В стране добрых людей и советской истории. День 4

Свеана
Этот рассказ не законченное литературное произведение, а просто длинное письмо-воспоминание о совместном отпуске, проведенном в горах четырьмя туриками-спортсменами. Вполне вероятно, что я его со временем доработаю, причешу. Но пока прошу извинить за некоторые корявости изложения.



ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ

4 день

Фотографии можно посмотреть здесь на 2 стр. – последние 5

Утренние облака долго не могли определиться, куда им пойти: толи пониже и стать дождем, толи повыше и растаять в синеве.
Утром мы с Юлей снова долго и разнообразно зажигали газ. В этот раз у нас получилось немного быстрей, чем вчера.
Свернули лагерь, а тут дождик. Срочно надо заталкивать вещи в рюкзак! Как всегда, Морозовы собрались быстро, я приотстала, а у Эли – куча вещей на земле. Морозовы немного посидели рядом, а потом, опять же традиционно сказав: догоните, пошли вперед.
Когда и мы с дочей пошли, небольшой дождь несколько раз накрывал нас, но мы уже вытащили накидки и были во всеоружии.
Через часик возле дороги мы увидели две юрты и людей. Юля тут же загадала: хорошо бы купить молока. По окрестным горам бродили коровы и лошади, так что шансы разжиться молочным были. А возле юрты красовалась машина – потрепанный «Москвич». Потом мы узнали, что это сборщик молока и кумыса приехал за продуктами. Нас тоже заметили. Не так уж много людей тут ходит по здешним дорогам. Люди замахали руками, приглашая в гости. Мы не стали ломаться, сняли рюкзаки, оставили их на обочине и отправились на приём. Скорость, с которой был накрыт маленький столик возле юрты, просто поразила. Казалось, тут только нас и ждали. Всё уже было подготовлено, а гости дорогие всё не шли и не шли. Тут же к столику подсели все хозяева – 4 поколения. Мелкие дети, конечно, не сидели за столом. Не до того им было. Потом уже, вспоминая эту встречу, мы удивлялись: как они живут спокойно, уверенно, видя рядом детей, внуков и правнуков, которые продолжают твоё дело, заботятся о стариках, а пожилые присматривают за ребятишками. Может быть, это и есть счастье?
Угощали нас всякими вкусностями: творог, каймак, лепёшки, кефир, молоко, кумыс. Морозовы не рискнули попробовать кумыса – боялись последствий от непривычной пищи. Вся пища была очень вкусная, свежайшая. В городе такого не попробуешь. Пища богов!
Напоследок мы попросили дать нам бутылку кефира и молока. Бутылки мы с собой захватили – наши полулитровые для воды. Хозяева ужаснулись такому малому размеру наших аппетитов. Молодая женщина побежала в юрту, принесла литровые и полуторалитровые бутылки. Как мы ни отнекивались, нам их торжественно передали. Еще в довесок стали предлагать каймак, разрезов пополам бутылку. Я была в ужасе: как мы его понесём? Он же размажется по рюкзаку! Но бабулечка так ловко насадила сверху вторую половину бутылки, что, можно сказать, получилась монолитная конструкция. Потом мы всё-таки замотали стык лейкопластырем. На всякий случай.
Мы протянули 100 сомов. Хозяева сначала удивились, потом долго отказывались. Ну, как же! Они нас просто пригласили. Закон гостеприимства. Но Андрей сумел их уговорить. В глубинке, конечно, 100 сомов – большие деньги. Нам они тоже не лишние, но что ж борзеть? На базаре мы бы так и заплатили. За молочные продукты. Вот какая цена у гостеприимства?..
Снова дорога.
Через полкилометра нас еще раз попытался зазвать в гости мальчишка. Их юрта стояла в удалении в боковом отщелке. Но мы уже были слишком сыты, чтобы останавливаться повторно.
Шли по настоящей правильной грунтовой дороге, на которой были хорошо видны следы колес. Перед выходом в большое ущелье Каракол восточный всё чаще замечали юрты.
Наш командир сверху окинул орлиным оком реку Каракол восточный. Надо сказать, что в наших горах и ущелье, и главная его река называются одинаково. Ущелье Каракол восточный и река Каракол в. (как пишут на картах).
- Нам на ту сторону, - сообщил нам «хорошую» новость Андрей.
- Опять в брод?!! – огорчились женщины. – Мы только успели высушить ботинки после тех бродов!
Всё это была ерунда. Ботинки, носки… Когда мы подошли ближе к реке и увидели какое там течение!!! Сколько там воды!!! Тут надо наводить такую переправу!.. По всем правилам: с веревками, полиспастами и прочими хитростями.
- Не пойдём! – Юля решительно выразила наше женское мнение. – Давайте поищем мост или разлив.
Мы с дочей активно поддержали эту идею. Андрей очень быстро дал себя уговорить. Мост так мост. Мы повернули на запад и пошли вверх по ущелью. Скоро нас догнала машина. Очередной драный «Москвич». Здесь, в Нарынской области, это, вероятно, народный автомобиль. Шофер остановился, пассажиры вылезли и пустились в разговоры с Андреем. Когда мы подтянулись к этой группе, то услышали хорошую новость: мост есть! Ура! А то как-то жутенько смотреть на эти воды и представлять, как будешь удерживаться при таком сильном течении.
Денек, вроде бы, распогодился, когда мы сидели в гостях, а потом снова с верховьев потянуло облака и тучи. Мы шли по ущелью, а мост всё не показывался. «Тут рядом. Рукой подать», - сказали местные жители. Ох, и длинные у них оказались руки! Уже и есть хочется. Хоть в гостях перекусили, но организм просит своё.  Дорога спустилась к реке, и мы, наконец-то, увидели мост нашего спокойствия.
Решили пообедать на этой стороне. Пока вытаскивали из рюкзаков продукты, кастрюли, горелку, пока зажигали газ, маленький дождик перешел в ливень с ветром. Всё небо обложило беспросветными тучами.
Надо срочно ставить палатку! Андрей прошел немного вперед по дороге и скоро вернулся:
- Там дальше есть развалины какого-то дома, если мы поставим палатку внутри, стены будут нас защищать от ветра. Давайте переносить вещи. Светлана, оставайся доготавлить, а мы пока всё перетаскаем.
Суп из пакета уже сварился, чай успел закипеть, когда ко мне пришла Юля – помочь нести кастрюли. Забавная это была картина. По дороге в развевающихся накидках идут две женщины и несут в руках две парующие маленькие кастрюльки: на полтора и два литра. А идти надо метров двести.
Палатка уже стояла, рюкзаки занесены под навес. Мы с Юлей и кастрюльками залезли внутрь. Ооо… Как тут тепло!.. Нет ветра и дождя…
Неторопливо отобедали, посидели. Понятно было, что на сегодня уже все хождения кончились. Надо же разобрать рюкзаки – постелить в палатке, уложить удобно под тент продукты и личные вещи. Выходить на «улицу» - глупо. Вещи намочишь. Поэтому всё это проделывали в палатке на пятачке 2,5 х 2,2 метра. Один разбирал свой рюкзак, трое, прижавшись к одной стеночке, старались максимально уменьшиться. И так по очереди. Потом залезли в уютные спальники, пригрелись и уснули.
К вечеру обнаружили, что лето временно кончилось. Выпал снег.
На закате к нам приехал на коне чабан – молодой мужчина, очень хорошо говоривший по-русски. Он остановился возле наших развалин, пригласил в гости, соблазняя кумысом. Юля с Андреем отказались наотрез. Беседа велась традиционно, как у царя Салтана: ой, вы, гости, господа, долго ль ездили? Куда? Ладно за морем иль худо? И какое в свете чудо? 
Через некоторое время к нам подъехал другой чабан, гораздо старше первого. С ним разговаривать было гораздо труднее. Русский язык ему давался с трудом.
Все чабаны были из ближайших сёл. А ближайший крупный город – Кочкорка. О нём они говорили с большим уважением. Когда гости разъехались, Андрей у меня спросил:
- Что это за город такой Кочкорка? Ты там была?
- Нет, не была, - ответила я. – Про него я знаю только то, что тамошняя картошка очень хорошая.
Перед сном Андрей снял свои многофункциональные часы и замерил температуру за бортом. О! Эти часы – отдельная песня. В них столько всего было напихано, помимо времени и календаря. Очень, например, нужная в горах вещь – альтиметр. Мы чуть ли не на каждом привале спрашивали: «Какая сейчас высота?». И тут начиналось самое главное. Да! Часы показывали высоту. Но! В футах. Вот вы сейчас, с маху скажите: сколько в метре футов? Воооот… То-то и оно. Мы тоже долго вычисляли, шевелили мозговыми извилинами и блистали дедуктивными выводами. Приблизительно решили делить на три.  Возвращаемся к температуре. Часы температуру мерили. Но! Вы догадались? Они мерили ее по Фаренгейту. После некоторых дебатов приблизительно, мы так решили, что результат замеров на сегодняшний день – градусов 5 по привычному нам Цельсию.
Ночью спать было холодно. Мы с дочей, как обычно, накинули на спальники свои пуховки. А еще сверху накрылись накидками от дождя - так тепло лучше удерживается. Потом среди ночи я одела термоноски, чего никогда не делаю. Потом достала полотенце и замоталась в него. Всё равно спать было не комфортно.