Антикварная лавка

Рэдрик Серый
Петр наконец-то собрался духом и зашел в этот магазинчик. "Антикварная лавка" - гласила табличка рядом со старой пластиковой дверью. Когда Петр открыл дверь, раздался звон колокольчиков, висящих на потолке. Молодого человека передернуло. Этого звука он не слышал никогда, хотя ему рассказывала мама, что еще в ее молодости такие колокольчики были в каждом магазине: их вешали, чтобы знать, когда заходит клиент. В эру Искусственного Интеллекта это казалось смешным. 

Петр ожидал увидеть какую-нибудь жуть вроде оленьих рогов или манекенов, наряженных в костюмы прошлого, как показывали в фильмах. Но все оказалось обыденно: стойка, за которой стоял робот, классический желто-красный мягкий материал вокруг.
- Добро пожаловать в Антикварную Лавку! Дверь справа от вас - музей, слева - кабинет хозяина магазина, прямо - склады. Приятного времяпрепровождения! - мягким баритоном выдал робот.

Немного поколебавшись, Петр отправился в музей.

Первые два зала, посвященные позапрошлому веку были жутко скучными: костюмы, модели жилищ, приборы, называвшиеся сотовыми телефонами, бытовая техника, безобразные компьютеры, занимавшие аж полстола и весившие до двух-трех килограмм. Само понятие "музей" было архаичным. Но кое-что заставило Петра прийти в эту лавку и пропустить день работы.

Вот оно. То, что притянуло его внимания, когда он увидел рекламу этого антикварного магазинчика.

"Духовные ценности прошлого" - четвертый зал. Петр, обогнув очередную витрину с первой моделью робота, свернул в этот самый четвертый зал.

Зайдя туда, молодой человек остолбенел. На него буквально хлынул поток давно забытых слов: совесть, честь, мужество, доброта, бескорыстие... Вокруг были фотографии, ментоскопические диаграммы, рисунки... "Человек с ярко выраженной совестью". Фотография изображала женщину, немолодую, слегка сутулую, в очках, очень худую, в глазах ее не было современной дерзости. Ничего не было... А вот диаграмма какого-то поэта, погибшего, защищая честь. Если сравнить показатели с показателями диаграммы любого современного человека, то поэт окажется сумасшедшим по нынешним меркам.

Петр огляделся по сторонам. Не хватало еще одного чувства, одной ценности.
- Удивлены, молодой человек? - раздался вдруг человеческий голос сзади. Голос робота не мог быть с хрипотцой.
- Да, пожалуй... Но только у вас тут не все. - Произнес Петр, поворачиваясь. Перед ним был пожилой человек, лет ста пятидесяти, с короткими седыми волосами, все время щурившийся.
- Не все? И чего же, по-вашему, не хватает?
- А где же.... Где у вас тут... Почему я не вижу любви?
- Любви? Вот оно что... И вы туда же... Я вам объясню, почему нет любви. Как называется зал? Верно. Духовные ценности прошлого. Для нас прошлое это лет сорок назад, то есть предыдущий век. А любовь, вы считаете, это уже в прошлом?
- Ну да... Это раньше брак заключали, когда между мужчиной и женщиной возникала любовь. А сейчас ведь, если между представителями двух разных полов возникают взаимно выгодные отношения, то они вправе заключить брак.
- Да, да, да... Все верно, все так. Но вы подумайте. Лучше даже вспомните. Когда вам было тринадцать лет и вы только еще заканчивали школу, вы ни к кому не испытывали особенных чувств? К какой-нибудь белокурой красотке, умной, как ходячая энциклопедия или, может, к высокой стройной брюнетке с глазами, точно изумруды?
- Да... Было... Такое... Варвара... И я тогда влюбился, точно! Как же я мог забыть!
- Скоро уже мы все позабудем, кроме того, что помогает нам зарабатывать деньги или их тратить. Как видите, любовь еще жива. Еще теплится ее огонь в наших сердцах. И пока еще существует это последнее великое чувство, есть интерес жить. Но увы, не думаю, что этого огонька хватит разжечь былые пожары, полыхавшие когда-то.... Не хватит...