Троица Философский очерк. Часть 2

Никита Ломоносов
В продолжении скажем, что все наши попытки интерпретировать Троицу более склоняются к научному освещению подобных вопросов, насколько это вообще возможно.

При современном количестве философской и эзотерической информации, которое в малой степени можно назвать действительно научной, легко потерять нить своих собственных рассуждений и впасть в пространные размышления о космической энергии, карме человека и тому подобное. Нас это мало привлекает, по возможности приходится даже избегать подобных сомнительных «истинных знаний». Нам кажется, подобные «откровения» далеки от реальности, отвлекают от настоящего объяснения влияния на человеческую психику конкретных символов, а в своих крайних проявлениях способны привести к сектантству.

Нас не случайно интересует значение Троицы. Если доверять определенным источникам, она является одним из основных трех столпов христианской религии, наряду с искуплением и божественностью происхождения Иисуса Христа.

Несомненно, что как любое духовное творение человечества, способное к существованию тысячелетиями, подобный символ несет в себе более чем глубокие корни и сакральный смысл, ощущаемый скорее на уровне бессознательного. Нас именно и привлекает устойчивый символический смысл Троицы как одного из значимого творения человечества в истории религий.

Множество доказательств наших предположений мы опускаем, они могут занять не один десяток страниц. Понимаем, что этим мы обрекаем на отношение к своим выводам как к некоторой вольной фантазии.

Тем не менее скажем следующее.

Вообще религия нам представляется одним из самых грандиозных и получивших всеобщее признание мифов человечества, то есть она есть производное человеческого разума. В связи с этим саму религию, а в частности Троицу, как одного из ее столпов, нам видится целесообразным рассматривать с помощью науки, изучающей развитие самого разума. На сегодняшний день такой наукой является психология, в большей степени психоанализ, хотя и он до настоящего времени имеет множество предрассудков.

Наше понимание Троицы отталкивается именно от этих позиций.

Естественно, основная суть вопроса содержится в триединстве.

Итак, упрощенно задача Троицы для нас звучит таким образом: каким образом кто-то (что-то) один может быть изображен в трех лицах?

Вообще число «три», как известно, широко используется в мифологии, легендах и сказках. Используя известные методы интерпретации подобных продуктов человеческого разума, скажем по отношению к мифам, приходишь к выводу, что в тройственности кроется всего лишь изображение, относящееся к различным стадиям развития определенного героя. В случае Троицы это можно представить тремя ипостасями, или возрастами: младенчеством, зрелым возрастом и старостью некоего существа. Предположим, это будет так называемый «Бог».

Современным наглядным примером такого положения могут послужить положенные рядом три фотографии одного человека в основные периоды его жизни. К примеру, в возрастах 5 лет, 20 лет и 50 лет. Понятно, что в целом такие фотографии будут показывать одного человека, но в разные периоды его жизни. Интересно, что при этом не всегда сторонний наблюдатель сможет признать одну личность в этих казалось бы не имеющих отношения друг к другу изображениях.

Используя такое краткое сравнение, теперь Троицу мы можем символически представить как изображение прошлого, настоящего и будущего некоего существа. Иными словами, при определенном взгляде, речь идет о его бессмертии, то есть о вечности. В религиозном контексте имеется в виду божественная вечность.

Припоминается знаменитое перефразированное «Я был, Я есть, Я буду», «Я есмь альфа и омега», а также многое другое с этим связанное. 

Здесь, правда, нас может остановить вопрос: зачем изображать вечность «Бога» в символе Троицы, если бессмертие его понятно из самой Библии?

Тем не менее, опуская ряд интересных фактов, которые могут послужить доказательством подобного хода мыслей, далее мы следуем за многими авторами, которые признавали божественность в самом человеке. В этом направлении можно добавить мысль о человеке как в некотором смысле «творце», создавшего «Бога» при помощи защитного механизма в виде проекции своего внутреннего мира во внешний. Это произошло в темные времена примитивного разума всего человечества со всеми его свойствами, породившими миф о создателе.

Таким образом, можно констатировать, что Троица изображает собой прошлое, настоящее и будущее не так называемого «Бога», а самого человека, а точнее человечества.

Подобное соотношение более подробно затрагивалось нами в «О Библейских притчах», «И снова о притчах» и «Притчи», частично в «О противоречии понимания Бога и человека» и «Ощущения Добра и Зла».

Следуя таким путем, используя материалы научных источников по религии, мифологи и психологии, известно, что среднем звеном в Троице является сам Христос (вспомним распятие, где Христос снова в середине). Соответственно можно предположить, что символически Христос в Троице представляет собой образ зрелого возраста, иными словами настоящее человечества. Также в образе Христа можно представить наше время, или по другому, реальность, открытую для каждого в момент его существования. Все эти понимания не противоречат общему смыслу.

В таком случае понятие Бога-Отца, то есть именно создателя в обычном представлении (уже не важно какой религии) будет составлять третье изображение в Троице.  Во временном отношении она будет представлять собой будущую стадию Христа (человечества), то есть будущее человечества. Заметим, что именно будущее из всех трех времен нам пока не известно. Впрочем, если внимательно задуматься над этим вопросом, то современность уже содержит достаточно начинающих проявляться намеков на направленность нашего будущего.

Вот такие размышления, которые, если их развить, могут дать почву для многих других предположений. Одно из них, вытекающее из нашей цепочки рассуждений, может быть более чем интересным. Принимая во внимание вышеизложенное, то есть вечность божественного существа, а в нашей интерпретации всего человечества (где каждый из нас является частью будущего «Бога», вспомним старое сравнение бога с солнцем, лучи которого есть люди), приходим к мысли, что оно было, есть и будет.

Используя разрозненные гипотезы о стремлении человечества к своему некоторому первоначальному состоянию, можно привести в связь временные понятия «было» и «будет». Складывается ощущение, что они почти равносильны.

Так что-же, наше будущее каким-то образом сопоставимо с прошлым?

Или изначально будущее человека уже существовало, то есть произошло, или может быть существует? Принимая любой вариант, получается, что наша реальность имеет вид настоящего только по отношению к нам. С другой стороны, по отношению к тому самому божественному существу, вера в которого продолжает существовать (в нашем понимании Богу-Отцу, будущему человечества, к которому мы, естественно, неотвратимо стремимся, вспомним: «Я есмь путь»), наша реальность представляет собой всего лишь его прошлое.

Получается, в силу определенных причин, мы всего лишь повторяем некогда пройденный нами самими путь?

Почему это происходит, с какой целью и для чего?

Согласен, что опустив некоторые связующие звенья в своих рассуждениях, я создал ситуацию, при которой возникают новые вопросы. Ответы на них заняли бы гораздо больше места, нежели этот краткий очерк.

В заключение добавим, что подобное обобщенное понимание Троицы открывает множество путей для интересных рассуждений, выводов и открытий. Также данная интерпретация способна дать толчек для иного взгляда на многие основополагающие постулаты не только христианства, но и религий вообще.

Конечно, сказанное здесь лишь итог того, что можно раскрыть более подробно, с привлечением множества косвенных доказательств.