Мировоззрение С. Н. Рериха продолжение

Наталья Соснова
   Святослав Николаевич уверен, что величайшим из всех сокровищ, какие только можно найти, является наше собственное "Я", наше духовное Эго,все то светлое и чистое, что мы сумели накопить за все свои бесчисленные жизни. Именно в этом заключается подлинный смысл всех Учений.

   Обычно мы ищем во вне, тогда как истинное сокровище находится внутри. Мы стараемся выстроить нашу внешнюю жизнь, найти свое счастье и забываем, что она останется позади, как и все остальное, когда покинем этот мир. И единственно возмолжная польза, считает Святослав Николаевич, произойдет от порождения в этом процессе усилия и того добра, которое мы, может быть, сделаем для других.

   Обогащая свое внутреннее "Я", мы обогащаем каждого, с кем соприкасаемся. Но именно потому, что это ближе всего, это является и самым трудным. Как справедливо сказано: "Победивший саого себя более велик, чем тот, кто побеждает в битве целые тысячи".

   Многие мысли Святослава Николаевича посвящены понятиям Беспредельность и Бесконечность.

   Бесконечность, Вечность... Они манят к себе, они влекут неодолимо. Как же нам осознать их, как понять? Эти вопросы интересуют Святослава Николаевича. Интересуют они и нас. Ведь это Несказуемое. И все же хочется понять.

   Вспоминается, что Блок говорил, что он перестал ходить к футуристам, потому что там говорят о несказуемом.

   И Святослав Николаевич призывает всех к бережному и торжественному отношению к понятию Мироздания.

   В его дневниковых записях "Искусство и жизнь" мы читаем:

   "Как легко и беспечно говорим мы  о Бесконечновсти, об Абсолюте, о слиянии с Парабрахманом и отождествляем себя с вечностью. Но сколь немногие из нас действительно понимают истинный смысл этих... понятий. Мы толкуем их как простые слова, тогда как они представляют собой нечто такое, чего нельзя ни описать, ни осознать, не утратив своего собственного "я". Бесконечно малое и бесконечно великое - где начинается одно и кончается другое?"  (стр.25).

   "Где бесконечно малое и бесконечно большое?" Действительно, каждый человек смотрит в небо, сияние звезд поражает нас. Мы видим все это. Человек изучает множество элементарных частиц... Но есть ли та торжественность, та бережность, та трепетность, к которой призывает Святослав Николаевич?

   "Как же чудесно, что мы, даже с нашим физическим зрением можем взглянуть в нашу нескончаемо протяженную Вселенную, где нам является беспредельность и говорит с нами через мириады звезд и миров. Точно мы можем слышать бесчисленные голоса из той Великой Пустоты, которая и содержит и несет в  себе и представляет собой Все, что было, есть и будет. - Звезды говорят с нами через безграничность своих лучей и ставят нас пред величайшей из всех тайн - Беспредельностью",
                "Искусство и жизнь. МЦР 2004 год стр.12.)

   Святослав Николаевич употребляет два слова: Беспредельность и Бесконечность. И хотя они близки между собой, в них есть различие. А употребляет он их в обращении к разным людям: кому какое понятие ближе.

   Как вдумчивый философ, он отмечает две крайности: это атом с его вращающимися частями и планетарные системы. Именно в этих двух крайностях лежат все физические проявления жизни.

   Святослав Николаевич замечает, что именно Бесконечность является источником надежды, которая служит движущей силой человечества. Надежды, которая несет в себе и освобождение и утешение, и награду. Она заставляет нас действовать так, словно мы не подлежим смерти, или распаду. Точно наша жизнь каким-то образом должна продолжаться.

   И он утверждает:"Истинно, в Бесконечности не существует смерти, есть только переход".

   В письме П.Ф.Беликову 30 июня 1966 года Святослав Николаевич пишет:"Глубины Беспредельности, всеобъемлющей - Единой, извечной Жизни, то, что мы никогда не сможем познать, но частью чего мы все же состоим. Этим глубинам мы предстоим как неотъемлемые части неописуемого, неизмеримого, но все же сверхреального Бытия. И эти глубины вещают нам, и чем больше мы к ним прислушиваемся, тем яснее звучит этот "Глас Бытия", это вещание Беспредельности, и тем яснее вспыхивают перед нами пути Эволюции".

  Много мыслей этот замечательный философ посвятил вопросу эволюции. Он считает, что за пределами нашей видимой жизни лежит другая, бесконечно более великая жизнь. Но эту другую жизнь мы сможем узреть лишь изредка. И эта другая жизнь подобна искрам запредельного.

  Он говорит, что сферы причин - Ноуменов - могут достигать лишь очень немногие люди в моменты озарения. Видимо, великие художники, чье высшее "Я" прикоснулось к этим сферам, запечатлевают их на своих полотнах.

  Во Вселенной все подлежит эволюции, даже стихии эволюционируют: становятся менее плотными. Только наш интеллект, которому еще далеко до совершенства,часто противится этому великому закону Космоса, упуская из вида ведущую силу жизни, которая проявляется через миллиарды форм.

   "Мы часто думаем, - говорит Святослав Николаевич, - что можем сами, по своей воле управлять этими силами, но забываем законы Космоса".

   И он считает, что как только мы осознаем, что существует некий импульс, некое эволюционное течение, который дает движение нашему проявленному миру, то проблема Красоты становится естественным следствием жизни.Правда, существует в жизни и безобразие.


   Но художник не должен его запечатлевать, чтобы это зловоние не растространялось на тех, кому придется соприкоснуться с такими образами. Эту мысль Святослав Николаевич постоянно проводил в жизнь.

                (окончание следует).