Первым делом самолёты

Ирек Фатхелисламов
           - Жди меня, война закончится, поженимся. Ты согласна?
           - Согласна…
             Этот трогательный диалог состоялся между парнем с красивым именем Алёша  и девушкой необыкновенной красоты Машей из Ступина, незадолго до окончания войны.
           - В последнюю военную весну я находился в командировке в Крутышках как специалист по авиавооружению, - вспоминает Алексей Дмитриевич не забываемые мгновения своей военной юности.
           - На аэродроме лётной войсковой части мы собирали самолёты, поставляемые из Великобритании по ленд - лизу. Нас, авиаторов было всего человек 6 - 7, но все зубры в своем деле, за плечами каждого - огромный опыт по обслуживанию авиационной техники. Собираемые истребители «Эркобра» и бомбардировщики «Бостон» к нам поступали в ящиках, в виде запасных частей. Затем, проходя через наши умелые руки, за 3 - 4 дня машина становилась на крыло.
           - А с девушкой  на аэродроме познакомились?
           - Что Вы, на аэродроме не до девушек было, там для нас первым делом были самолёты. А с Машей я познакомился на увольнении, в воскресный день на улице Ступина. Работала она бухгалтером в подсобном хозяйстве 150-го оборонного завода.
           - Стало быть, вы своё слово сдержали.
           - А как же. Мы, авиаторы, словами не бросаемся. Как сказал, так и сделал. После Победы получил отпуск и тут же приехал в Ступино, к родителям любимой девушки с твёрдым намерением просить её руки.
           - И…
           - И она сдержало своё девичье слово. На другой же день мы пошли в ЗАГС. После женитьбы я уехал в свою часть, в Кубинку, где служил на аэродроме механиком авиавооружения.
           - Алексей Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, за что Вы награждены медалью «За оборону Москвы»?
           - Свой рассказ начну с того, что я был призван в ряды Красной Армии ещё в довоенное время, в мае 1941 года. Меня направили в Ярославскую область, в школу младших авиационных специалистов с годичным циклом учёбы. Когда началась война, срок учёбы сократили до четырёх месяцев. Мы, курсанты, занимались изучением только материальной части. Другие второстепенные предметы из программы обучения были исключены, и в сентябре 1941-го нас выпустили. Из школы, по направлению, попал в действующую армию: сначала в Тулу, а затем в Подмосковный военный аэродром "Чкаловский". Там стоял 126-й истребительный авиационный полк, который защищал небо Москвы, и меня назначили мастером авиационного вооружения. Занимался в основном обслуживанием самолётного стрелкового и артиллерийского вооружения. В эскадрилье работы хватало. Ведь наши самолёты патрулировали небо в подступах к Москве и над Москвой, чтобы не допустить прорыва немецких бомбардировщиков к столице. Через шесть месяцев, в августе 1942 года, новое назначение. На этот раз получил направление в 28-й истребительный авиационный полк, что на Внуковском аэродроме. Здесь уже исполнял обязанности механика авиационного вооружения и был произведён в сержанты.
           - Чем отличаются функции мастера от механика?
           - Будучи мастером, обеспечивал и обслуживал авиационное вооружение, а став механиком, эксплуатировал его. Одним словом, отвечал за исправность вооружения самолётов в ходе воздушного боя. После боевых вылетов обо всех неисправностях по части вооружения меня немедленно ставили в известность.
           - Алексей Дмитриевич, у меня возникло ощущение, что вы очень любили своё дело. Давайте на минутку представим, что после 65-летнего перерыва, Вы опять, каким - то образом попали в  свой родной полк, и перед вами поставили авиационную пушку ШВАК. Вы смогли бы его зарядить и произвести выстрел?
           - Когда - то я не только мог произвести выстрел, но с закрытыми глазами мог разобрать и собрать её. Думаю, и сегодня мог бы попасть в цель, но для этого пришлось бы  надеть очки.
            
             Из досье автора:
             Павлов Алексей Дмитриевич, 1922 года рождения, уроженец д. Волки Островского района Псковской области. В ряды РККА призван в мае 1941 года. Службу проходил в ВВС, сначала был мастером авиационного вооружения, а затем - механиком авиавооружения.  Демобилизован из Вооружённых Сил СССР в 1963 году в воинском звании старшина. 
             Награждён орденами Красная Звезда, Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «За безупречную службу 1,2,3 степени», «Ветеран труда» и другими.             
             Его трудовая биография связана с межрайонным предприятием Треста газового хозяйства, где он работал с 1963 по 1991 годы мастером.