Обратная сторона популярности

Семён Юрьевич Ешурин
   Как-то в середине восьмидесятых годов прошлого века принял я участие в командном шашечном первенстве ЛОМО. Ленинградское оптико-механическое объединение - кузница технических, но отнюдь не шашечных кадров, поэтому конкуренции не предвиделось. Однако, в последний момент выяснилось, что наша женская доска не явилась. Потом, правда, выяснилось, что явилась ... на дискотеку!

   Наша обрезанная (точнее, урезанная!) команда стала крушить всех без разбора. Оно и не удивительно. Оба кандидаты в мастера, а мой партнёр слесарь ЛОМО Толик Сибоедов ещё и замечательный композитор (шашечный, разумеется)! Постепенно выявилась команда-преследовательница. Играли они плохо, но остальные команды  - отвратительно!

   Заметил я, что лидер преследователей с пропитой мордой пролетария стал ко мне присматриваться как-то нехорошо. Вообще-то я с уважением отношусь к некоторым представителям рабочего класса, например, к товарищу по команде. Но этот тип, в отличие от Сибоедова явно не принадлежал к рабочей интеллигенции!

   Наконец, личная встреча. Без напряга одолеваю своего соперника, а Толик, чуть-чуть напрягшись, своего. Побеждённый ещё пристальней разглядывает победителя, дейстувуя ему (то есть мне) на нервы. Я даже играть хуже стал, но всё равно, конечно, выигрывал.
 
   И вот, завершился предпоследний тур. У нас, естественно, стопроцентный результат. Ближайшие (те самые) преследователи отстают на два с половиной очка. Вопрос о первом месте вроде бы решён.
 
   Вдруг "мой" пролетарий ка-ак закричит:

   - Вспомнил!! Товарищ судья! ... Хотя, нет! Не надо!

   Затем подходит к Сибоедову:

   - А ну-ка, выйдем, поговорим!

   Вышли, поговорились, вернулись. Неинтеллигентный пролетарий весёлый, Толик - наоборот. Отводит меня в сторону:

   - Обязательно проиграй сейчас!

   - А в чём дело?

   - Надо, Сеня, надо!

   Замечаю, что тот тип беседует в сторонке с будущим соперником и показывает кулак ... с оттопыренными крайними пальцами, символ бутылки. Собеседник того типа ... типа того, что улыбается!

   Садимся играть. Толик, как и ожидалось, первый и единственный раз проигрывает. Команда-преследователь, как и ожидалось после обещания бутылки, "всухую" выигрывает. Всё внимание на мою партию.

   Разыгрываю дореволюционный дебют "жертва Шошина-Харьянова". Делаю ход и ... специально хватаюсь за голову. Главный конкурент орёт на весь зал:

   - Поддай одну, съешь две!!

   Судья недовольно морщится, но, не желая "схлопотать" по физиономии не встревает. Соперник после мучительных раздумий над подсказкой вдруг закричал: "Ура!!" и выполнил подсказку. Я без шашки, но позиция теоретическая и абсолютно равная.  Это если немедленно шашку вернуть. Но соперник,  разумеется , жадничает и сразу получает безнадёжную позицию! Через пару ходов тяну руку к шашке, чтобы провести эффектную двухвариантную выигрывающую комбинацию и ... слышу выразительный кашель Сибоедова. Пересчитываю вслух шашки - у меня на одну меньше. Сдаюсь. Это в выигранной-то позиции!

   Преследователи ликуют: обогнали нас на пол-очка!

   ... По пути к метро демонстративно молчу.

   - Понимаешь, - не выдерживает Толик, - этот деятель прочитал в "ЖЗЛ", что ты, мягко выражаясь, не с нашего завода. И если бы мы их не пропустили вперёд, то ... сам понимаешь!

   В ответ на шутку про популярную в те годы книжную серию "жизнь замечательных людей" тоже шучу:

   - Неужели он прочитал хоть одну книжку?!

   - Не думаю. Но "Вечёрку" иногда почитывает.

   Тут-то я всё и понял! Пару недель назад в газете "Вечерний Ленинград" подводились итоги чемпионата города по решению шашечных позиций с традиционным изложением биографии первых трёх призёров. В частности, говорилось (точнее, писАлось):

   "Третье место занял прошлогодний чемпион Семён Ешурин, кандидат в мастера спорта по шашкам, инженер завода имени М.И.Калинина, набравший ... сколько-то там очков".

   Больше я никогда не играл за чужие команды ... под своей фамилией!

   В заключение не могу не  привести вышеописанный теоретический вариант, где я играл чёрными (но те, кто не хотят это читать, могут не читать).

   Дебют "Жертва Шошина-Харьянова" (оба Александры).
1.gh4 fe5 2.ed4 ef6 3.de3 hg5 4.ed2 ba5 5.fg3 cb6 (приглашаю выиграть шашку)  6.gf4 e:g3 7.h:h6 dc5 (приглашение принято - я без шашки, но позиция равная) 8.gf2? (жадность фраера сгубила, надо было возвращать шашку ходом 8.ef4!) ...bc7 9.fg3 cd6 10.gf4 и я провёл бы (если бы не кашель Сибоедова!)  красивую двухвариантную комбинацию: 10... fe5! 11.d:f6 g:g3 12.h:f2 fg7 13.h:f8 de5 14.f:b4  ed4 и разгром белых (как в гражданскую войну) при любом бое!