Хроника 3-я. Сенавиан. Первая зима

Роман Асадуллаев
В общем-то, я «забыл» о Сенавиане, да и о лошадях на довольно долгий срок. Кто-то меряет жизнь десятилетиями, кто-то годами, кто-то ведет счет на секунды. Я говорю о разумной середине. Мысль о новом посещении деревни возникла зимой следующего года – через несколько месяцев.
Причем сначала я позаботился о дочке Кате. Шурин мой, Вадим работал по графику 3 через 3, и у меня зародилась мысль: «А почему бы не отправить своих в его выходные туда, к лошадкам». Сказано – сделано. Удалось выбрать время, всех организовать и уже без меня отправить семью в путешествие. Зима радовала в том году настоящей зимней погодой. Снегопады, морозы. Немного переживал, как доедет до места в такую погоду Форд Фокус. Доехал. Впервые и моя жена Наталья побывала в месте столь меня поразившем. Ей, конечно, понравилось. Тем более, что Сергей посадил ее на Матрену. Лошадь, которую он называл ортопедической. Поскольку Наталья бережет свой позвоночник, Матрена так и стала ее единственной лошадью.
Ну, а я решил для себя взять отпуск в феврале и поехать в Рыблово, чтобы впервые сесть на лошадь зимой. Как обычно списался, договорились о периоде. В назначенный день я подъехал к зимнему Сенавиану.
Что-то изменилось… Гостевой домик, который летом стоял голой коробкой, уже вовсю функционировал. Туда меня Сергей и поселил. Опять в философском одиночестве. Здесь можно говорить о везении. Снова я мог наслаждаться пребыванием вдали от шума веселых компаний, чувствуя себя единоличным хозяином домика. Грубо отесанные бревна, двухэтажная кровать, сколоченная из таких же суровых досок, неотштукатуренная печка, ковер на стене, как отзвук какой-то грубой первобытной роскоши. Вместе с тем, полочка с книгами, которые были призваны скрасить долгие одинокие вечера.
Эту неделю в феврале я прожил в Сенавиане совершенно один, других гостей не было.

Февраль был февралем. Фефраль – кривые дороги. Морозы стояли, конечно, не сорокаградусные, но за 20 зашкаливало. Я впервые увидел зимних лошадей. Обросшие, не похожие на привычных гладкошерстных животных, которых мы видим на картинках и фото, они заставляли вспомнить мамонтов или, на худой конец, яков. Они свободно бродили по двору, по заснеженному лугу за конюшней. Привязывать не было необходимости. Холод и голод не пускали уходить далеко от дома. От конюшни, где относительно тепло, где всегда есть сено. Я подошел к одной из лошадей. Зоряна. А может, это был любимчик Баньян. Они очень похожи. Запустил пальцы в густую длинную шерсть. Привет! Привет, старый знакомый!
В первый же день, не откладывая в долгий ящик, я отправился на конную прогулку с Натальей. Зима отменила ограничения, которые летом вносят слепни. Т.е. незачем было ждать захода солнца.
Наталья, по обыкновению, ехала с борзыми. Собаки бежали, периодически останавливаясь – на лапы  налипал лед.
Я, конечно, оделся, как капуста, но из седла, вроде, не выпадал. Когда Наталья предложила проскакать немного галопом, я с радостью согласился. Помню, было лихо, и все-таки еще страшновато. Морозный ветер лупил в лицо, но холодно не было. Толстые и скользкие охотничьи штаны задирались чуть не до колен. Ботинки «грязеступы» - не лучшая обувь для верховой езды, но все же, это было здорово. Я уже немного научился наслаждаться этим слиянием с несущейся лошадью. Мысль о том, как бы не свалиться, уже начинала отходить для меня на задний план.
Притормозили.
- Все хорошо? – обернулась Наталья.
- Да, конечно!

Наталья созывала разбегающихся борзых, шагали к дому. Попутно Наталья еще раз напомнила о том, как важно дать лошади остыть после галопа, особенно зимой.
- У лошади легкие – хрусталь. Погубить лошадь – пара пустяков.

Вечером, как обычно, сидели дома, пили чай, разговаривали. О чем мы вообще, разговаривали… Сергей часто делился событиями Рыбловской жизни. Рассказывал о текущих ремонтах своих многочисленных, но стареньких автомобилей. А еще он был человеком, которому близко мистическое и запредельное. Сказать, что он увлекался шаманизмом, язык не поворачивается. В слове «увлекался» есть что-то несерьезное. Просто он верил в такие вещи, которые не каждый в состоянии понять.
Ему я мог смело рассказать свои сны, не боясь, что он сочтет это глупым и несерьезным.
Тогда в феврале я очень остро чувствовал то, что живу у Сергея с Натальей не как «клиент проката», а как желанный гость и друг.
Зима – мертвый сезон. Если только кто-нибудь не приедет на выходные. Даже дочки Виолетта и Анжелика появлялись только во второй половине дня.
Но трудяга Юра, как всегда, крутился белкой в колесе. Вранье, что зимой в деревне можно целыми днями лежать на печи.

Второй день был для меня, можно сказать, судьбоносным. Наталья не выезжала. Сергей предложил мне поехать самостоятельно на старушке-Ямахе.
- Баньяна не предлагаю – его от конюшни одного не уведешь, - пояснил Сергей дополнительно.

Помню свой отдых в Финляндии. Там тоже была конюшня. Было в планах покататься, но ограничились тем, что покатали Катю. Это было занятие в манеже с детьми. Они ездили на пони разных размеров (в соответствии с возрастом). Начиная от конька-горбунка и до величины нормальной лошади. Попутно я собирался узнать, как они организуют прогулки для взрослых – создают смены или просто дают лошадь и отпускают покататься по окрестностям. Тогда руки не дошли, но потом я понял абсурдность такой постановки вопроса – чтобы в Европе отпустили незнакомого человека на чужой лошади… Смех да и только.

Но вот, в Сенавиане свершилось! Я удалялся от конюшни в сторону леса верхом. Один! Сереже я на прощанье сказал, что, наверное, если заблужусь, Ямаха вывезет.
- Конечно, - подвердил Сергей.
Не только гордое чувство самостоятельности и ощущение себя настоящим конником переполняли меня в тот день. Я мог вволю рысить, галопить, шагать так, как это по силам мне. Не сдерживаемый, но и не подгоняемый средним уровнем смены.
Ямаха лошадь пожилая и послушная, но позиций своих сдавать не хочет. И побегать, и поскакать всегда готова. Я направил ее относительно знакомым маршрутом – через лес, вдоль Волги. Должен сказать, я не то, что бы плутал, но направление соблюдал условно. Поэтому, не обошлось без казуса. В какой-то момент, не зная, куда лучше идти, а снег был глубокий, я ломанулся по лыжне. Подумать только, там еще и лыжники были.
Не то, чтобы сознательно шел на конфликт, но как-то решил «на авось» - мол, не очень они расстроятся.
Лыжников я все-таки встретил, и они были крайне «расстроены». Группа подростков и старичок-тренер. Этот старичок сразу начал на меня орать матом, так, что сразу исключил желание оправдываться и извиняться. Пришлось ответить также. Далее, не вступая в долгие споры я ударил Ямаху в бока мы поскакали галопом уже не просто ради удали, а с определенной целью – не быть побитыми. Вслед неслись свист и угрозы. «Поймаем! С коня стащим! Отлупим!» Ага! Попробуйте, догоните меня на своих трухлявых деревяшках!
Вечером рассказал Сереже с Натальей, что лыжников я здорово разозлил, правда отнеслись они к этому на удивление спокойно. Наверное, Сереже было не привыкать улаживать всякие конфликты. То корова забредет какой-нибудь бабуле в огород, то вредный такс Лева Сосискин укусит грибника – всякое случалось.

Зато на следующий день был готов еще один сюрприз.
- Есть у нас одна скорбная обязаннось, - поведал Сергей. Нам с Бутусом (Бутус – красивый крупный мерин) надо катать на масленицу детей. Это для поддержания хороших отношений с одной туристической фирмой. Посмотришь, в санях покатаешься, поможешь, если что.

Сказано – сделано. На следующий день утром Сергей запрягал Бутуза. Я уже был в полной готовности (как и положено зимой – сто одежек). Поехали. Сани простецкие – из грубого дерева, в санях – сено. Я полулежал в передней части, Сергей за мной, чтобы легче было спрыгивать, если будет необходимость.
Самый противный участок – по Старице до места катания. В городе с таким транспортом тяжеловато. Но Сергей вел как настоящий ас. Наконец добрались. Детский праздник был устроен около одной из закрытых церквей. Не то, чтоб живописное место, но вокруг снег, а не голый асфальт.
Чучело масленицы уже было установлено, микроавтобус аниматоров на месте. Вскоре и детей подвезли.
Я, конечно, понимал, почему Сергей назвал это скорбной обязанностью. Но все же, я завидовал этим детям. По-хорошему завидовал. Вспомнилось и мое детство. Что-то самое лучшее. Очень теплое, радостное и счастливое. Праздник!
Сергей переговорил с кем-то из анимационной группы, катание началось. Меня он попросил:
- Пока дети садятся, стой перед мордой Бутуса, чтобы он не стартанул.
Так я делал. Приятно было работать с Сергеем в команде. Вставал перед мордой, ждал, отходил, понимая Сергея без слов.
Должен сказать, что дети оказались неплохие – не скандалили, не хулиганили. Правда, когда все откатались уже не по разу, масленицу сожгли, и действо подходило к концу, они целой компанией облепили «лошадку» и начали кормить Бутуза сеном из санок. Причем, все одновременно. Я героически сдерживал натиск любвеобильных детишек. Думал: «Наверное, я сейчас для них настоящий деревенский «мужик с лошадью», и невдомек им, что я такой же как и они, насквозь городской, что на работе хожу в брюках и рубашке, с бэйджиком, что галстук не положен мне только из-за техники безопасности.»
Так или иначе, дети и аниматоры уехали восвояси и мы тоже стали собираться домой. Сергей обнаружил непорядок в упряжи Бутуса – лопнула какая-то бечевка, назначение которой я представлял смутно. Сергей взял свой неразлучный нож, что-то отрезал, что-то привязал, и мы отправились в обратный путь.
По городу Сергей вел Бутуса в поводу. Меня попросил контролировать вожжи – чтобы не упали и не запутались. Так, со скрипом железа по асфальту добрались до окраины Старицы.
- Хочешь поуправлять? – спросил Сергей, когда перед нами открылась прямая дорога в Рыблово.
Я, конечно, хотел. Взял вожжи так же как поводья. Поехали.
К дому Бутус бежал бодренько. Я вис на вожжах как мог, чтобы он не перешел в галоп. Мы даже разошлись со встречным грузовиком без происшествий. В общем, дал мне Сережа почувствовать себя ямщиком. Ничего сложного, только габарит санок надо чувствовать, и поворот проходить по большой дуге, чтобы не поломать оглобли.
Да еще, когда приехали к конюшне, и я вылезал из саней, чуть не вывернул ногу – так затекла в полулежачем положении.
Вечером за чаем Сергей рассказывал Наталье и девочкам:
- Рома молодец! Бутуса от детей защищал. Он им объясняет – если вам сразу несколько ложек пихать в рот, вы сможете есть. Они слушают, и дальше Бутуса сеном потчуют.

Но не только Сергей «развлекал» меня в тот приезд. Приготовил и работник Юра своеобразное упражнение.

_________________________________
Ошибка в слове "Бутуз" сделана сознательно. Исторически сложилось, что кличка лошади произносится и склоняется именно так - Бутус.