2011 г. Провинциальное хамство

Юрков Владимир Владимирович
2011 г. Провинциальное хамство

Эту сцену я наблюдал в августе 2011 года в городе Зубцове Тверской области в небольшом магазинчике, где торгуют сразу, и рыболовными принадлежностями, и женской одеждой, и косметикой.

Пока я рассматривал прилавок с мормышками, мимо меня от входных дверей к соседнему прилавку, за которым стояла молодая женщина-продавец, прошла гаденькая старушонка. Гаденькой она была даже не потому, что скверно одета, а по выражению ее маленьких, кругленьких, но очень, я бы сказал, цепких глазок, которые она старалась не поднимать вверх. Лицо ее было состарено не годами, а, скорее всего, образом жизни, где тяжелый физический труд сочетается с тяжелым похмельем. Такие типажи очень часто встречаются у православных храмов, где выстраиваются в шеренгу побирушки, протягивая к вам руку и опустив глаза долу. Даешь и видишь – то глупую улыбку, то взгляд собачьей преданности, а иногда – как блеснут на тебя чистые, ясные, не замутненные пьянством, зоркие, злые глазенки и чувствуешь сразу то ли свою вину перед этим голодным сбродом, то ли всемирную побирушечью ненависть к нам, сытым людям, сконцентрированную в одном единственном человеке. Хочется шарахнуться в сторону и перекреститься, будто бы взглянул в лицо самому Сатане.

Старушка прошла как-то боком неровной походкой, как ходят иной раз собаки, когда пытаются выклянчить у людей съедобный кусочек. Подошла к прилавку, громко вздохнула, показно взмахнув при этом руками, и произнесла:

– Милашечка! Дала бы ты мне еще скидочку!

– На что? Что вы хотите купить?

– Ой! Нет, милочка, я же уже купила…

– Купили?

– Ну… да… позавчера кофточку синюю… темно-темно синюю…

– ???

– Ну, вспомни, вспомни…

– А, помню, бабушка, так я вам ее за 580, против 650 продала.

– Ну, продала-продала, а скидочку-то дай!

– Так я уже вам скидку дала – семьдесят рублей!

– Так это ты тогда дала, а я сегодня за хлебушком пошла, а мне не хватает… дай, милая, рублей пятьдесят… ты все равно наработаешь, а нам-то старикам как быть?

– Полы мыть, – заметил я.

– Ой, да как же нам полы мыть, мы же слабые и старые.

– К церкви иди побирайся, – продолжил я, понимая, что местные продавцы не умеют защищать свою честь и достоинство – вон за рекой храм стоит.

– Да в тот храм никто, кроме стариков не ходит, кто ж подаст? Вот я и пришла скидочку попросить, но вы как-то мне не рады, так я еще зайду…

Последние слова она пробубнила как-то тихо, как проклятье, как какой-то недобрый заговор, при этом даже покрутив пальцами у себя под носом. И ушла…

Надолго ли?