О поэтическом инструменте

Сергей Сметанин
Поэтическая мысль, выраженная в слове, является инструментом поэзии.  Мысль эта часто определяется не общим значением высказывания, а применением особых поэтических средств, повтором или специфическим подбором слов и словесных оборотов. В сущности, высоко оценивая стихотворение, как произведение искусства, мы восхищается не объектом, а инструментом познания. Неважно, что он порой чрезвычайно сложен и мы с огромным трудом догадываемся к чему его можно применить.

Предметом поэтического мышления является действительность в самом широком понимании слова. Но воздействие на действительность осуществляется не оперативным способом, а способом приспособления человеческого сознания, способом изменения подхода к действительности и переживания действительности.

Осмысление в языческом поэтическом сознании означало приведение в соответствие с мифом. И научная мысль так или иначе произошла от мифа. Первая мудрость была лишь  мифосообразностью.

Мифотворчество есть доисторический вид деятельности поэтического мышления. Поскольку миф изначально предназначен для изустного ориентирования племени на местности и в близкой хронологии,  то он соответствует действительности приблизительно, лишь своими самыми яркими моментами. Потребность в мифе отвечает первобытному уровню культуры неразвитого человека. Несмотря на то, что эта потребность у современного человека отходит на второй план, она представляется неуничтожимой.

Не всегда миф, потеряв прежнее наименование, и святость, превращается в научную гипотезу. Иногда он остается бытовать обычным предрассудком. Но что мыслящей голове в предрассудке, если он не изложен в прекрасной форме? Лишь эстетическое чувство заставляет иного мыслителя отстаивать идею в неравном споре.