Не лечи друзей и родственников! из воспоминаний

Сергей Балвский
                Говорят же: « Не лечи друзей и родственников!», а как отказать? Было это в начале восьмидесятых. У жены друга обнаружил фибромиому в виде узла в дне матки. Дева ещё не старая, в самом соку – 35 лет! Живи,  как говорится,  регулярно  и менструируй!
           Операция  удаления матки в таком возрасте, на мой взгляд,  уродующая. Я всегда старался из за этого, при возможности,  делать органосохраняющие операции. Иначе исчезают месячные, возможность родить, часто женщина начинает ощущать себя неполноценной, инвалидом из-за чего расстраивается сексуальная жизнь, чисто психологически, хотя физических оснований для этого нет. Специально собирал информацию у оперированных об этом - нет ухудшений в сексе! Мало того, у некоторых сексуальная жизнь улучшается  в связи с отсутствием страха забеременеть и расторможенностью в сексе из - за  этого. Главное, чтобы не шибко высокообразованный муж не узнал,  какой объём операции у жены. Так я и действовал в основном, узнавал про мужа или беседовал с ним и решал, кому можно говорить об объёме операции у жены, а кому лучше просто сказать, что ВОЗМОЖНО пропадут месячные и женщина не сможет беременеть, а мы просто удалим наросший узел. Ложь? Конечно! Но во благо! Этого оказывалось достаточно, а многие супруги даже были рады такой контрацепции. Главное – не навреди и не только физически, но и психологически!
             К сожалению, у этой пациентки узел занимал всё дно матки,  и консервативно удалить узел было невозможно, надо было убирать матку. Ребёнок у них был. Друг был парень умный,  и я ему всё доложил. Заодно предложил оперировать в Риге, так как опыт операционный у меня был только около пяти лет, хотя операции уже делал почти все, повезло с учителями. Друг настоял, чтобы оперировал я.
              Есть такой «закон подлости» - как свяжешься с лечением родственников или друзей, жди …неприятностей! В простонародном языке это звучит более жёстко!
               Подготовил к операции, собрал анамнез и пошёл оперировать. Решил сделать высокую ампутацию матки с целью сохранения месячных, так называемую дефундацию матки, при которой удаляется узел вместе с дном матки и создаётся  маленькая маточка, когда всё ушивается. Сохраняются месячные и гормональная функция практически как в норме. Отсёк ненужное и тут выяснилось, что в полости матки стоит спираль, которую женщина отрицала, сказав, что она выпала давно.
И «усиков» её я при осмотре также не видел – они отвалились. Это было очень плохо! Спираль – это потенциальная инфекция, и при вскрытии матки она может попасть в живот. Теперь это не проблема – посмотрел на УЗИ и всё ясно, а в то время надо было или зондировать матку, или «чистить», но она так уверенно сказала, что я этого не сделал. И как показало дальнейшее – напрасно!
             Приняли меры безопасности, всё обработали антисептиками, антибиотиками и операция прошла хорошо. Три дня женщина была без температуры, а вот на четвёртый резко подскочила температура, вздуло живот, упало давление и лицо приобрело вид «лица Гиппократа» - септического! Это был шок! И для меня тоже. Срочно вызвал санавиацию из Риги и не потому, что сам не справился бы, а для спокойствия своего и родственников. Ждать надо три часа, пока доедут. Начал готовить к повторной операции. Где то через пол -часа стало ясно, что я её потеряю, если срочно не возьму на операционный стол,  и я пошёл сам.
             В то время шили мягкие ткани кетгутом – это нитки из бараньих кишок, рассасывающиеся. Так вот, пара из них лопнула и в живот из полости матки попала инфекция, несмотря на то, что больная получала пенициллин и канамицин(что в то время только из антибиотиков и было в наличии). Пришлось тотально убирать всё, включая яичники, ставить дренажи, промывать весь живот. Санавиация приехала, когда я уже кончал операцию… Вот так всегда ! Хочешь лучше, а получается …
            Другу объяснил всё открытым текстом, попросил достать антибиотиков покрепче и молиться. Сепсис – есть сепсис!  Тот за «бешеные» деньги купил  где то не виданные ещё в больнице  антибиотики, кажется цефалоспорины и я  засел на трое суток в больнице в  палате интенсивной терапии, что недавно была открыта. Деталей описывать не буду, но я вытянул женщину с того света, в который чуть было сам её не переправил… Через трое суток я первый раз заснул беспокойным сном дома.
На меня не обиделись, поняли, что не совсем я виноват, хотя сам считал, что это мой «пролёт» - не верь женщине, лучше проверь!  Таких бессонных ночей впереди было ещё очень много… Специальность такая!