Байки деда Баюна

Анатолий Муравский
                Байки деда Баюна.

    Жил в нашей деревне старый дед Кирьян Краснобаев.  Он родился еще до революции.
В детстве ходил в церковно-приходскую школу до тех пор, пока зимой,  играя в снежки, случайно не попал учителю  богословия снежком прямо в глаз. С того времени он стал работать на конюшне у местного барина. Потом был на войне, в плену у немцев, откуда совершил удачный побег. Потом была революция и гражданская война, на которой он был тяжело ранен и вернулся домой с осколком в груди. Во время Великой Отечественной войны мужчины ушли на фронт, а Кирьян по состоянию здоровья был оставлен в деревне председателем местного колхоза. Когда закончилась война и в деревню возвратились мужики, Кирьян освободил должность председателя колхоза.
          
    Не смотря на то, что Кирьян был практически безграмотным мужиком,  память у него была отменная. Он быстро запоминал все, что где-то услышал, и любил пересказывать разные истории, немного добавив от себя.  Особенно дед любил рассказывать всевозможные байки, за это среди жителей своей деревни его прозвали не иначе как «дед Баюн».
          Вот и я хочу поведать вам, мой читатель, несколько баек от деда Баюна.

                Байка о том, как дед Баюн медведя оседлал.

   Дед Кирьян любил посидеть летом на завалинке  своей хаты. И всегда возле него собирался свободный от работы деревенский люд, особенно дети и молодежь.
   - Расскажи нам что-нибудь,- обычно приставали они к деду.
И тот с превеликим удовольствием начинал травить свои байки.

   - А вот слухайте, други мои, шо со мной было,- рассказывал дед Баюн.
 Было это кода я еще на Ломовых батрачил. Тады мне было ужо годков шешьнадцать подись, и я у них в ночное конёв пас. И надоть было такому статься, проспал жеребца ночью. Пригнал утром табун на подворье, а не узрел, шо одного жеребца нет.  А Фролка, отрок Ломовский узрел и хозяину донес. Тот, как бешеный петух, налетел на меня, отдубасил кнутом  и вытолкнул взашей с подворья.
   - Пока не пригонишь жеребчика на подворье не объявляйся,- кричал он мене  вдогонку,- не найдешь его, в рекруты отдам.

   Направился я искать пропажу на луг, где ночью конёв пас. Все кусты излазил и овраги. Ввечеру узрел всеж вражину, как он шел к ставку на водопой. Кады я хотел ево погнать на подворье,  он рванул наутек даже не напимшись. Тады я схотел помать ево, кады он возвернется на водопой. Присморел березку над местом, де вражина поится,  забрался на дерево и стал ево караулить. Вскорости уже и сумерки настали. Слышу, бредет вражина к ставку, фыркает. Дождался, кады он стал  пить и спрыгнул ему на хребет. Эта вражина вздыбился и помчался в лес. Не удержался я на ём, и свалился в траву.

   - Пойду к хозяину,- подумал я,- покажу ему клок волос этой вражины, може перестанет браниться и даст поесть, а кады в ночное погоню табун он к нему сам прибегит.

   - Хозяин,- обратился я к дядьке Петру,- я нашел жеребца, но не смог ево пригнать. Дозволь мне щас поесь, а кады я погоню в ночное конёв, он и прибьется к табуну.
   - Да ты мне все брешешь,- начал кричать хозяин,- ты вообще не искал ево.
   - Я ево нашел, хозяин, даже хватил за гриву, но он утек, во, только клок волос  остался,- и я показал хозяину клок вырванных из гривы волос.
   - Ты что мне под нос суешь?- заорал хозяин,- это разве мово жеребца волосы, тож медвежья шерсть. Вон с подворья и без жеребца не вертайся.

   - Вот те на,- подумал я, пулей вылетев с подворья,- кажись, я на ведмеде катался. И мне стало даже смешно.
   - Да брось заливать, Баюн,- перебил деда инвалид Великой Отечественной Митяй Угрюмов.         
   - Правду баю. Вот те крест,-  осенил себя крестным знамением  дед Баюн.
   - Ночью табун погнали в ночное, жеребец и прискакал к ему. Кады табун погнали на водопой наша собака, грозно рычала и кидалась туды, куды ввечеру я на ведмеде скакал. Утром мы бегали посмотреть туды, куды собака показывала. Недалече от водопою мы  нашли околевшего ведмедя, издох со страху от разрыву серца.

                Байка о том, как мужики со "смертью" встретились.

    Весь май дед Баюн прохворал и лишь в начале лета выбрался на свою любимую завалинку. Первым к деду подсел сосед Митяй Угрюмов.
   - Доброго здравия тебе, Баюн,- поприветствовал он соседа.
   - И тебе не  хворать,- ответил Кирьян,- вот вишь отбрехался от костлявой, цельный месяц звала к себе.
В это время вокруг уже стала собираться детвора.

   - Дедушка расскажи,  куда тебя костлявая звала,- стали они упрашивать деда. 
   - Куды, куды! Да вот в пекло и звала, токмо мне пока туды нет резону спешить. А вам я поведаю случай, какой был в нашей деревне, кады в  ей было то подворье десятка полтора.
Недалече от нее, верст пять буде, была друга деревушка, Прошкина прозывалась потому, как ране там был хутор купца Прохора Зверева. В ентой деревушке по воскресеням базар был, и тама собиралось много народу. Так вот на один с таких базаров и повезли на кляче наши мужики Силантий и Кондрат Гореловы продать свои корзины. Корзины они мастерили добрые, и потому быстро их продали. На радостях накупили обновки своим жинкам и дитям, выпили у бабке Фёклы самогонки и, прихватив с собой четверть, направились восвояси.

   В это время с поля возверталась через лес Дуняшка моя. В лесе она наткнулась на поляну грибов, нарвала кучу. А кады стало смеркаться,  собрала их в платье, какое сняла с тела. С ентой ношей она в ночной рубахе и вышла на дорогу. Силантий с Кондратом уже были чуть теплыми,  кады узрели на дороге в темноте белую фигуру. С криками:- Чур, меня! Прочь костлявая,- они соскочили с телеги и бросились бежать домой через лес.

   Кады мужики убёгли, Дуняха подождала маненько, а потом забралась на телегу и поехала в деревню. Кады она приехала Силантий с Кондратом уже были в деревне.
Они всем балакали шо встренули на дороге смерть в белом с косой. Во как быват, шо токмо спьяну не привидется.

                Байка о том, как дед Баюн поле пахал,
                или случай на погосте.

   После окончания учебного года, школьников водили на экскурсию в МТС. Там им показали, какие в колхозе применяются трактора, комбайны и другие виды техники. После экскурсии у детворы только и было разговоров про колхозную технику.

   Дед Баюн в это время грел на солнышке свои старые кости, сидя, как обычно,  на любимой завалинке. Детвора окружила его и стала допытываться, как раньше пахали землю, какие были трактора и умеет ли дед Баюн ездить на тракторе.
      
   - Ране мы пахали землицу на конях, а потом в колхоз пригнали трахтур. Задние колеса больши-и-ие и с шипами, шоб не бусковал. Первым трахтуристом был Гераська Кривой. Потом много научились, и я тож пахал…
А знаете, я вам одну байку расскажу, как я поле пахал.
Дело было так. Весна запазднилась тем годом, вот и пахали мы землицу дотемна, цельный день не вылазив с трахтура.  Я пахал  поле, како было сразу за погостом. И ужо кады стало смеркаться и оставалось допахать совсем маненько, сморил меня проклятый сон. Проснулся, кады услыхал, шо ломаются дерева. Открываю зенки:
Боже ш ты мой! Мой трахтур посередь погосту. Распахал нескоко могил. Осморелся я и давай потихоньку выбираться с погосту. Ни одново креста боле не задел. Вот ужо и конец погосту, далее мое поле. Уже кады я выежал с погосту меня по хребту как огреет хто-то палкой. От испугу я остановился и потихоньку стал повертать голову взад, шоб посмореть хто меня так огрел. Сморю, а енто дрын зацепился меж шипов и врезал мне по хребту.
Во така вот наука неча спать, кады пахать надоть.


Продолжение следует.http://www.proza.ru/2011/10/24/1145