин",это был 1975 год.
Недалеко группа курсантиков из "вышки" режется в дурака.
Bдруг солнце закрывает чей-то силуэт,затем фигура опускается возле меня на песок:
-Привет.
-Привет?
Я подымаю голову ,голос принадлежит белобрысому парню.
-Что не узнаеш?Я Олег ,мы жили в четвертой квартире.
-А…ты сын тети Тани,вы переехали в центр лет семь назад.
Ну и как вы там?
-Нормально,батя  ходит капитаном на сухогрузе.Я третий курс закончил,скоро плавпрактика.
Ну все ,пошел привычный выпендреж.Парень забыл,что я не дурочка приезжая,при слове "моряк" в осадок не выпадаю.
-А,как тетя Таня?
Задаю вопрос исключительно из вежливости.
-Преподает в универе.
Светскую беседу прерывает крик одного из курсантов:"Олег,нам пора"
-Может встретимся?
-Когда?
-Завтра,возле оперного,в семь



******
На следующий день  на пляже к нам присоединяются парни из Мединститута.
Маринка,моя подружка,с ними знакома.
Она тоже учится в медине,но ребята старше,последний курс.
Особенно хорош Игорек,высокий,темноглазый,темноволосый,остроумный.
По- моему я ему понравилась,но тут Маринка идет в наступление:
-Ида,по-моему ты опаздываеш.
-Куда?
-Ну,как же?Олежек ждет.
Понятно,ей тоже понравился Игорек.Ладно, не буду мешать.Тем более мне действительно пора.Собираюсь,ухожу,хотя не очень хочется.
К оперному подваливаю с небольшим опозданием,прямо с пляжа.
Вид еще тот.На мне застиранный сарафан,на ногах вьтнамки,волосы от соленой воды,как пакля.
Олега нет,жду пятнадтнадцать минут и уже собираюсь уходить.
Неожиданно подбегает незнакомый парень.
-Ты,Ида?
-Да.
-Олег не придет,их срочно отправили на корабль,еще утром.
-А ты кто?
-Я Эдик,учусь в водном,у меня практика в порту.Твой приятель перед посадкой
меня увидел и попросил тебя предупредить.
Настроение падает,надо же, на пляже осталась веселая компания,свидание сорвалось.
-Может пойдем,посидим в кафе? –Эдик подает голос.
-Ладно,пошли.
Сидим в кафе,едим мой любимый пломбир.Эдик провожает до дверей квартиры,сдает на руки бабушке,открывшей дверь.
Cемья в восторге.Наконец-то девочка встречается с хорошим ,еврейским мальчиком.
У меня появляются новые знакомые.В выходные ,с Эдиком,еду на пляж на десятую Фонтана.Он с друзьми пишет "пулю",а я сижу с дамской половиной компашки и выслушиваю бесконечные рассказы о жизни,уехавших за границу
родственников,о посылках из Нью-Йорка.
Вечером все встречаемся на бульваре,возле автоматов с газировкой.
Девчонки одеты,как с картинки,но разговоры все те же,с разницей,что в них принимают участие и парни.
Мне скучно,тянет на "Дельфин" к Маринке,но обижать Эдика не хочется.
За мной впервые серьезно ухаживают,знакомят с родителями.
Эдик внимателен,когда провожает  мы стоим между этажами и целуемся.
Ничего большего он себе не позволяет.Ровно в одиннадцать сдает меня на руки семье.


Маринка

Маринка мне больше,чем подружка,она мне ,как сестра
Ее отец,молоденький лейтенант,погиб на границе.Марине было два года.
Тетя Валя с дочкой вернулась в город,где когда-то училась и познакомилась с мужем.Через короткое время она стала одним из лучших гинекологов города.
Когда была на работе ,Марину из сада,а потом и из школы, вместе со мной
забирал мой дед.Марина ела,делала уроки,ночевала у нас.Через несколько лет
тете Вале предложили хорошую квартиру,но в другом районе.Она отказалась.
Работая сутками,она не беспокоилась о дочке,знала,что девочка сыта и присмотрена.
В последнем классе школы началась эпопея с поступлением в институт..
-Валя ты что себе думаеш?Нужно брать репетиторов,-заявила моя бабушка.
-Софья Марковна,зачем?Марина хорошо учится,идет на медаль
-Тебе,что,денег жалко на ребенка?Даже с медалью надо набрать баллы.
Перешла в наступление бабуля.
Тетя Валя сдалась,моя не очень образованная бабуля  в житейской ситуации была мудрец.
В том, что Марина поступит в медин,сомнений не было.Бабушка нашла ей репетиторов и теперь следила,чтоб девочка не пропускала дополнительные занятия.Тетя Валя взяла еще дежурства в больнице.
Как мы все радовались,когда Марина увидела свою фамилию в списках поступивших.Вечером бабуля закатила шикарный ужин с шампанским.
Я несла посуду на кухню,но остановилась, услышав разговор .
-Спасибо,Софья Марковна,поступление Марины Ваша заслуга.
-Не зачто Валюша,Мариночка нам ,как родная.
-А почему вы Иде не взяли репетиторов?
-А зачем? Строительный не медин.Не поступила бы –пошла б в техникум.
Ты ж знаеш ,куда она хочет,с "пятой" графой нечего соваться.

Я

Меня ,как вы поняли,зовут Ида.Мои родители развелись сразу после моего рождения.Мать вышла замуж и уехала в Москву.Отец тоже не остался одинок.
Его я видела чаще ,чем маму,отец жил на соседней улице.
Несколько лет назад,он уехал с семьей в Америку,не могу сказать,что сильно огорчилась.Раз в два месяца мы ходили на почту за посылкой.
Одета я была не хуже дочек моряков.Что мне не подходило ,бабушка отдавала
знакомой спекулянтке.На эти деньги, в основном ,и жила наша семья.
Еще изредка подкидывал мой дядя из Австралии.Приходили молчаливые люди,
приносили деньги.Дедуля шел на почту и отбивал условленную телеграмму в Сидней.

******
Прошло лето,снова занятия.Марину почти не вижу .Роман с Игорьком в разгаре.
Наконец-то мы вдвоем сидим в кафе и сплетничаем.Игорек с родителями укатил на свадьбу в соседнюю Молдавию.Несколько дней Марина только моя.
У Эдика курсовой,уже неделю мы не видемся,только болтаем по телефону.
После кафе идем прогуляться в парке.Маринка рассказывает об Игоре.Он очень талантливый,ему прочат большое будущее.Марина уверена,что быть ему
блестящим хирургом.
-А твой как?-неожиданно она спрашивает меня.
-Боится,что после окончания распределят к черту на рога.
Впереди маячит парочка,они стоят на аллее,парень целует девушку.
Мы уже собираемся свернуть,чтоб не мешать…
-Эдик!!!! –я узнаю ,целующегося парня.
Дальше помню все смутно.
Ком в горле.Эдик,Марина и незнакомая девушка что-то мне говорят.
Слезы текут по щекам,я убегаю.
**********
Лежу дома ,лицом к стенке.Сегодня выходной,но идти никуда не хочется.
Бабушка обращается со мной,как с больной.
Эдик звонил дважды,но я отказалась с ним говорить.
Приходили Игорек с Мариной,такие счастливые…
Марина рассказала,что Эдик давно любит ту девушку.Год назад они хотели пожениться,но семья встала на дыбы,мамаша кричала:
-Шиксы в моем доме не будет.
Вот ребята и ушли в подполье,я была вроде прикрытия.
Эдик ,встречаясь со мной,успокоил маму.
Хороший,любящий сын.Мои чувства его не волновали.

***********
Постепенно я успокаиваюсь,затягивает студенческая жизнь.
К счастью,с Эдиком больше не сталкиваюсь.
В один из дней возле дома меня окликают:"Девушка,не проходите мимо"
Олег вернулся с плавпрактики.





Началась совсем другая жизнь.Я живу от одного свидания с Олегом  до другого свидания.Когда его отпускают из экипажа ,мы стараемся побыть вдвоем.На улице холодно,если не в кино,деваться нам некуда,но в компанию или в гости не тянет.Он провожает меня только до подъезда ,но я не обижаюсь.
Мы знаем, наши близкие будут врядли довольны,что мы встречаемся.
Однажды утром ,выйдя из квартиры,натыкаюсь на лестничной площадке на Игоря.Он закрывает дверь напротив..
-Игорек,привет- удивленно выдавливаю я.
Ты что здесь живеш?
-Да.Уже месяц.
Я понимаю ,что пропустила что-то важное.
-Мама устроила скандал.Или она –или Марина.
-А ты?
-Я?Ушел из дома.
-Ну и чем ей Марина не угодила?
-Тем же,чем  Олег никогда не угодит твоим.
Вечером ,дома,застаю потрясающую сцену.
Бабуля наезжает на Игоря.
-Молодой человек,не позорьте девушку.Вы обязаны жениться.
-Мы собираемся,Софья Марковна,после сессии-оправдывается Игорек.
-Вы что не хотите помириться с мамой?
-Хочу,но…
-Одно дело- непонятно кто,другое- жена.Знаю я этих еврейских мам.Сама такая.
Твою жену она примет.
-Вы уверены,Софья Марковна?
Бабуля развивает бурную деятельность,через неделю ребят расписывают.
Родители Игоря  приходят в загс,а непримиримая мамаша дарит невестке кольцо с большим бриллиантом.
Бабуля,как всегда,оказалась права.

******
В один из дней,выйдя из института,натыкаюсь на Олега.
Он читает в моих глазах немой вопрос и недоумение,обычно мы заранее договаривались о встрече,а тут…
-Не волнуйся,просто есть хорошая новость.
-Ты что сбежал из экипажа?
-Какая разница откуда я сбежал?Главное, мать улетает на неделю во Владивосток,встречать отца.Квартира в нашем распоряжении.
Не знаю ,что написано на моем лице,но Олежек сникает.
-Ты что не рада?
Я набираю побольше воздуха в легкие и выпаливаю:
-Когда и где встречаемся?
-Завтра ,справку от врача я сделал,могу недельку пожить дома.






********
Я впервые у Олега .Даже,когда он жил в нашем доме,я у него ни разу не была.
Квартира мне кажется огромной,высокие потолки,старинная мебель.
Олежка варит кофе,достает печенье.
Я чувствую себя не в своей тарелке.Чтоб как-то меня расшевелить Олег показывает семейные альбомы.На старинных фотографиях дамы в           длинных платьях.
Его отец четвертый капитан в  семье,моряками были дед и прадед.
Прапрадед был военным моряком.
Мне становится немножко обидно,я почти ничего не знаю о своих предках.
Фотографии у нас в доме послевоенные.Все,что было до войны сгинуло в гетто вместе с большой семьей.
Несколько раз в год в квартире горит  керосиновая лампа.
Бабуля ее зажигает в дни рождения тех,кто умер.
Полагается зажигать и в день смерти,но мы не знаем дату и как они погибли.
*****
Олежка включает магнитофон, танцуем под приятную медленную музыку.
-Идка,ты чего такая перепуганная?
-Мне страшно.
-Разве ты меня не любиш?
-Люблю,но я еще никогда и ни скем…
Он не дает мне закончить фразу,закрывает рот поцелуем,страх испаряется.
Я полностью доверяюсь Олегу.Он нежный,сильный,он знает ,как надо.
Через два часа мы лежим ,прижавшись друг к другу,мы единое целое,нам не нужно слов.Моя рука гладит такое родное лицо.Было больно,но ненависти,
причинивший мне боль, не вызывает.В сердце только любовь.
*****
Милый родной ,любимый,единственный.
Во всех языках мира не хватит слов,чтоб описать мои чувства.
Я люблю и любима.Каждая минута вместе – жизнь,расставание – смерть.
Греет только сознание,что день,другой и снова будет встреча.
Олег делает копию ключей от дачи.
Холодный,неотапливаемый дом становится нашим убежищем.
Сессию сдала чудом,Олегу предстояла очередная плавпрактика и последний курс.
Я отгоняла от себя мысли о будущем.Ни я ни Олег не строили никаких планов.
Мы просто жили тем ,что есть у нас сейчас.
****
Игорек закончил институт,но в аспирантуре его не оставили.
У его конкурента было неоспоримое преймущество – прекрасная анкета.
От распределения в глуш –спасло ,что жена студентка и связи родителей.
Как и год назад,я с подружкой на том же пляже,но сидим в тени.
Марина беременна и на солнце ей нельзя.
Как много событий произошло за год.
Подружка неожиданно заговаривает об Олеге.
-Ида,я думаю,что добром это не кончится.
-Тебе,что бабуля велела провести со мной беседу?
-Нет,хотя она все знает.
-Ты доложила?
-Зачем?Софья Марковна не слепая.И еще…
Марина прикусывает язык.
-Что еще?Давай выкладывай,раз начала.
-Тетя Таня была у вас дома.
-Когда?Зачем?
-Просила повлиять на тебя.Сказала,что ни перед чем не остановится.
-Почему мне не сказали?
-Дедуля ее выгнал и запретил бабуле даже говорить с тобой об этом.
-А ты откуда знаеш?
-Была у вас случайно,когда она пришла,прогнать меня не догадались.
-Ничего,Олег вернется с практики и что-нибудь придумает.
Они не смогут нас разлучить.
-Идочка,Марина с грустью смотрит на меня,есть вещи,которые ни ты ни он не могут изменить.
****
Я с нетерпением ждала осени.Лето тянулось бесконечно.
На пляж не тянуло.Рядом не было Олега и мир стал серым и скучным.Бабуля все-таки выпихнула меня на неделю в Москву.
Я наконец – то познакомилась с отчимом и сводными сестрой и братом.
Двойняшки были на два года меня моложе,но мама никогда их не брала,когда ездила меня навестить.
Последний раз она приезжала перед отъездом отца.
Мать категорически отказалась дать разрешение на мой выезд.
Из – за меня не уехали дедуля и бабуля,они не могли себе представить жизни без внучки.
Мама была внимательна,ее муж раздобыл билеты на самые интересные фильмы
Московского кинофестиваля.
Братик и сестренка балдели от моего южного говора и выражений,которые
я выдавала.Было здорово.
В Москве я вместо недели – гуляла три.
В последний вечер вся семья собралась в гостиной.
-Ида,нам нужно поговорить,начала мама.
Мы хотим ,чтоб ты переехала в Москву.
-А как же дедуля с бабулей,институт?
-Можно сделать перевод в такой же ВУЗ в столице.Я говорила с бабулей ,они не против.Настало время и мне,что-то сделать для тебя.
В висках у меня стучало только одно:Олег ,без него не смогу.
-Нет.Я хочу домой.
Утром отчим отвез меня в аэропорт.Никто не вышел из своих комнат попрощаться со мной.На меня смертельно обиделись.
-Не обижайся на них,ребята полюбили тебя.Им больно,что ты уезжаешь.
Отчим разговаривал со мной,как с нашкодившим ребенком.
-А мама?
-Ей больно вдвойне,она любит тебя.Так сложилось,что любила меня,а вышла замуж за твоего отца.Когда я вернулся с Севера уже родилась ты.Семья поставила ее перед выбором.Не осуждай ее ,что она выбрала любовь.
-Передайте,что я ее понимаю.Следующии каникулы буду у вас.
-Ты позвони,когда приедеш ,и сама ей скажи,обрадуй.
Так я и поступила.
Через много лет я узнала,что бабушка звонила маме и просила меня забрать.
Бабуля рассчитывала защитить внучку от того,что надвигалось....
****
Наконец-то вернулся Олег..Внешне все было ,как раньше,но в душе поселилась тревога ..
У Олега – последний курс,почти каждую неделю кто-то из экипажа женился.   .
Все старались уехать по распределению с женой.
В тот день я соврала,что еду в общагу к знакомой,
делать расчеты к курсовой,естественно, с ночевкой.
Мы снова  у Олега дома.
До моего прихода он накрыл стол.
У меня в сердце зашевелилась надежда…а вдруг …сегодня….я услышу то,
о чем давно мечтаю….
Олег весел,шутит,мы пьем коньяк,но в его глазах периодически мелькает
что-то ,чему я не нахожу объяснения и курит одну сигарету за другой.
Наконец-то ,он смотрит на меня ,протягивает бархатную коробочку и я слышу
страшные слова:
-Я очень люблю тебя,но нам надо расстаться.Это наша последняя встреча.
Слова отдаются болью в груди и комом в горле.
-Но,почему?
Я спрашиваю,зная ответ.
-Пойми,я с детства мечтал быть моряком,капитаном,ходить в дальние страны.
Другой жизни я себе не представляю.У тех,кто ходит загранку и их близких
должна быть идеальная анкета.
-Но ты же знал,что я еврейка!!!!
-Да,знал,на это могли бы  закрыть глаза.В крайнем случае карьера двигалась
бы медленней ,чем у других.Но родственники заграницей…Мне просто закроют визу и конец всему…
-Но ведь это тоже не было тайной,когда отец и дядя уезжали,ты жил в нашем доме.Зачем же ты тогда связался со мной?
-Я люблю тебя.Я виноват.Давай не будем ссориться.Я хочу побыть с тобой,забыть обо всем.Мне было нелегко ,мать не слазила с меня,у нее связи,
она могла уничтожить тебя,собиралась организовать отчисление из института.
Я пообещал,что расстанусь,а она не тронет тебя.
Я молча глядела на него,слезы сами лились из глаз.Слов не было,только в сердце кто-то проворачивал нож.
Я ринулась к двери, хотелось убежать ,но волна отчаянья уже накрыла меня.
Олег не дал открыть  дверь ,обхватил руками,сил вырваться  не было.
Что было дальше?Безумие.Желание,чтоб эта ночь никогда не кончалась.
Я боялась заснуть,хотелось видеть любимого ,чувствовать его руки,каждая клеточка моего тела молила об одном :"Пусть все окажется страшным сном,
а утром Олег скажет ,что передумал,что любит и мы будем вместе."
****
Утром  мы сидели на кухне и пили кофе.Боль поселилась в моей душе,но слез
не было.
-Я провожу тебя.
-Нет,вызови такси.Не надо провожать меня до машины.
-Но почему?
-Не хочу.
Я боялась,что не выдержу расставания,что мое сердце разорвется..
****
Я открываю дверь в квартиру и сразу же начинает звонить телефон.
-Ида,срочно приезжай в больницу" водников",-кричит мне в трубку тетя Валя.

В холле больницы меня встречают Игорек и Марина.Игорек провожает меня в ординаторскую,сажает на стул и дает что-то выпить.

Заходит тетя Валя ,ее глаза красные от слез.
-Ида,держись.Дедули и бабули больше нет.
Солдатик заснул за рулем и въехал на остановку автобуса.
Игорек был на дежурстве,когда их привезли.Мы всю ночь звонили,но тебя не
было дома.
Мой родной и привычный мир рухнул в тот день раз и навсегда.
Судьба отняла у меня тех ,кого я любила и кто любил меня такой, какая я есть
и эта любовь была неизменна и ни от чего не зависила.
В тот день не стало избалованной,беззаботной девчонки .
****
Приехали мама с отчимом.Я не сопротивлялась их решению забрать меня к   себе,а квартиру обменять на однокомнатную в Москве.
Мне было все равно.К счастью ,зимняя сессия была сдана и проблем с переводом не было.
В аэропорту Маринка что-то запихнула мне в сумку
-Что это?
-Посмотриш в самолете.
Я почти сразу забыла ее слова,провожать меня пришла вся группа.
Через пол-года в Москве я решила почистить сумку и обнаружила незнакомый кулек,в нем лежала бархатная коробочка,похожая на ту ,что когда – то я не взяла у Олега.Я открыла коробочку.В ней лежало колечко с жемчужиной
и записка.
"Это кольцо я купил,когда понял ,что люблю тебя.Решил, что  cделаю предложение и подарю .Прости меня,если сможеш.Будь счастлива."
Я спрятала коробочку далеко в ящик письменного стола и достала через много лет, перед отъездом в Израиль,чтоб положить в сумку с другими драгоценностями.
На таможне выяснилось,что колец больше ,чем разрешено к вывозу.
Я без сожалений отдала кольцо с брилллиантом,чем удивила молоденького офицера,делавшего досмотр.

Эпилог.
Я больше никогда не возвращалась в родной город.Маринка с Игорем часто бывали у меня в Москве.У них две чудные дочки.Марина стала педиатором,
в девяностые их семья уехала в Америку.Игорек ведущий хирург в большой клинике.Недавно у них родился внук.
В моей жизни были мужчины,но следа в  сердце они не оставляли.
С Костей я познакомилась ,когда мне было 30.
Решила родить ребенка для себя,а Костя узнав ,что я беременна потащил
меня в ЗАГС.У нас трое сыновей.
Об Олеге я долго ничего не знала.
Однажды в Хайфе я встретила парня ,с которым он учился.Витя рассказал,
что Олег уехал на Дальний Восток,карьера складывалась удачно.Раньше
всех с курса он стал капитаном.Женился только в 35.У него сын и дочь.
О жене почему-то рассказывать не любил.
Иногда я вижу один и тот же сон.Я стою возле оперного ,ко мне приближается Олег.Он в форме курсанта мореходки,он движется ко мне, но
расстояние между нами не сокращается.
-Ты до сих пор его любишь?
-Да.Сердце болит утром,если вижу его во сне.
-Может стоит попытаться его найти?
-Нет.
-Почему?
-Костя не заслужил такого,он не виноват ни в чем.
Марина смотрит на меня,как на тяжело больного человека.
Она права,у меня хроническая неизлечимая болезнь-ЛЮБОВЬ.


.